Елена Ерофеева
Конспект познавательного занятия в старшей группе «Что мы знаем о бумаге?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательного занятия для детей старшей группы: «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О БУМАГЕ?»
Цель:
Способствовать развитию познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
Пополнить и закрепить знания детей о свойствах бумаги.
Помочь сделать выводы по окончанию опыта.
Содействовать формированию интереса детей к окружающему миру, удовлетворению детской любознательности.
Публикация «Конспект познавательного занятия в старшей группе „Что мы знаем о бумаге?“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Материал: Бумага разных видов, плотности и назначения, ёмкости с водой, салфетки, краски акварельные, кисти, альбомные листы, ножницы, глобус, спички, металлический поднос, шаблоны.
Ход занятия:
Воспитатель вносит модель нашей земли – глобус.
-Ребята, что это такое? (Это наша планета – Земля).
-Скажите, какого цвета очень много на глобусе? (Голубого, синего).
- Почему? (Потому что на Земле много воды).
- А какого цвета очень мало? (Зеленого).
- Как вы думаете, почему? (Потому что лесов мало, деревья стареют и болеют, может быть пожар в лесу и деревья погибают, люди могут их срубить).
- Ребята, а для чего люди рубят леса? (Леса рубят, чтобы построить дома, для изготовления мебели).
- Совершенно верно, а ещё, чтобы получить из древесины – отгадайте загадку, что?
Загадка
Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)
-Правильно, ребята, бумагу!
-Мы встречаемся с бумагой в нашей жизни очень часто.
-Скажите, что можно сделать из бумаги? (альбомы, тетради, книги и т. д.)
-Чтобы сделать людям из бумаги различные предметы, им нужно было узнать её свойства.
–Сегодня мы с вами будем исследователями и в нашей лаборатории попробуем тоже узнать свойства бумаги.
-Хотите? (Да).
Экспериментально-исследовательская деятельность.
-Подходите к своим рабочим местам, вы видите на столах разные виды бумаги.
-Вы можете её потрогать, посмотреть и сказать какие виды бумаги здесь есть?
Дети обследуют разную бумагу, идёт обсуждение.
-Какой же вывод вы можете сделать?
- Что можно сказать о бумаге? (Бумага разная по цвету, по толщине, по структуре).
- Какая она? (гладкая, шероховатая, бархатная, наждачная, тонкая, толстая и т. д.)
ВЫВОД: Бумага разная (на доску прикрепляется карточка – схема).
-Итак, мы увидели, что бумага разная. Какими же свойствами она обладает?
-Познакомимся с первым свойством бумаги.
-Возьмите любую бумагу и сомните её. Получится у вас или нет?
Дети пробуют помять её.
-Мнётся бумага? (Мнётся, шуршит).
-Какая бумага легче мнётся, тонкая или плотная? (бумага мнётся вся, но тонкая бумага легче мнётся, и пальцы не устают).
-Это первое свойство бумаги.
-Какой вывод? (Бумага мнётся) – на доске карточка – схема.
-А сейчас попробуйте оторвать от бумаги кусочек.
Дети рвут бумагу.
-Получается? (Да).
-Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? (Тонкая бумага рвётся легче, чем плотная).
-У вас на столах стоят ёмкости с водой, опустите туда толстую, плотную бумагу.
-Когда она намокнет, попробуйте ещё раз разорвать её.
-Как она стала рваться после намокания? (Легче, чем до намокания).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: Бумага рвётся (схема).
-В нашей лаборатории перерыв, а значит и нам с вами пора отдохнуть. Вставайте в круг.
Физминутка.
Игра с мячом: «Назови предметы из бумаги» (дети стоят в кругу)
-Подойдите к столам, продолжим работу в нашей исследовательской лаборатории.
-Предлагаю вам помыть в ёмкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустить в эту воду белую бумагу.
-Что вы видите? (Бумага сразу впитает в себя жидкость и становится синей).
Вывод: Бумага намокает, впитывает в себя влагу. Прикрепляется схема.
- Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист пополам, чётко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба.
(Дети выполняют задание).
-Получается у вас? (До конца разгладить бумагу не получается).
Вывод: Бумага гнётся. Карточка - схема.
-А теперь, ребята, посмотрите, что я сделаю (воспитатель подносит бумагу
к горящей спичке).
-Что случилось с бумагой? (Она сгорела).
-Ещё об одном свойстве бумаги мы узнали.
-Можно ли самим поджигать бумагу? (Нет).
-Почему? (Бумага легко загорается, а это очень опасно, может случиться пожар, можно получить ожог, травму глаз и т. д.
-А если это где-то произойдет, что нужно сделать? (Вызвать пожарников и скорую помощь).
- О каком свойстве бумаги мы сейчас говорили?
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: Бумага легко воспламеняется и горит. (Карточка - схема).
- Ребята, у вас на столах лежат альбомные листы бумаги, и сейчас вы
можете вспомнить свойства бумаги, о которых мы сегодня говорили, и использовать их.
(В приготовленном месте лежат краски, ножницы, шаблоны).
Дети самостоятельно выбирают себе занятие: рисуют, вырезают предметы
по шаблону, делают простейшие поделки способом «оригами», тем самым закрепляя свойства бумаги.
-Что интересного вы сегодня узнали о бумаге?
- Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, складываем для изготовления бумажных игрушек, и др.)
- Молодцы. Советую попробовать дома провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, выполнить аппликацию путем обрывания бумаги и т. д.
-А потом нам расскажите, какие свойства ещё есть у бумаги.
-А сейчас наша лаборатория закрывается, чтобы вы хотели ещё исследовать?
Перспектива дальнейшей работы.