Светлана Дрогайцева
Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме «Животные жарких стран»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран» (животное, хищник, джунгли, саванна, слон, тигр, лев, зебра, бегемот, носорог, крокодил, обезьяна, хобот, клык, коготь, шерсть, добыча, охота; охотиться, бросаться, настигать, питаться; сильный, хищный, травоядный, мощный, крупный). Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами. Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных). Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе. Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе. Совершенствование фонематических представлений. Совершенствование элементарных математических представлений, навыков составления и решения задач.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ОНР старшего дошкольного возраста по теме „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового анализа, тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.
Оборудование. Наборное полотно, мольберт, альбом «Живая природа. В мире животных», альбом «Мир природы. Животные», магнитофон с записью звуков джунглей и голосов животных жарких стран, крупные игрушки — животные жарких стран, тропические растения в горшках, полые трафареты животных жарких стран, контейнеры с карандашами, альбомные листы по числу детей, разноцветная бумага для заметок на клеевой основе.
Ход занятия
1. Организационный момент (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона.)
Логопед приглашает детей в кабинет, в котором среди тропических растений в горшках расставлены крупные игрушки — животные жарких стран, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран. Логопед читает стихотворение.
Логопед.
В жарких странах носороги
Просто ходят по дороге.
Мокнут в речке бегемоты.
Львы выходят на охоту.
Крокодилы, обезьяны,
Зебры — жители саванны.
И тропические птицы.
Есть чему тут подивиться!
В. Нищева
Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных. А чьи голоса вы сейчас слышали?
1-й ребенок. Я слышала, как трубил слон.
2-й ребенок. А я слышал рычание тигра.
3- й ребенок. Мне кажется, что слышалось рычание льва.
4-й ребенок. Были слышны крики обезьян.
Логопед проходит на ковер и зовет за собой детей.
Логопед. Вот на этой поляне, кажется, никого нет. Давайте расположимся на ней.
Дети садятся на ковер. Логопед выключает проигрыватель.
2. Упражнение «Расскажи о животных». (Развитие связной речи. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.)
Логопед помещает на мольберт, стоящий перед детьми, плакат «Животные жарких стран из альбома «Живая природа.
Логопед : Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Вспомните план рас сказа.
Дети: Нужно назвать животное, сказать, где оно обитает, а потом описать его, рассказать, какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.
Логопед. Правильно. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.
1-й ребенок. Я вижу слона. Он обитает в джунглях в Африке или Индии. Это очень крупное животное серого цвета. У слона огромная голова с большим ушами и длинным хоботом; мощное туловище, покрытое толстой кожей, толстые ноги, тон кий хвост с кисточкой на конце. У слона маленькие глаза и острые бивни. Дети слона — слонята. Питается слон листьями тропических растений. Люди используют его как сильное животное для перевозки и переноса грузов.
2-й ребенок. А я увидел тигра. Это крупное хищное животное. Тигр яркий, полосатый. У него роскошный блестящий мех. У тигра мощное туловище, большая голова с круглыми ушами, сильные лапы и толстый хвост. У тигра острые зубы и когти. Он питается другими животными. Например, нападает на антилоп. Детеныши тигра — тигрята.
Остальные дети могут составить рассказы в вечерний отрезок времени. Логопед предлагает детям определить лучшего рассказчика и аргументировать свой выбор.
3. Упражнение «Кто самый внимательный». (Развитие речевого слуха. Совершенствование фонематических представлений.)
Логопед. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названиях которых есть звук [р].
Дети. Жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил.
Логопед. Теперь назовите животных, в названиях которых есть звук [л]. Дети. Слон, крокодил.
Логопед. Есть ли здесь животные, в названиях которых есть звук [с]?
Дети. Да, есть. Носорог, слон.
Логопед. Отлично. Вы справились с этим заданием.
4. Упражнение «Разноцветные листочки». (Совершенствование навыков слогового анализа.)
Логопед раскладывает на ковре разноцветную бумагу для заметок на клеевой основе.
Логопед. А теперь разделите названия животных на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть красными листочками, слова из двух слогов — зелеными, из трех — желтыми, из четырех — синими.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1– й ребенок. В слове тигр один слог.
2-й р е б е н о к. В слове жираф два слога.
Когда все животные на плакате оказываются закрытыми, логопед оценивает работу детей и убирает альбом.
5. Пальчиковая гимнастика «Где обедал, воробей?» (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.)
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает встать в круг и сделать пальчиковую гимнастику.
— Где обедал, воробей? Машут перекрещенными ладошками.
— В зоопарке у зверей. Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.
Пообедал я сперва
за решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил Опять изображают раскрывающуюся пасть.
Чуть меня не проглотил.
С. Маршак
6. Игра с мячом «Скажи наоборот» (Обогащение экспрессивного словаря словами-антонимами.)
Логопед берет в руки мяч.
JIогопед. Следующая игра вам знакома. Учимся подбирать слова-«наоборот». Я начинаю предложение и бросаю мяч вам. Вы ловите мяч и заканчиваете предложение. У жирафа длинная шея, а у бегемота.
1- й ребенок короткая.
Логопед. У обезьяны тонкий хвост, а у тигра.
2-й ребенок. толстый.
Логопед. У слона большие уши, а у зебры.
3-й ребенок. маленькие.
Логопед. У бегемота широкая спина, а у зебры.
4-й ребенок. узкая.
Логопед убирает мяч.
7. Игра «Чей? Чья? Чье? Чьи?» (Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование притяжательных прилагательных).)
Логопед предлагает детям сесть на ковер и вновь ставит на мольберт альбом. Он сдвигает самоклеящиеся листочки так, чтобы быт видны части тела животных.
Логопед. Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта и так далее. Расскажите, что вы видите.
1- й ребенок. Я вижу крокодилий хвост.
2- й ребенок. Я вижу обезьянью голову.
3- й ребенок. Я вижу слоновье туловище.
4- й ребенок. А я вижу тигриные лапы.
Логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз.
8. Упражнение «Кто скорее?» (Развитие тонкой моторики.)
Логопед приглашает детей за столы, где уже стоят контейнеры
с трафаретами и карандашами, лежат альбомные листы.
Логопед. Выберите но одному трафарету, обведите его но внутреннему контуру, а потом заштрихуйте простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.
Лети выполняют задание. Логопед предлагает им определить того, кто выполнил задание быстрее и аккуратнее всех.
9. Упражнение «Веселая задача». (Совершенствование элементарных математических представлений, навыков составления и решения задач.)
Логопед собирает листы, трафареты и контейнеры с карандашами.
Логопед. И в конце занятия решите веселую задачу.
Слон, слониха, два слоненка
Шли толпой на водопой.
А навстречу два тигренка
С водопоя шли домой.
Сосчитайте поскорей.
Сколько встретилось зверей.
В. Волина
Дети. Встретилось шесть зверей.
Логопед. Как вы решили эту задачу?
Дети. Слон, слониха и два слоненка — это один плюс один плюс два, получается четыре. И два тигренка, это четыре плюс два, получается шесть.
Логопед. Молодцы! Верно решили задачу!
10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)
Логопед предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли, какие задания выполняли, что им было интересно делать. Можно предложить детям оценить работу друг друга