Татьяна Натфуловна Смолина
Конспект занятия по ФЭМП «В гости к геометрическим фигурам» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОО: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Златоруновская СОШ им. ГСС К. Ф. Белошапкина» дошкольная группа.
Воспитатель – Смолина Татьяна Натфуловна
Тема: «В гости к геометрическим фигурам».
Тип занятия : непосредственно образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений.
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП „В гости к геометрическим фигурам“ в средней группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Возраст детей: средняя группа (4 – 5 лет).
Тип занятия (по ФГОС) : интегрированная непосредственно образовательная деятельность.
Представлены этапы занятия : организационный, основной, рефлексивный.
Интеграция: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Методы, приемы:
Наглядный (демонстрация презентации, показ способа действия во время разминки).
Игровой.
Практический (выполнение задания, индивидуальная и коллективная деятельность).
Словесный (вопросы, объяснение, хоровые и индивидуальные ответы детей, мотивация проблемной ситуации, мотивация самостоятельного выбора, поощрение).
Контроля и стимулирования (наблюдение за работой детей, советы, беседа, похвала)
Технологии: здоровьесберегающие (физ. минутка,передвижение детей в процессе занятия, ИКТ, дифференцированный подход (распределение нагрузки с учетом возможностей детей).
Оборудование и материалы
Ноутбук, презентация, экран, проектор, дорожка из геометрических фигур, геометрические фигуры, разрезные геометрические фигуры.
Цель:закрепление знаний о геометрических фигурах, квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге
Задачи Образовательные:
• упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры : (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
• совершенствовать умение конструировать из геометрических фигур;
• совершенствовать умение собирать целое из частей;
• Закрепить умение различать и называть цвета.
Развивающие:
• развивать речевую активность, интерес к математике, самостоятельность;
• развивать мелкую моторику рук, творческие способности.
• развивать мышление, внимание, память.
Воспитательные:
• воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее.
• воспитывать умение работать в коллективе.
• воспитывать желание узнавать новое, доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Планируемые результаты: имеют представление о геометрических фигурах, умеют конструировать дом из геометрических фигур, понимают учебную задачу и выполняют ее.
Ход НОД:
Воспитатель:
Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Натфуловна. Сегодня у нас не обычный день, посмотрите к нам пришли гости. Предлагаю с ними поздороваться.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте мои друзья,
Всех Вас рада видеть я!
Воспитатель обращает внимание на воздушный шар с письмом
- Ребята посмотрите, что это? (ответы детей). Правильно это воздушный шарик, а на веревочке привязано письмо. Давайте его прочитаем.
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я фея из Волшебной страны математики. Я слышала, что вы очень хорошие, умные и отзывчивые детки. Поэтому не откажите мне в помощи. У моих друзей геометрических фигур произошла большая беда. Налетел проказник-ветер и разрушил их домики. Прошу Вас помогите!».
-Ну что, ребята поможем мы фее и геометрическим фигурам? (ответы детей).
А каким геометрическим фигурам мы будем помогать вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг?
Ну конечно, это …. (круг)
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый … (треугольник)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я … (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат (прямоугольник)
Воспитатель:-Молодцы, ребята все загадки отгадали. А теперь нам пора отправляться в путь.
Воспитатель:-Чтоб попасть в волшебную страну, нам нужно пройти по волшебной дорожке. Но, к сожалению, она тоже пострадала от проказника ветра. Дорожка – это не простая, она геометрическая. Подул ветер и все геометрические фигуры разлетелись, остались только тени от фигур нам нужно вернуть все фигуры на место.
Дидактическая игра «Собери дорожку».
Воспитатель: - У нас здесь на полу разбросаны разноцветные геометрические фигуры, вам нужно подобрать подходящую фигуру для дорожки по форме и величине.
- Из каких фигур состоит наша дорожка?
- Ну вот дорожку мы собрали, теперь можем пройти по ней, чтобы попасть в волшебную страну.
Выше ножки поднимаем,
По дорожке мы шагаем.
Вот мы и попали в волшебную геометрическую страну.
Подходят к столу на столе лежат разрезанные геометрические фигуры.
Воспитатель: - Посмотрите ребята ветер-проказник и здесь побывал. Все фигуры раскидал и разорвал.
Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры» (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
Воспитатель: - Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас пришла пора немного размяться.
Физминутка: «Полминутки для шутки»
1. Сколько кругов зеленых, столько выполним наклонов (1).
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (2).
3. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (3).
4. Прыгнем ровно столько раз, сколько ежиков у нас (4)
5. Хлопнем руками столько раз, сколько елочек у нас. (5)
Воспитатель: А вот и фея нас встречает. Давайте поздороваемся. (появляется на экране фея)
Фея: Как я рада вас видеть. Нам очень нужна ваша помощь. Ветер-проказник разрушил все домики геометрических фигур. Помогите им пожалуйста.
Воспитатель: - Ребята, а как нам помочь геометрическим фигурам? (проблемная ситуация). Дети предлагают варианты.
Фея: - У меня есть волшебная палочка, и я вас превращу… Фея: - Хотите узнать, в кого я вас превращу? Тогда отгадайте загадку:
Ходит он в защитной каске, есть у него кирпич и краски,
Большой построить сможет дом, нам всем уютно будет в нем (Строитель)
Фея: Начинаем превращение…
Ну-ка, палочка волшебная,
Поработай-ка скорей,
Преврати-ка ты в строителей
Этих маленьких детей
Воспитатель: Вот вы и превратились в строителей (одеваем каски)
- Проходите за столы, присаживайтесь. На столе лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольник, прямоугольники, квадраты).
Воспитатель: - Можно из этих фигур построить дом?
- Как вы думаете, что у дома может быть прямоугольным?
- А что может быть квадратным?
- А что бывает треугольным у дома? (ответы детей)
- С чего мы начнем строить дом? (с этажей)
- Они какой формы? (прямоугольной)
- Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах?
- Посчитайте. (3) – Значит, сколько этажей будет в доме? (3). Посмотрите на цифру 3, как она пишется, давайте в воздухе пальчиком напишем цифру 3.
- А квадратов сколько? (много). Какого цвета? (белого). Ну что, начинаем строить? Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Строим дом»
- Тук да тук, тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
-Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
-И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
- Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
- На двери висит замок, (руки в замок)
- Кто его открыть бы мог?
- Мы замочек покрутили, покрутили, потянули, постучали и открыли.
(соответственно словам выполняем движения руками)
- Отворяем ворота, Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны).
Д/и «Выложи из геометрических фигур»
Воспитатель: - Посмотрите на прямоугольники. Они все одинакового цвета? (нет)
- Значит они какие? (разноцветные) Все этажи у нас будут разного цвета. Когда много этажей, как такой дом называется? (многоэтажный)
- первый этаж у нас будет не красный и не зеленый. Какой? (желтый)
- второй этаж – не желтый и не зеленый. Какой? (красный)
- какого цвета будет третий этаж? (зеленый)
- Ставим крышу.
- Теперь очередь дошла до окон (квадрат).
На первом этаже будет 1 окно. На втором – 2 окна, на третьем – столько же, сколько на первом (1). На каком этаже больше окон? По сколько окон на первом и на третьем этаже? (по 1 окну). А по-другому можно сказать, что их поровну. Повторите.
- Сколько домов у нас получилось? (много)
- А когда домов много, получается (город, улица).
-Ребята, Фея благодарит вас за помощь и дарит вам на память медальки и развивающую игру с геометрическими фигурами для занятий, чтобы вы вспоминали о сегодняшней встрече.
-А нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте пройдем еще раз по волшебной дорожке и окажемся снова в детском саду.
- Выше ножки поднимаем,
- По дорожке мы шагаем.
Воспитатель: - Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
-Кому мы сегодня помогали?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?
Воспитатель: Большое спасибо Вам ребята за наше увлекательное путешествие. Вы сегодня очень хорошо занимались. Наше занятие подошло к концу. До свидания.
Сменить вид деятельности, предупредить утомляемость
Пальчиковая игра «Строим дом»
Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур»
Заключительная часть - рефлексия:
Подвести итоги образовательной деятельности. Обобщить полученный детьми опыт А каким геометрическим фигурам мы будем помогать вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался милый друг?
Ну конечно, это …. (круг)
На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый … (треугольник)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я … (квадрат)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник –
Стал квадрат (прямоугольник)
Воспитатель:-Молодцы, ребята все загадки отгадали. А теперь нам пора отправляться в путь.
Воспитатель:-Чтоб попасть в волшебную страну, нам нужно пройти по волшебной дорожке. Но, к сожалению, она тоже пострадала от проказника ветра. Дорожка – это не простая, она геометрическая. Подул ветер и все геометрические фигуры разлетелись, остались только тени от фигур нам нужно вернуть все фигуры на место.
Дидактическая игра «Собери дорожку».
Воспитатель: - У нас здесь на полу разбросаны разноцветные геометрические фигуры, вам нужно подобрать подходящую фигуру для дорожки по форме и величине.
- Из каких фигур состоит наша дорожка?
- Ну вот дорожку мы собрали, теперь можем пройти по ней, чтобы попасть в волшебную страну.
Выше ножки поднимаем,
По дорожке мы шагаем.
Вот мы и попали в волшебную геометрическую страну.
Подходят к столу на столе лежат разрезанные геометрические фигуры.
Воспитатель: - Посмотрите ребята ветер-проказник и здесь побывал. Все фигуры раскидал и разорвал.
Дидактическая игра «Собери геометрические фигуры» (Дети работают по подгруппам, собирают круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.)
Воспитатель: - Молодцы ребята и с этим заданием вы справились. А сейчас пришла пора немного размяться.
Физминутка: «Полминутки для шутки»
1. Сколько кругов зеленых, столько выполним наклонов (1).
2. Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас (2).
3. Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (3).
4. Прыгнем ровно столько раз, сколько ежиков у нас (4)
5. Хлопнем руками столько раз, сколько елочек у нас. (5)
Воспитатель: А вот и фея нас встречает. Давайте поздороваемся. (появляется на экране фея)
Фея: Как я рада вас видеть. Нам очень нужна ваша помощь. Ветер-проказник разрушил все домики геометрических фигур. Помогите им пожалуйста.
Воспитатель: - Ребята, а как нам помочь геометрическим фигурам? (проблемная ситуация). Дети предлагают варианты.
Фея: - У меня есть волшебная палочка, и я вас превращу… Фея: - Хотите узнать, в кого я вас превращу? Тогда отгадайте загадку:
Ходит он в защитной каске, есть у него кирпич и краски,
Большой построить сможет дом, нам всем уютно будет в нем (Строитель)
Фея: Начинаем превращение…
Ну-ка, палочка волшебная,
Поработай-ка скорей,
Преврати-ка ты в строителей
Этих маленьких детей
Воспитатель: Вот вы и превратились в строителей (одеваем каски)
- Проходите за столы, присаживайтесь. На столе лежат геометрические фигуры. Какие? (треугольник, прямоугольники, квадраты).
Воспитатель: - Можно из этих фигур построить дом?
- Как вы думаете, что у дома может быть прямоугольным?
- А что может быть квадратным?
- А что бывает треугольным у дома? (ответы детей)
- С чего мы начнем строить дом? (с этажей)
- Они какой формы? (прямоугольной)
- Сколько прямоугольников лежит у вас на подносах?
- Посчитайте. (3) – Значит, сколько этажей будет в доме? (3). Посмотрите на цифру 3, как она пишется, давайте в воздухе пальчиком напишем цифру 3.
- А квадратов сколько? (много). Какого цвета? (белого). Ну что, начинаем строить? Но сначала разомнем свои пальчики.
Пальчиковая игра «Строим дом»
- Тук да тук, тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
-Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
-И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
- Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
- На двери висит замок, (руки в замок)
- Кто его открыть бы мог?
- Мы замочек покрутили, покрутили, потянули, постучали и открыли.
(соответственно словам выполняем движения руками)
- Отворяем ворота, Проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны).
Д/и «Выложи из геометрических фигур»
Воспитатель: - Посмотрите на прямоугольники. Они все одинакового цвета? (нет)
- Значит они какие? (разноцветные) Все этажи у нас будут разного цвета. Когда много этажей, как такой дом называется? (многоэтажный)
- первый этаж у нас будет не красный и не зеленый. Какой? (желтый)
- второй этаж – не желтый и не зеленый. Какой? (красный)
- какого цвета будет третий этаж? (зеленый)
- Ставим крышу.
- Теперь очередь дошла до окон (квадрат).
На первом этаже будет 1 окно. На втором – 2 окна, на третьем – столько же, сколько на первом (1). На каком этаже больше окон? По сколько окон на первом и на третьем этаже? (по 1 окну). А по-другому можно сказать, что их поровну. Повторите.
- Сколько домов у нас получилось? (много)
- А когда домов много, получается (город, улица).
-Ребята, Фея благодарит вас за помощь и дарит вам на память медальки и развивающую игру с геометрическими фигурами для занятий, чтобы вы вспоминали о сегодняшней встрече.
-А нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте пройдем еще раз по волшебной дорожке и окажемся снова в детском саду.
- Выше ножки поднимаем,
- По дорожке мы шагаем.
Воспитатель: - Ребята вам понравилось наше путешествие?
- Где мы сегодня побывали?
-Кому мы сегодня помогали?
- Что у вас получилось лучше всего?
- В какую игру вам хотелось бы поиграть ещё раз?
Воспитатель: Большое спасибо Вам ребята за наше увлекательное путешествие. Вы сегодня очень хорошо занимались. Наше занятие подошло к концу. До свидания.