Елена Кошурникова
Конспект подгруппового открытого занятия по познавательно-речевому развитию для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Грузовые и легковые машины
Задачи:
Образовательные:
актуализировать и расширить знания и представления детей о транспорте : о легковых и грузовых машинах, их составных частях, назначении, профессиях в данной сфере, правилах дорожного движения; овощах и фруктах;
продолжать учить проводить линии (прямые, волнистые, ломаные); создавать простейшие постройки из строительного материала;
активизировать словарь по теме;
закрепить понимание и употребление в речи пространственных предлогов «к, по, на, с»;
учить употреблять в речи разные типы простых предложений.
Публикация «Конспект подгруппового открытого занятия по познавательно-речевому развитию для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Коррекционно-развивающие :
развивать зрительное, слуховое, тактильное восприятие; произвольное внимание, память, мышление;
развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию;
развивать познавательную активность детей;
развивать потребность в общении и формировать элементарные коммуникативные умения и навыки при взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
воспитывать интерес к профессиям на транспорте и уважение к труду взрослых;
воспитывать уверенность в своих силах, желание преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели.
Предварительная работа
рассматривание иллюстраций и книг по теме;
наблюдение за машинами на прогулке;
чтение стихов А. Барто «Грузовик», С. Волкова «Про правила дорожного движения», рассказов Н. Павловой «На машине», В. Берестова «Про машину»;
отгадывание загадок;
дидактические игры «Сложи разрезную картинку», «Бродилки», «Машины»», «Перекресток»;
подвижная игра «Автомобили и воробышки»;
строительная игра «Построим машину»;
сюжетно- ролевая игра «Поездка на машине»;
пальчиковые игры по теме.
Музыкальное сопровождение
Песенка «Машина» сл. Л. Башмаковой, муз. Ю. Слонова
Оборудование и материалы
Магнитная доска, указка, коврик (имитация речки, кирпичики для постройки моста, игрушечная заправка, игрушечный грузовик со сломанным колесом, колесо от грузовика, муляжи овощей и фруктов, 2 миски, карточки- сигнальные знаки светофора- красный и зеленый, 2 картины с изображением грузовых машин, отличающихся деталями, таблица для установления закономерностей, запись песенки «Машина»;
Раздаточный материал: игрушечные машины, листы с контурными изображениями грузовых и легковых машин, листы с изображениями машин с недостающими деталями и 3-мя видами дорог (прямой, волнистой, ломаной, карточки «Найди такой же предмет», игра 4-й лишний предмет», нагрудные таблички с изображением грузовых и легковых машин, тряпочки: сухие и мокрые (разного цвета, карандаши, переводные картинки «машины»
I. Организационный момент.
Дефектолог заходит в группу, где дети играют с воспитателем на ковре. Дефектолог приносит с собой игрушечные машины и предлагает детям стать шоферами и отправиться с ним в путешествие.
Дефектолог:
Какая у вас интересная игра.
Типы вопросов дефектолога:
- А вы хотели бы со мной отправиться в путешествие?
- Хотели бы сегодня стать шоферами вместе со мной?
- А на чем будем путешествовать?
- Какая у тебя машина?
Давайте с хорошим настроением отправимся в путь.
Дефектолог раздает детям машины, оставляя себе одну, и вместе с детьми под музыку везет машину за веревочку к столам.
II. Основная часть.
1. Игра «Мойка машины»
Дефектолог:
Вы шоферы. А каждый шофер бережет свою машину, следит, чтобы она всегда была чистая.
Типы вопросов дефектолога:
- Что нужно сделать, чтобы машины были чистыми?
- Чем можно мыть машины?
- Какие у вас тряпочки: мокрые или сухие?
- Какой тряпочкой лучше мыть машину? Почему?- Какого цвета тряпочка? (У детей тряпочки разного цвета: желтая, розовая, голубая)
Берите тряпочки и за работу.
Типы вопросов дефектолога:
- Что ты моешь?
- Какую часть ты протираешь?
- Как называется твоя машина?
- Ты моешь не легковую машину?
- Ты моешь не колеса?
- Ты моешь фары? Салон?
- Ты моешь автобус?
Вопросы детей друг к другу с помощью дефектолога:
- Спроси у Вани: «Что он протирает?»
- Спроси у Тани: «Чистая у нее машина?»
- Спроси у Максима: «Нравится ему протирать машину?»
- Спроси у Вани: «Любит он играть с машинами?»
- Спроси у Максима: «Хочет он стать шофером?»
- Спроси у Тани: «Любит она кататься на машинке?»
Ваня, дай Максиму посмотреть твою машинку, а Максим даст тебе свою.
Обобщение
Типы вопросов дефектолога:
- Как называются ваши машины?
- Для чего нужна грузовая машина?
- Какую работу она выполняет?
- Какие грузы она перевозит?
- Для чего нужна легковая машина?
- Кто водит машины?
- Что должен знать и уметь водитель?
Использовать индивидуальные и групповые ответы.
Скажем вместе: «Легковая машина перевозит людей. Грузовая машина перевозит грузы»
2. Игра «Сравни машины»
Дефектолог:
- Ребята, на стройку приехали две грузовые машины, помогите, пожалуйста, строителям разобраться, чем отличаются эти машины. Их нужно отправить на разные объекты, а строители не знают, какую машину куда отправить.
Дети сравнивают машины: находят разные признаки (груз, колеса, фары, окна) и общие (кабина, кузов, двери, мотор, бензин).
3. Игра «Закончи ряд»
Детям предлагается найти закономерность в изображении предметов (чередуются грузовые и легковые машины) и обвести в кружок тот предмет, которым нужно закончить ряд. Сначала рассматривается образец на доске, затем дети выполняют задание на своих карточках.
Дефектолог:
- Ребята, машины выехали на улицы. По этой улице машины должны ехать в определенном порядке (рассматривают последовательность). Но последняя машина не встала на свое место. Помогите ее поставить, а иначе все машины остановятся.
Дети выполняют задание.
4. Игра «Постройка моста»
Дефектолог предлагает детям заехать на заправку.
Без чего не может ехать машина? (без бензина)
Дети вспоминают стихотворение:
«Би-би-би,- гудит машина.
Не поеду без бензина».
Дети с дефектологом едут под музыку по группе, на пути встречается «речка»
Типы вопросов дефектолога:
- Как перебраться на другой берег?
- Из чего можно построить мост?
Дети находят стройматериалы (кирпичики и пластины для заезда и съезда, «строят» мост, потом по очереди перевозят машины.
Типы вопросов дефектолога:
- К чему мы подъехали? (к мосту)
- Куда заехали? (\на мост)
- По чему едем? (по мосту)
- С чего съехали? (с моста)
5. Игра «Заправка машины»
Дети подъезжают к заправочной станции, дефектолог выполняет роль заправщика, дети-шоферов. Заправщик заправляет машины и называет сумму, которую нужно заплатить. Воображаемая ситуация - ребенок стучит по руке дефектолога столько раз, сколько нужно заплатить денег (3,4,5, затем заправщик заливает бензин.
6. Физкультминутка «Светофор»
Дефектолог:
- Шоферы, вы вымыли свои машины, заправили их бензином, а сейчас можно выезжать на дороги, ехать по делам, на работу.
Дефектолог:
«Превращу я вас сейчас
Всех в машины в этот час».
Дети оставляют машины, дефектолог вешает им на грудь таблички с изображением легковых и грузовых машин.
На дорогах надо соблюдать правила дорожного движения, знать сигналы светофора.
«Красный свет - проезда нет,
А зеленый свет горит - это значит, путь открыт.»
Дети бегают по группе и останавливаются при смене сигнальных знаков.
Дефектолог совершает преднамеренные ошибки: советует детям ехать на красный свет, стоять на зеленый.
Какие дисциплинированные водители!
7. Игра «Ремонт машины»
Дефектолог подводит детей к игрушечному грузовику с овощами и фруктами в кузове. В грузовике нет одного колеса, оно лежит рядом.
Дефектолог:
«Шофер машину разогнал
И в аварию попал».
- Может, поможем шоферу грузовика, он едет в детский сад. Если не поможем отремонтировать машину, повар не успеет приготовить обед и дети останутся голодными.
Дети ремонтируют машину и везут ее в «детский сад».
8. Игра «Помоги повару разложить овощи и фрукты»
Дефектолог:
Ребята, пока мы с вами везли машину, все овощи и фрукты в кузове перепутались, и повар не знает теперь, что ему нужно для супа, а что для компота? Поможем ему?
Дети по очереди берут по одному фрукту или овощу и раскладывают их в 2 миски, объясняя свой выбор.
9. Игра «Наведи порядок в гараже»
Дефектолог:
Пока мы с вами помогали водителю грузовика и повару, в нашем гараже все машины перепутались, встали не на свои места. Давайте наведем порядок в гараже.
Дети выделяют четвертый лишний предмет на картинках, сидя за столами, и объясняют свой выбор.
У каждого ребенка разные наборы картинок:
3 грузовые машины и 1 легковая;
3 легковые машины и 1 грузовая;
3 легковые машины и вертолет.
Прием «Скажи на ушко»
10. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую деталь и проведи машину по дорожкам»
Дефектолог:
Ребята, мне еще хочется посмотреть, какие вы внимательные шоферы, как вы хорошо разбираетесь в своих машинах.
- Кто ремонтирует машины? (слесарь, механик)
Мы сейчас отремонтируем машины.
Дети определяют, что забыл нарисовать художник на картинках, и дорисовывают недостающую деталь (кабина, кузов, колесо).
А сейчас наши машины еще раз проедут по разным дорогам.
-Какие у нас дороги? Ровная (прямая линия, извилистая (волнистая линия, с опасными угловыми поворотами (ломаная линия).
Дети проводят между нарисованными линиями свои (3 вида, при этом издают звуки «би-би-би».
III. Заключительная часть.
1. Подведение итогов.
Типы вопросов дефектолога:
- Кем мы сегодня были?
- Вам понравилось быть шоферами?
- Какие у вас были машины?
- Вам понравилось путешествовать?
- А что больше всего понравилось?
- Какая игра?
- Что было трудным? Интересным?
- Какое у вас сейчас настроение?
2. Оценка деятельности (индивидуальная).
- Ваня хорошо протирал и ремонтировал машину.
- Максим строил мост как настоящий строитель, рисовал красивые дорожки.
- Соня замечательно наводила порядок в гараже, помогала повару разделить овощи и фрукты.
3. Поощрение детей.