Получи документы

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ветер-невидимка»

Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ветер-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепить знания детей о таком природном явлении, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира.

Задачи:

- продолжать формировать у детей познавательный интерес к природе, знания о ветре, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира;

- формировать умения делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх;

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Ветер-невидимка“» размещена в разделах

- пополнять словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать в активном использовании характеристики ветра;

- определять характер ветра через прослушивания музыкальных произведений;

- учить пользоваться при рисовании нетрадиционными приемами, оправданными изобразительными задачами.

Оборудование и материалы: аудиоаппаратура, записи музыки ветра, два «портрета» ветра, набор карточек для дидактической игры «Добрый и злой ветер»; веера для детей; изображение вентилятора; фен; таз с водой, кораблик с парусом; оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, бумага формат А 4, коктейльные трубочки для рисования воздухом, гуашевые краски, стаканчики-непроливайки, клеенка.

Предварительная работа: беседы о явлениях природы, рассматривание иллюстраций на тему «Природные явления», заучивания стихотворения А. С. Пушкина «Ветер по морю гуляет…», наблюдение на улице за ветром, изготовление из цветной бумаги вееров.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку.

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но, бывает,

Груши с веток обрывает-

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде!

Дети: Это ветер.

2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.

Воспитатель: Почему ветер называют невидимкой?

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.

Воспитатель: Какой бывает ветер?

Дети: Ветер бывает сильный, слабый, злой, колючий, нежный, освежающий, северный, теплый, холодный, обжигающий, свирепый, пронизывающий, …

Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?

Дети: Нужно посмотреть в окно: если ветки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит, ветер есть.

Воспитатель: Дети, подойдем с вами к окну и посмотрим, есть ли сегодня на улице ветер.

Дети описывают свои наблюдения и делают вывод ветряная ли сегодня погода.

3. Проведение опытов-экспериментов.

Воспитатель: А что умеет делать ветер?

Дети: Гудеть, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.

Воспитатель: Много разных дел умеет делать ветер и хороших и плохих. Вообще-то, увидеть сам ветер невозможно. Но в некоторые времена жил на свете художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог рассмотреть любую невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот, что у него получилось. (Показ «портрета» двух ветров). Как вы думаете, на каком портрете нарисован ветер, делающий хорошие дела, а на каком плохие?

Дети определяют, объясняют почему.

Дидактическая игра: «Добрый и злойветер».

Воспитатель: Дети, у меня есть картинки с изображением ветра. Вам нужно выбрать картинки с делами доброго ветра и злого. (Дети объясняют свой выбор).

У меня есть волшебная палочка - превращалочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

Чики-чики-чикалочка

Игра - превращалочка.

Вокруг себя обернитесь

И в деревья превратитесь!

Воспитатель вместе с детьми:

Наши ноги - это корни,

Наше туловище-ствол,

Наши руки - это ветви,

Наши пальцы - это листья.

Динамическая пауза: Имитационная игра «Дерево».

Воспитатель: подул легкий ветерок - зашелестели листочки на деревьях. (Дети шевелят пальцами).

Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук).

Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы, клонит к земле кроны. (Дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону).

Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

Воспитатель (взмахивая палочкой) : Пусть деревья станут ребятами.

Дети, знаете ли вы, что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха.

Воспитатель: Мы с вами говорили о настоящем ветре, который существует в природе. Можно ли создать искусственный ветер?

Ответы детей.

Воспитатель: Для этого нужно заставить воздух двигаться - помахать рукой, подуть друг на друга, помахать веером, включить вентилятор.

Легкий ветерок освежает нашу кожу. Попробуйте создать легкий ветерок, чтобы освежить себя. (Детям раздаются веера). Пусть ваша кожа ощутит приятное дуновение. В некоторые времена богатые дамы никогда не выходили из дома, не захватив с собой веера. На балах, в театрах они обязательно обмахивались веерами. Сегодня мы можем увидеть веера в кино, в театре. А какой электроприбор в наше время смог заменить веер?

Дети: Вентилятор.

Воспитатель показывает картинку вентилятора.

Воспитатель: Посмотрите, фен тоже создает движение воздуха. Чувствуете, ветерок от него исходит. Как используют фен в быту?

Ответы детей.

Физкультурная минутка.

Ветер дует нам в лицо, (взмахи руками перед лицом)

Закачалось деревцо. (наклоны туловища слева направо)

Ветерок все тише, тише, (руки медленно опустить вниз)

Деревце всё выше, выше. (руки поднять вверх, подняться на носках)

Воспитатель: А теперь отправимся к нашему маленькому морю.

Дети подходят столу, на котором установлен таз с водой.

Воспитатель: Какое сейчас море?

Дети: Спокойное.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: На море нет волн, вода не движется.

Воспитатель: Можно ли сделать так, чтобы на море появились маленькие волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Дети дуют на воду, образуются маленькие волны.

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны.

Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня есть маленький кораблик. Давайте опустим его в воду. Наш кораблик не плывет. Почему, как вы думаете?

Дети: Потому что нет ветра.

Воспитатель: Давайте подуем на кораблик.

Дети дуют, и кораблик начинает двигаться.

Воспитатель: Парус - это ловушка для ветра. Ветер надувает парус, и кораблик начинает двигаться. Паруса человек придумал давным-давно. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина про кораблик.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…

Но ветер не только друг морехода. Что может случиться с корабликом, если подует сильный ветер и на море начнется шторм?

Дети: Ветер может перевернуть кораблик. Корабль может утонуть. Ветер может погнать корабль к скалам, посадить на мель.

Воспитатель: Да, это так. На парусных кораблях плавали отважные люди, которые решались рисковать своей жизнью. А сейчас по океану ходят надежные корабли, которые движутся не за счет ветра и паруса, а с помощью мотора.

Внезапно слышится шум ветра.

Воспитатель: Дети, что это? Видно, ветер услышал, что мы о нем беседуем, и решил вмешаться в разговор. Прислушайтесь. Какой характер у этого ветра? Он сильный или слабый? Представьте при таком ветре, какая может быть погода?

Ответы детей.

Воспитатель: Если бы вам можно было на какое-то время превратиться в ветер, каким ветром вы бы стали?

Ответы детей.

Воспитатель: Представьте, что у вас, как у Художника из сказки, появились волшебные очки, и вы можете рассмотреть невидимое.

Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Дети техника рисования воздухом называется кляксография.

Воздух очень много может!

Он нам рисовать поможет!

В трубочки подуем -

Капельки раздуем!

На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Дети, на что это похоже? Вам нравится? Когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!

Воспитатель показывает технику кляксографии.

Дети рисуют, выдувая краску из трубочки. Затем представляют своих персонажей, рассказывают об их характерах.

4. Итог.

Воспитатель: Дети, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

Почему ветер называют невидимкой?

Какой бывает ветер? (обжигающий, свирепый, пронизывающий и т. д.)

Какой опыт мы с вами проводили?

В какую игру играли?

Как называется техника рисования воздухом?

Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети, вы молодцы! Теперь вы сможете рассказать много интересного о ветре своим родителям и друзьям.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка»Фотоотчет НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи: оразовательные:.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. СавенковаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования. Задачи: 1. Познакомить детей с этапами.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ветер-невидимка»
Опубликовано: 23 марта 2024 в 16:32
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Ветер-невидимка»» (включая файлы) размещена пользователем Артемьева Татьяна (УИ 3155071) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД