Елена Ириткова
Конспект познавательного занятия «Нас много на земном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нас много на земном шаре»
Программное содержание:
Образовательные задачи. Расширять представления о материках. Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных стран.
Формировать первичные представления о себе и других людях, о малой родине и отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа.
Закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Нас много на земном шаре“» размещена в разделах
Развивающие задачи. Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи. Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
Воспитательные задачи. Воспитывать гордость за свою страну, уважение к народам других стран и терпимость к людям любой национальности. Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы.
Словарная работа: активизация словаря, закрепление позитивного настроения и положительной мотивации на общение и дружбу между детьми
Методы и приемы:
1. Наглядные: глобус, карта Чувашии, символика чувашского орнамента.
2. Практические: физкультминутка «», Дидактические игры «Продолжи предложение». Чувашская подвижная игра «Изба».
3. Словесные: художественное слово, беседа, вопросы.
Материал: глобус, карта Чувашии, символы чувашских узоров.
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса; знакомство с материками, странами и народами; чтение художественных произведений по теме.
Ход занятия.
Воспитатель. Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки. А все вместе мы живем на одной большой планете. Кто знает, как она называется?
Дети: Земля.
Воспитатель: Интересно, какую форму имеет Земля?
Дети: Земля имеет круглую форму.
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку. Послушайте.
На ноге стоит одной,
Кружит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус).
Воспитатель: А что такое глобус вы конечно знаете?
Дети: Это модель Земли.
Воспитатель: С помощью глобуса мы сегодня с вами побываем в разных частях света.
Воспитатель. Вся наша земля делится на шесть частей света: Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида. (показ на глобусе)
Воспитатель: Самую большую часть света можете назвать?
Азия самая большая часть света. Она первой встречает новый день, потому что именно там восходит солнце.
Воспитатель: А какая самая маленькая часть света?
Дети: Австралия.
Воспитатель: Антарктиду можно назвать большим холодильником. А знаете почему? (ответы детей).
Воспитатель. У меня есть очень интересная игра «Я начну, а вы продолжите».
Давайте, поиграем с вами в игру:
Игра: «Кто в какой стране живет»
Ход игры:
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Украине? – Украинцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы.
Кто живет в Африке? – Африканцы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.
Воспитатель. Люди живут в разных странах и на разных континентах. Они все разные и разговаривают на разных языках.
Воспитатель: А чем эти люди похожи? Скажите, что общего у всех этих людей? (Ответы детей). Да они ходят на работу, в школу, в детский сад, играют, поют и т. д.
Воспитатель: И они все хотят жить в дружбе.
А все ли люди дружат между собой?
Можно ли прожить без дружбы?
Могут ли дружить целые страны?
А чем они отличаются?
Дети: Цветом кожи, по одежде, волосам, говорят на разных языках.
Воспитатель обобщает: Правильно, ребята. У африканцев черные кудрявые волосы, темная кожа, пухлые губы, крупный нос, у японцев и китайцев узкие глаза.
Воспитатель: В какой стране мы с вами живем?
Дети: Мы живем в России.
Воспитатель: Мы Россияне. Посмотрите, как много разных государств окружают нашу страну. И со всеми странами мы стараемся дружить.
Игра: «Назови язык страны»
Воспитатель: Люди в разных странах разговаривают на разных языках. Например:
Испанец на – испанском;
Итальянец на – итальянском;
Француз на – французском;
Поляк на – польском;
Англичанин на – английском;
Американцы тоже на английском;
Китаец на – китайском;
Румын на – румынском.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, в какой стране мы с вами живем? (Россия). Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.
- Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)
-Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей.
Воспитатель: А на каком языке разговаривают в России?
Дети: На русском.
Воспитатель: Правильно, русский язык – это государственный язык России.
Как называется столица России?
Дети: Москва.
Воспитатель: В России живут не только русские люди, но и например, узбеки, грузины, азербайджанцы, белорусы, татары, чуваши. У каждого народа свой национальный язык Большинство этих людей живет в мире друг с другом, и это прекрасно. Люди, живущие в разных странах, не только выглядят по-разному, но и говорят на разных языках. Для того, чтобы понимать жителей других государств, люди учат иностранные языки, то есть языки иных стран. А для чего надо знать иностранный язык? В школе вы будете изучать английский, немецкий, французский. Наиболее часто сегодня для международного общения используется английский язык. Все народы в России живут в мире, дружат между собой.
Воспитатель: А как называется город, в котором мы живем?
Дети: Чебоксары.
Воспитатель: Это наша малая Родина.
В нашем городе тоже есть люди разных национальностей.
Они тоже отличаются внешне. (Показывает иллюстрации с изображениями башкирский, татарский, русский, удмуртия, чувашский). Сравните внешность этих людей – цвет кожи и волос, разрез глаз и т. п. Рассмотрите и сравните их одежду.
Мы знаем, что люди бывают плохими и хорошими. Важно понимать, что человеческие качества никак не связаны с цветом кожи или разрезом глаз. Нельзя формировать свое отношение к человеку на основе его национальной принадлежности. Относиться плохо нужно к человеку злому, жадному, лживому. А к людям добрым и честным естественно испытывать симпатию, независимо от их национальности.
У каждого народа есть еще национальные костюмы и игры. Наше путешествие подошло к концу, я вам предлагаю поиграть в игру «Изба».
- Ребята, мы с вами сегодня узнали, сколько же разных людей населяют наш земной шар! А как вы думаете, о чем мечтают дети и взрослые всей планеты?
Дети: о мире и дружбе на Земле,
Вывод: несмотря на цвет кожи, одежду, разрез глаз люди живут в дружбе и согласии.
«Дружба — это тёплый ветер,
Дружба — это светлый мир,
Дружба — солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба — это только счастье,
Дружба — у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой — жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость,
Друг поддержит и спасёт.
С другом — даже злая слабость,
В миг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба — это ценный дар!»