Светлана Атаева
Конспект индивидуального логопедического занятия «Постановка звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Постановка звука [Р].»
1. Цель занятия : учить ребёнка правильно произносить звук [Р] с использованием механической помощи.
2. Задачи.
Образовательные:
- формировать правильный уклад артикуляционного аппарата при постановке звука [Р];
- формировать зрительный, слуховой, кинестетический образ звука.
Коррекционные:
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Постановка звука [Р]“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- развитие артикуляционной моторики;
- тренировать артикуляционный аппарат ребенка в переключаемости с одного вида движений на другие;
- учить выделять звук [Р] среди других звуков;
- учить определять место звука в слове;
- формировать сильную, длительную воздушную струю;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- вызвать у детей интерес к своей речи и желание заниматься с логопедом;
- повышать самооценку ребенка.
3. Оборудование: зеркало, зонд, индивидуальный зондозаменитель, вата, картинки-символы, профиль звука, тетрадь для индивидуальных занятий, карточки со слоговыми цепочками.
5. Речевой материал: слоги, слова со звуком [Р], предметные картинки.
6. План занятия :
1) Организационный момент
2) Сообщение темы и цели занятия
3) Развитие фонематических представлений
4) Развитие фонематического анализа
5) Развитие фонематического слуха
6) Артикуляционная гимнастика
7) Анализ артикуляции звука. Характеристика звука
8) Постановка звука [Р] механическим способом
9) Закрепление звука [Р] со стечением согласных
10) Итог занятия
11) Рефлексия
12) Домашнее задание
Ход занятия
Этап урока Действия учителя Действие детей
1. Орг. момент. Здравствуй Мила! Какое у тебя настроение? Хорошее? Давай улыбнёмся и передадим друг другу хорошее настроение. Молодец! Ребёнок отвечает и улыбается.
2. Сообщение темы. Мила, сегодня мы продолжим работу над звуком [Р] и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Выполним несколько заданий.
3. Развитие фонематических представлений Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук [Р].
(Рак, дракон, лампа, арбуз, морковь, собака, баран, лиса.) Ребёнок откладывает картинки со звуком [Р].
4 Развитие фонематического анализа. Игра «Найди слово».
Назови картинки выделяя звук[Р]. Найди слова, в которых звук [Р] находится в начале, середине в конце слова. Соедини каждую картинку с соответствующей схемой.
Молодец Мила! С заданием справилась Ребёнок соединяет картинки к соответствующим схемам.
5. Развитие фонематического слуха. Хлопни в ладоши если услышишь звук [Р].
- а; и; у; р; с; и; а; р; м; н; дь; г; р; ж; вь; т.
- Топни ногой когда услышишь звук [Р] в слогах.
- са-ра-на-вы-ры-два-дра-мы-ур-по-ло-ры-лу.
-Подними руку, если услышишь звук [Р] в словах.
- грузовик, тигр, автобус, вертолет, ракета, такси, зебра, лиса, забор, рысь, волк.
- Все выполнила верно.
Хлопает в ладоши.
Топает ногой.
Поднимает руку.
6. Артикуляционная гимнастика. Мила, чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.
- Инструкция: Смотри в зеркало и слушай меня. Подготовим наши органы речи к работе, выполним упражнения.
«Заборчик»
- улыбнуться (зубы сомкнуты и видны). Удерживать губы в таком положении.
«Лопаточка»
- Рот откурыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.
«Чашечка»
-Широко открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.
«Лошадка»
- Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна.
«Грибок»
- Улыбнуться (зубы видны, приоткрыть рот, присосав широкий язык всей плоскостью к нёбу.
«Вкусное варенье»
- Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна.
«Качели»
-Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
- «Почистим верхние зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка двигать влево – вправо по верхним зубам. Челюсть не двигать (зубы можно чистить и снаружи и внутри).
- «Гармошка»
Улыбнуться, сделать «Грибок» и, не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, затем поднять (как игра на гармошке). Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Барабанщики»
Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Т-Т-Т-Т-Т-Т» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Дятел»
- Улыбнуться, стучать кончиком языка в бугорки верхних зубов, произнося «Д-Д-Д-Д-Д-Д-Д» при раскрытом рте и неподвижной челюсти. Повторить упражнение 5 – 10 раз.
«Моторчик»
- Поднять кончик языка вверх за зубы, постепенно убыстряя темп повторять дын-дын-дын-дын, по мере возможности переходя на др-др-др-др…
- Дыхательная гимнастика
- «Подуть на снежинки»
- «Бабочки»
Отпусти бабочек и они тебе улыбнутся! Выдыхай медленно и плавно.
Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.
7. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!
- Посмотри на меня, как я произношу звук [Р]. Рассмотрим профиль этого звука.
- Какое положение принимают губы?
- А зубы?
- Как работает кончик языка?
- Где проходит воздушная струя?
- Когда ты произносишь звук [Р], есть преграда во рту?
- Значит, какой это звук?
- Глухой или звонкий?
- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь?
- Какой этот звук еще может быть?
- Твердый или мягкий.
Ребёнок смотрит. –
Губы открыты.
Зубы разомкнуты, не соприкасаются.
- Кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует.
- Воздушная струя идет по середине языка.
- Да.
- Согласный.
- Я чувствую дрожание, значит звук – звонкий.
- Твёрдый.
8. Постановка звука [Р]механическим способом от сохраненной фонемы [Д]. -Послушай, как взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо -д-д-д-д.
- Произнеси быстро длинный ряд ДДДД.
- А теперь с акцентом Ддддд, Ддддд
(В это время зондом с шариком на конце, подложенным под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону.
Получается рокот, характерный для произношения звука «Р»).
Замечательно получилось!
Ребенок произносит быстро Дддд.
9. Закрепление звука [Р] со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР
- Потренируемся произносить звук [Р]. Повторяй за мной:
ДР…А – ДР…А – ДР…А
ДР…О – ДР…О – ДР…О
ДР…У – ДР…У – ДР…У
ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы
(применение зонда)
Ребёнок повторяет.
10. Итог занятия - Чему мы сегодня учились на занятии?
-Что происходит с губами, зубами, языком?
-Дай характеристику этому звуку.
- Сегодня мы учились произносить звук [Р].
- Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят.
- Звук [Р] – согласный, звонкий может быть твердым и мягким.
11. Рефлексия. - Мила, ты сегодня была очень внимательной, хорошо работала, у тебя получались все упражнения. Ты выполнила все задания! Молодец!
- За хорошую работу на занятии – ты получаешь звездочку. (Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания).
- Спасибо тебе за занятие. Занятие окончено.
Ребёнок получает звёздочку, улыбается.
12. Домашнее задание. Дома повторяй гимнастику для язычка перед зеркалом и у тебя обязательно получиться правильно и красиво говорить тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью ватной палочки (зондозаменителя). Ребёнок говорит до свидания!