Елена Геннадьевна Хоренко
Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Лунтику»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «речевое развитие».
Актуальность.
У ребёнка с нормальным речевым развитием к 5 годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развёрнутыми фразами, используя сложносочинённые и сложноподчинённые конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний. Если в грамматическом оформлении речи у детей встречаются устойчивые ошибки, то можно говорить о лексико-грамматическом недоразвитии речи. Дошкольники 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки правильно сформированной речью, впоследствии, составляют группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Имея полноценный слух и интеллект, у таких детей не формируется готовность к усвоению школьной программы.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „В гости к Лунтику“» размещена в разделах
Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях являются эффективными средствами коррекции, помогающими в достижении максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.
Тема занятия : “В гости к Лунтику”.
Цель: создавать условия для совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование относительных прилагательных, с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Коррекционно- Образовательные:
- уточнение и расширение словаря по теме “Фрукты”, “Насекомые”, “Цветы”;
- совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение согласного на фоне слова);
- употребление предложно-падежных конструкций;
- согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
- образование относительных прилагательных;
Коррекционно-Развивающие:
- активизация связной речи;
- развитие фонематических представлений;
- развитие слухового, зрительного внимания;
- развитие тонкой и общей моторики;
Коррекционно-Воспитательные:
- прививать навыки самоконтроля при выполнении упражнений;
- воспитывать доброжелательность, инициативность, желание помогать;
- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Материал и оборудование:
Разрезная картинка с изображением ромашки, предметные картинки с изображением цветов, насекомых, муляжи фруктов, вазы для слогового анализа слов, разрезная азбука, картинки «бусины», мультимедийный проектор, ноутбук, музыка из мультика, мольберт.
Организационный момент
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети входят в группу и встают в круг.
Дети включаются в занятие добровольно.
Дети: стебель, листик, лепестки, сердцевина.
Дети: ромашка!
Л: Здравствуйте ребята, какие вы сегодня красивые у вас добрые и ласковые улыбки от которых мне очень тепло и радостно.
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поздороваемся с нашими гостями. А теперь с хорошим настроением пройдем за столы.
Логопед : Назовите части цветка, которые вы взяли.
Что это за цветок?
Логопед : Этот цветок волшебный. Он поможет нам перенестись в сказку.
«Глазки закрываем, до пяти считаем – 1, 2, 3, 4, 5.
в сказку попадаем».
Однажды на Луне родился необычный малыш. И случилось так, что он попал на землю, где нашёл много новых друзей.
Сегодня на занятии мы вспомним сказку о Лунтике и его друзьях насекомых.
Эмоциональный настрой.
Каждый ребёнок получает от логопеда часть цветка.
Составление цветка на мольберте.
1 слайд. Звучит музыка.
2. Основная часть занятия.
Деятельностьдетей Деятельность педагога Примечание
Дети выполняют гимнастику для глаз.
Дети: Кузнечик Кузя, Баба Капа, бабочки, гусеницы Пупсень и Вупсень.
Дети: Пчелёнок сидит в цветке.
Бабочка летает над ромашкой.
Кузнечик Кузя сидит на листочке
Дети: Это божья коровка Мила.
Дети: У меня мак. У меня клевер, ромашка, василёк, тюльпан, роза.
Дети отхлопывают количество слогов в названии цветов и ставят цветок в соответствующую вазу.
Дети отвечают и показывают действия.
Пчела – летает
Бабочка – порхает.
Кузнечик – прыгает
Гусеницы- ползают
Дети выставляют на доску “бусины” с картинками рядом с соответствующими буквами.
Дети: добрый, смешной, весёлый, любопытный, пушистый, большой, отзывчивый.
Дети: рассматривают фрукты. Отвечают на вопросы.
Ребё нок: Это яблоко! Яблочное
Ребё нок: Слива. Сливовый.
Ребё нок: Персик. Персиковое.
Ребенок: Груша! Грушевый.
Ребё нок: Банан. Банановое.
Ребё нок: жёлтый, овальный, кислый
Лимонный. Логопед : Проследите за полётом насекомых, не двигая головой. Следим только глазками.
На картинку с изображением ромашки прилетают насекомые.
Логопед : Каких друзей Лунтика вы видите?
Логопед : Ребята посмотрите на ромашку. Составьте предложения про насекомых, используя маленькие слова-предлоги.
Логопед : Лунтик приглашает всех друзей в гости в домик на дереве. Отправляемся в путь. Кто же это лети нам на встречу?
Логопед : Мила очень любит цветы. Сколько цветов она нарвала на лугу! (каждый получает цветок). Назовите свои цветы.
Логопед : Давайте насладимся ароматом цветов. Делаем короткий вдох и произвольный выдох.
Логопед : Ребята поможем Миле расставим цветы в вазы.
(мак, роза, василек, ромашка, тюльпан, сирень)
Логопед : Дом Лунтика на высоком дереве. Что бы к нему попасть нам надо перейти ручей. Как друзья Лунтика переберутся через него? Вспомните и покажите, как передвигается насекомые «друзья Лунтика».
Логопед : На берегу ручья мы встретили тётю Мотю.
Тётя Мотя – черепаха. Она рассыпала свои бусы. Ребята, поможем тете Моте собрать бусы. Определите первый звук в названии картинки на бусине и вставьте бусину рядом с соответствующей буквой:
Н Носок
И Игрушки
П Пуговица
К Кот
У Улитка
В Волк
Логопед : Вот мы и пришли в гости к Лунтику. Он встречает нас! Подберите слова, отвечающие на вопрос какой? Лунтик какой?
Логопед : Баба Капа готовит вкусное угощение для друзей Лунтика. Поможем ей?
Тесто ручками помнем (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем (как будто мнем тесто)
Серединку смажем джемом (круговые движения ладошками)
А верхушку сладким кремом (по плоскости стола)
И кокосовою крошкой мы присыплем торт немножко.
Логопед : Баба Капа приготовила вкусные блюда из фруктов.
Логопед : У кого фрукт – круглый, красный, гладкий?
Логопед : Из яблока приготовили повидло. Повидло какое?
Логопед : Этот фрукт – овальный, синий, маленький.
Логопед : Из сливы сварили компот. Компот какой?
Логопед : Этот фрукт – круглый, бархатистый, сочный.
Логопед : Из персиков сварили варенье. Варенье какое?
Логопед : Про следующий фрукт отгадайте загадку:
“Ты на лампочку похожа.
У тебя румяный бок,
А откусишь – брызнет сок”.
Логопед : Сок из груши какой?
Логопед : Следующий фрукт – жёлтый, продолговатый, сладкий.
Из банана сделали пюре. Пюре какое?
Логопед : Остался последний фрукт. Это лимон. Опишите его сами.
Из лимона сделали пирог. Пирог какой?
Логопед : Молодцы ребята! Посмотрите сколько угощенья на столе. А нам пришла пора возвращаться в детский сад.
«Глазки закрываем, до пяти считаем – 1, 2, 3, 4, 5 домой мы попадаем».
Тренировка двигательных мышц глаз. На мольберт с ромашкой, выставляются картинки насекомых.
Составление предложений с предлогами: на, в, над, под.
2 слайд. (Лунтик)
3 слайд. (Мила)
Дыхательная гимнастика.
Работа у доски. Вазы для слогового анализа слов.
4 слайд.
5 слайд. Физ. минутка
(Звучит динамичная музыка). Дети изображают насекомых на лесной лужайке.
6 слайд.
Работа у доски.
7 слайд.
Пальчиковая гимнастика.
8 слайд. Каждый ребёнок получает муляж фрукта.
Игра «Угощение для гостей». Образование относительных прилагательных.
9 слайд.
10 слайд. Звучит музыка.
3. Заключительная часть занятия :
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети участвуют в обсуждении и подведение итога занятия.
Обсуждение. Подведение итога.
Л: - Вот и подошла к концу наша встреча с Лунтиком. С кем мы встретились по дороге в гости. Какие задания вам было легко выполнять, а какие сложно?
Рефлексия.
Заключение.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.
Список литературы:
Бойкова С. В. «Содержание работы по развитию лексики и грамматического строя у дошкольников». Логопед в детском саду. - 2005 г.
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР» С-Пб, изд-во «Союз», 2001 г.
Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания» С-Пб, КАРО- 2000 г.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера, 2003 г.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
Социальная сеть работников образования https://nsportal.ru/