Ольга Дорофеева
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе «Сказочная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Учить в проблемной ситуации находить правильное решение;
- Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воды, магнита, разных круп, яиц, перьев птиц;
- Формировать умение, используя полученные знания и умения, делать выводы;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе „Сказочная лаборатория“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2024
- Формировать умение детей слышать и понимать заданный вопрос, отвечать на него;
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей, представления о предметах и их свойствах через опытно – экспериментальную деятельность.
- Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- Развивать мышление, любознательность;
- Развивать речевое общение с взрослыми и сверстниками, обогащать словарный запас детей;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности;
-Воспитывать аккуратность в работе; соблюдать правила безопасности поведения во время проведения экспериментов
- Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
Здоровьесберегающие:
- Предупреждать утомляемость детей (проведение динамической паузы);
- Продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе, а также ситуацию успеха для каждого ребенка.
Словарная работа: водоплавающие, притягиваются, препятствие.
Методы и приемы: игровые упражнения, сюрпризный момент, беседа, вопросы, объяснение, уточнения, вопросы, опыты и эксперименты.
Перечень дидактического материала и оборудования:
1. Раздаточный материал: халаты детские и взрослый, глубокие и мелкие одноразовые тарелки, стаканы с манной и гречневой крупой, сито, ложечка; ключик, стакан с водой, магниты, тарелка, монеты, детали деревянного и пластмассового конструктора, кусочек ткани, подносик; маски утят, медали, конфеты.
2. Демонстрационный материал: плакаты-вырубки: Кот Ученый, Золушка, Буратино, Утенок, Курочка Ряба; скатерть, письма сказочных героев, 3 мольберта, 9 магнитиков, колонка с записью песни из к/ф «Там, на неведомых дорожках…», «Танец маленьких утят»; картинки птиц; весы, нож, миска для яйца, волшебная палочка, тарелка с яйцами из разных материалов (пластмассовое, деревянное, парафиновое, пенопластовое, емкости для воды 10 штук, 2 подноса с салфетками.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Ребята, встаньте в круг, мы скажем волшебные слова, улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Повторяйте за мной слова:
Здравствуй, солнце золотое! Руки вверх
Здравствуй, небо голубое! Разводят руки в стороны.
Здравствуйте, мои друзья! Берутся за руки.
Без друзей нам жить нельзя! Делают движение руками вперед – назад.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет интересное занятие. Мы отправимся в Сказочную страну, где встретимся с любимыми сказочными героями. Хотите? Смотрите, нас уже встречает Кот Ученый.
Подходим к стенду. Звучит песня из к/ф «Там, на неведомых дорожках…». Ребята, Кот Ученый нам принес какое-то письмо. Давайте его прочитаем.
Письмо:
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, сказочные герои, просим вас нам помочь. У нас случилось несчастье. Мы уверены, что у вас все получится. Главным волшебником назначаем вашего воспитателя, а вы будете его помощниками. Просим всё сфотографировать. Ваши фото будут новыми иллюстрациями к сказкам. В помощь вам даем волшебную палочку. Запомните волшебные слова: «1,2,3 – палочка помоги». Попросить детей повторить слова. Все что вам пригодиться для работы можете найти в нашей сказочной лаборатории. Каждый сказочный герой сам расскажет вам о своей проблеме. Удачи вам юные волшебники!
Воспитатель: Ребята, вы готовы помочь сказочным героям и стать волшебниками? Да. Но сначала сказочные герои хотят проверить, кто самый внимательный.
Игра «Так – не так»
Воспитатель: Если я правильно скажу, то вы хлопайте, если нет, то топайте! А я буду вас запутывать.
- Караси в реке живут (ХЛОПАЮТ)
- На сосне грибы растут (ТОПАЮТ)
- Любит мишка сладкий мед (ХЛОПАЮТ)
- В поле едет пароход (ТОПАЮТ)
- Дождь прошел – остались лужи (ХЛОПАЮТ)
- Заяц с волком крепко дружит (ТОПАЮТ)
- Праздник дружно проведете (ХЛОПАЮТ)
- И домой вы не пойдете (ТОПАЮТ)
- Нет рассеянных средь вас? (ХЛОПАЮТ)
- Все внимательны у нас! (ХЛОПАЮТ).
Воспитатель: Какие, вы, молодцы! Ответили на все мои вопросы. Значит, все внимательные у нас. Ребята, проходите в сказочную лабораторию и одевайте халаты.
Опыт 1 «Поможем Золушке»
На 1 доске висит плакат – вырубка Золушка. Читаем письмо Золушки:
Здравствуйте, ребята! Мне мачеха дала очень трудное задание – отделить манную крупу от гречневой. А я так хотела поехать на бал. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ребята, готовы помочь Золушке. Подвиньте к себе тарелочку с цифрой 1. Как же нам разделить крупы?
Дети сначала пытаются вручную отобрать крупы.
Воспитатель: Да работа идет очень медленно, а не воспользоваться ли нам волшебной палочкой? Взмах палочки, волшебные слова и появляется сито.
Воспитатель: Знаете, что надо делать? Конечно, просеять крупу. Почему так можно разделить крупы?
Дети: Гречка крупная – не пройдет в ситечко, а мелкая манка высыпается в тарелку.
Воспитатель: Насыпьте ложечкой крупу из стаканчика в сито и тихонько потрясите. Что происходит?
Вывод: крупинки манки маленькие, они просыпаются сквозь сито, а гречка крупная, поэтому осталась в сите.
Дети просеивают крупы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все сделали правильно и помогли Золушке! Делаем фото.
Обратить внимание на 2 доску – вырубка Буратино.
Опыт 2 «Где ключик Буратино?»
Читаем письмо Буратино:
Здравствуйте, ребята! Я уронил ключик в реку и никак не могу его оттуда достать. Скоро будет представление, и я не могу остаться в мокрой рубашке. Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Подвиньте к себе тарелочку с цифрой 2. Ребята, как же нам помочь Буратино? Как будем доставать ключик, не намочив рукава? Дети предлагают варианты. Ребята, может нам поможет волшебная палочка? Взмах палочки, волшебные слова и появляется магнит. Давайте проверим, будет магнит притягивать деревянный и пластмассовый конструктор, монету, ткань.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Как будем работать с магнитом? Надо поднести магнит к стаканчику и постепенно понимать его вверх, до края стакана. Ребята, стаканчик является препятствием для магнита? Нет. Не является. Двигаем – смотрим, что происходит.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы смогли помочь Буратино! Покажите ключики. Делаем фото.
Обратить внимание на 3 доску – вырубка Утята.
Опыт 3 «Найдем друзей для Гадкого утенка»
Читаем письмо Гадкого утенка:
Здравствуйте, ребята! Мне очень скучно. Помогите мне, пожалуйста, найти друзей. Чтобы они могли со мной плавать, нырять и не намокали.
Воспитатель: Ребята, скажите, а кто умеет плавать, нырять и не намокать? Птицы. Все птицы? Только водоплавающие. А почему водоплавающие птицы не намокают? У таких птиц под перьями возле хвоста находится что-то вроде тюбика с жиром. Утка выдавливает этот жир и смазывает перышки одно за другим. Для чего нужна эта смазка? Она оберегает крылья птиц от воды, т. к. птицы большую часть времени проводят в воде. Ребята, давайте проверим, правда ли, что утки, выходя из воды, остаются сухими. Подвиньте к себе контейнер с водой и тарелочку с цифрой 3. На тарелке лежат большое гусиное перо и маленькое голубиное перо. Опустите голубиное перо в воду. Что с ним произошло? Намокло, стало некрасивым. Сможет ли птица летать с такими перьями? Нет. Опустите в воду гусиное перо. Что с ним происходит? Вода с него стекает. Вид пера не изменился. Правильно, ребята. Теперь мы можем сказать, кто может поплавать с утенком, понырять и не намокнуть?
Вывод: друзьями утенка могут быть гуси, лебеди и утки, т. к. их тело покрыто перьями и во время ныряния они не мокнут и хорошо плавают.
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы помогли утенку! Делаем фото.
Ребята, а вы хотите стать утенку друзьями? Тогда выходите на ковер, надевайте шапочки и мы станцуем веселый Танец Маленьких утят.
Физминутка «Танец маленьких утят».
Опыт 4 «Найдем яичко Курочки Рябы»
Читаем письмо Курочки Рябы:
Здравствуйте, ребята! Я снесла новое яичко, но потеряла его. Помогите мне, пожалуйста, его найти. Когда найдете яйцо, можете использовать его по назначению.
Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Как помочь Курочке Рябе? Волшебные слова. Взмах волшебной палочки, достаю весы. Ребята, что это? Весы. Как нам помогут весы? Мы можем взвесить яйца. Настоящее будет самым тяжелым. Молодцы! Правильно. Взвешиваем по очереди все яйца, сравниваем их по весу. Каким еще способом можно выявить настоящее яйцо? Опустить яйцо в воду. Если настоящее, то оно опуститься на дно. Проверяем. Опускаем яйца в стаканы.
Вывод: настоящее яйцо тяжелое, тонет в воде.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы помогли Курочке Рябе найти ее яйцо.
Мы выполнили все задания сказочных героев.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось проводить эксперименты? (ответы детей). Какой опыт вам понравился больше всего? Кот Ученый доволен вашей работой. Вы помогли всем сказочным героям. За это сказочные герои передали вам гостинцы, а от Кота Ученого – медали «Юный исследователь».
Занятие окончено. Можно отдыхать.