Ксения Чухряева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Этот удивительный гипс»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид ООД: комплексное занятие
Цель: Познакомить детей с минералом гипс, его качественными характеристиками (структура поверхности, цвет) и свойствами (твердый, хрупкий, способен впитывать влагу, способен затвердевать, обозначить пользу гипса для человека.
ЗАДАЧИ: Образовательные задачи:
· Формировать представление о минерале гипс : его свойствах и качествах;
· Учить обращаться с гипсом;
· Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе „Этот удивительный гипс“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие задачи (или коррекционно-развивающие) :
· Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
· Обогащать словарный запас;
· Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
· Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
· Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
· Стимулировать желание детей экспериментировать;
· Формировать коммуникативные навыки.
Вид деятельности : познавательно-исследовательская
Форма – работы: экспериментирование
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Методы и приемы:
1. Наглядный (наблюдения, использование ИКТ - просмотр презентации «Этот удивительный гипс!», рассматривание предметов на выставке «Гипс в жизни человека», карточки-схемы);
2. Практический (обследование предметов и материалов, опыты);
3. Словесный (художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, напоминание правил безопасности, дидактическая игра «Продолжи предложение»);
4. Игровой (игра-имитация «Удивительные свойства гипса»);
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие (социально-коммуникативное развитие, речевой развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие).
Словарная работа. Формировать пассивный словарь детей: лаборатория, скульптура, увеличительное стекло, частицы, сыпучий, гипсовый, гипс, затвердеть, свойства, раствор, шероховатый, хрупкий; активный словарь: опыт, эксперимент, гладкий, твердый, лупа.
Оборудование: интерактивная доска, настенная доска, лейка; фартуки, пластиковые формочки, пластиковые ложки, стаканчики с водой, цветные тарелочки, лупы, формочки для заливки гипса, краски, кисти, баночки с водой по количеству детей;
Демонстрационный материал: презентация «Этот удивительный гипс!», карточки-схемы «Свойства гипса», фигурки из гипса, кукла с перевязкой из гипса, кусок гипсокартона, гипс в виде камня, гипс – порошок.
Раздаточный материал: гипс в виде камня, гипс – порошок.
Предварительная работа: познакомить детей с особенностями работы с лупой (рассматривание песка на прогулке, мелких игрушек, ООД по изучению свойств песка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Поиграли мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждет нас опыт и игра.
Ребята посмотрите, что я вам принесла.
Дети заглядывают в сундучок, рассматривают кусочки гипса, узнают в нем камень).
Этот камень называется гипс. Сегодня мы будем его изучать и узнаем какой он удивительный, как много пользы он приносит людям. Я приглашаю вас в лабораторию. Ребята, что такое лаборатория? (Это место, где мы проводим опыты и эксперименты).
Занимайте свои места за столом.
(дети рассаживаются за столы).
ОПЫТ 1.
Воспитатель: Давайте рассмотрим кусочек гипса. Какого он цвета? Какова его поверхность? Какой он на ощупь? (Путем ощупывания дети определяют качественные характеристики гипса : гладкая, шероховатая, твердая поверхность.)
Воспитатель вешает на доску карточку-схему описания гипса, обобщая результат деятельности.
Воспитатель: Гипс – это хрупкий камень. Он легко разбивается и превращается в порошок белого цвета.
(Воспитатель разбивает кусочек гипса и показывает образовавшиеся кусочки и белый порошок гипса. Добавляет карточку на доску к схеме-описанию гипса).
С порошком гипса надо работать аккуратно, чтобы он не попал ни в рот, ни в глаза.
ОПЫТ 2.
Воспитатель: Давайте рассмотрим, порошок гипса. Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть гипсового порошка и высыпите его на тарелочку. Легко ли сыпется гипсовый порошок? Значит он какой? (сыпучий)
Перед вами лежит вот такое приспособление. Кто знает как оно называется? (лупа, увеличительное стекло) Правильно, оно так называется, потому что все увеличивает. Увеличительное стекло стеклянное, работайте с ним осторожно чтоб не разбить.
Возьмите лупу и внимательно рассмотрите порошок гипса. Он состоит из маленьких частиц. Как выглядят частицы гипса? (Они очень маленькие, круглые, белые.) Похожи ли частички одна на другую? (Дети сравнивают песчинки друг с другом).
Воспитатель вешает на доску карточку-схему, обобщая результаты наблюдения.
ОПЫТ 3.
Воспитатель: Поставьте перед собой стаканчик с гипсовым порошком и стаканчик с водой. Медленно насыпьте гипсовый порошок в воду и перемешайте ложкой. Размешайте все комочки, чтоб масса стала однородная. Каким стал гипсовый порошок? (Мокрым) Куда исчезла вода? (Она впиталась) Значит гипс может впитывать воду. Воспитатель вешает на доску картинку-схему. Проговаривает результаты опыта. У вас получился густой раствор, похожий на тесто.
Теперь возьмите формочку в виде цветочка и ложечкой переложите в нее гипсовый раствор. Заполняйте всю форму, разгладьте поверхность ложкой. (Дети заполняют форму раствором гипса).
Отставьте заполненные формы-цветочки в сторону и посмотрите что произошло с моим раствором гипса. (Воспитатель достает из своей формы затвердевший гипсовый цветок.) Что произошло с раствором гипса? (Он стал твердым. Принял форму цветочка.) Вы совершенно правы, раствор гипса быстро затвердевает на воздухе и принимает форму в которую он был залит. Воспитатель вешает на доску карточку-схему, проговаривая результаты опыта.
Ребята, пока ваши гипсовые цветы затвердевают давайте поиграем.
Дети вместе с воспитателем собираются в свободной части группы.
Младший воспитатель во время игры-имитации убирает гипсовый порошок с тарелочек, протирает столы в случае необходимости.
ИГРА-ИМИТАЦИЯ «Удивительные свойства гипса».
Воспитатель: Становитесь в круг, беритесь за руки. Держитесь крепко. Сейчас вы похожи на кусок гипса твердый, гладкий камень.
Дети стоят в кругу, держась за руки.
Сейчас я разобью гипс на множество маленьких, круглых, белых песчинок.
Воспитатель ударяет в бубен. Дети разбегаются в разные стороны.
А теперь полью водичкой. Песчинки соединяются, водичка их как будто склеивает вместе. Получается густой раствор похожий на тесто.
Воспитатель берет в руку лейку. Дети собираются вместе.
На воздухе гипс начинает твердеть. И снова становится твердым, гладким камнем.
Дети становятся в круг, держась за руки.
Воспитатель: Ребята, вы уже многое узнали о гипсе, его свойствах. Давайте подойдем к интерактивной доске и посмотрим где можно использовать гипс.
(дети подходят к интерактивной доске)
Дети смотрят презентацию «Этот удивительный гипс!», из которой знакомятся с минералом гипс и сферами его использования.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на выставку «Гипс в жизни человека». Рассмотрите, сколько полезных вещей делают из гипса.
(дети рассматривают предметы, сделанные из гипса)
Теперь давайте посмотрим, что произошло с раствором гипса в ваших формочках.
Дети садятся за столы.
Посмотрите, каким стал гипс в ваших формочках? (Твердым) Да, он затвердел, стал твердым как камень. Пришло время достать гипс. Вынимайте его из формочки и кладите на тарелочку. Смотрите что получилось.
Дети вынимают застывшие фигурки из формочек и кладут на тарелочки, воспитатель оказывает необходимую помощь, рассматривают фигурки.
Воспитатель еще раз проговаривает, с опорой на карточку-схемы, что гипсовый порошок впитывает воду и быстро застывает на воздухе.
ОПЫТ 4.
Воспитатель: Посмотрите ребята, гипс в твердом состоянии можно раскрашивать в любые цвета.
Воспитатель показывает как можно раскрасить фигурку из гипса. Вешает на доску карточку- схему.
В конце ноября мы будем отмечать праздник мам. Давайте раскрасим эти цветы в подарок вашим мамочкам.
Дети раскрашивают цветы из гипса.
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с гипсом?
Дидактическая игра «Продолжи предложение» :
Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают.
Мы узнали, что гипс… (белый, твердый, гладкий).
Если его измельчить, он похож на… (порошок, песчинки).
Песчинки гипса… (белые, маленькие, круглые, сыпучие).
Если порошок гипса смешать с водой он становится… (мокрый, густой, похож на тесто, застывает на воздухе).
Из гипса можно делать… (поделки, фигурки, гипсовые повязки, используют в строительстве).