Светлана Миночкина
Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Родственные слова» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия
по теме : «Родственные слова»
для детей старшего дошкольного
возраста с ОНР
Цель: Познакомить детей с понятием «родственные слова»;
Задачи:
– Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова»
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по теме „Родственные слова“ для детей старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
– Продолжать расширять словарный запас детей, систематизировать его по группам родственных слов;
– Формировать умение анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию классифицировать их;
– Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, вербальную память, логическое мышление;
– Формировать навыков сотрудничества, самостоятельности, активности;
Оборудование: дерево, предметные картинки, посылка, «Волшебная книга сказок».
Ход занятия.
I. Организационный момент.
– Ребята, Послушайте внимательно и ответьте, о каком времени года я загадаю загадку?
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (Зима)
– О каком времени года загадка? (О зиме)
– Если мы посмотрим в окошко, то увидим, что пришла зима. Без чего не бывает зимы? (Без снега)
– Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Мы поиграем с этим словом.
II. Основная часть.
1. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
– Я буду читать стихи, а вы добавляйте слова.
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
Вот веселье для ребят —
Все сильнее. (Снегопад.)
Его слепили дети ловко,
из снега сделали клубки.
Вместо носика морковка,
вместо глазок угольки.
(Снеговик)
Девочка из снега или изо льда.
К нам она приходит в Новый год всегда.
С дедушкой подарки щедро раздает,
Водит хороводы, песенки поет.
(Снегурочка.)
В зимний день по снежной корке
Он меня катает с горки.
С ветерком промчаться рад
Мой веселый. (Снегокат)
На каждую загадку выставляется картинка с изображением отгадки.
– Назовите мне все слова отгадки
(Снег, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегокат).
– Ребята, какое слово спряталось в этих словах (Снег)
2. Дидактическая игра «Поймай слово»
– Я буду называть слова, если услышите слово «СНЕГ», ловите его ладошками
Снег, зима, снегопад, вьюга, снеговик, Снегурочка, мороз, лед, снегокат.
– Молодцы. Вспомните, какие слова вы поймали?
(Снег, снегопад, снеговик, Снегурочка, снегокат).
– Это слова-родственники. Они дружат между собой и похожи не только по произношению, но и по значению — все слова связаны со снегом.
На доске крепится волшебное дерево. На ветви которого дети прикрепят картинки.
– Главное слово – слово «Снег» Это слово будет жить в корне дерева.
Я раздам вам картинки. Будьте внимательны. На волшебное дерево можно вешать только слова родственники слову «Снег»
Раздаются картинки: снегопад, снеговик, Снегурочка, снегокат.
3. Согласование прилагательного и существительного.
– Ваня, у тебя что? (У меня снегокат)
– У тебя какой снегокат? (У меня пластмассовый снегокат)
– Повесь пластмассовый снегокат на ветку. И т. д.
4. Физминутка: Снеговик (В. Егоров)
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Идем по кругу, изображая, что катим перед собой снежный ком)
Он превратится в толстый ком,
(«Рисуем» обеими руками большой ком)
И станет ком снеговиком.
(«Рисуем» снеговика из трех комов.)
Его улыбка так светла!
(Широко улыбаемся)
Два глаза, шляпа, нос, метла!
(Показываем глаза, прикрываем голову ладошкой, дотрагиваемся до носа, встаем прямо, как бы держа воображаемую метлу)
Но солнце припечет слегка –
(Медленно приседаем)
Увы! – и нет снеговика.
(Разводим руками, пожимая плечами)
5. Сюрпризный момент (Закрепление пройденного материала)
– Посмотрите, кто к нам пришел? СНЕГОВИК-ПОЧТАЛЬЁН. Он принес посылку. А в посылке «Волшебная книга сказок».
– Много-много лет назад появилось на свете слово СНЕГ. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А слово это и говорит : «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево». Посадили люди слово СНЕГ и стало оно расти.
Сначала один росток пустило (СНЕГОПАД, потом второй (СНЕГОКАТ, третий (СНЕГУРОЧКА, четвертый (СНЕГОВИК)
Много ростков появилось от слова снег. Все они на него похожи, но и своё в каждом есть. Вот какое дерево выросло!
Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ
И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.
6. Определение значений слов
– Ребята, давайте проверим, похожи ли наши слова на слово СНЕГ?
Что значит снегопад? (Дети объясняют значение слов)
Снегопад- снег падает
Снеговик - это значит, что он вылеплен из снега.
Снегурочка- девочка из снега
Снегокат— это детский транспорт, который катится по снегу.
– Все слова относятся к снегу?
III. Итог занятия
– Ребята, мы сегодня познакомились со словами-родственниками. Давайте вспомним их. (Снегопад, снеговик, Снегурочка, снегокат)
– Снеговику очень понравились ваши ответы, и он хочет угостить вас сладкими снежками, от которых горло не болит. (Снеговик раздает детям зефир). До свидания.