Папки-передвижки

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья»

Хаять Чеколдаева
Конспект прогулки в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать знания о деревьях (что у них общего и чем отличаются)

Задачи.

Наблюдение.

– расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;

– закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;

Публикация «Конспект прогулки в подготовительной группе на тему „Хвойные и лиственные деревья“» размещена в разделах

– расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка)

– обратить внимание детей на красоту осенней природы через художественные произведения;

– развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать;

– приобщать детей к русской народной культуре;

– воспитывать бережное отношение к природе.

Трудовая деятельность.

– закреплять умение трудиться сообща, распределять обязанности между собой;

– развивать у детей желание помогать друг другу;

– воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Подвижная игра.

– совершенствовать умение детей играть в подвижные игры;

– закреплять умения бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать в игре соответственно тексту;

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

– развивать быстроту бега и координацию движений;

– воспитывать привычку играть сообща;

Дидактическая игра.

– закрепить знания плодов различных деревьев, умение разгадывать загадки;

– развивать внимательность, логическое мышление.

Индивидуальные физические упражнения

– закрепить навыки прыжков

– воспитывать уверенность в своих силах.

Словарная работа: чечевичка, хвоинки, хвойное дерево.

Оборудование: корзина с плодами для дидактической игры, перчатки, корзинки для сбора шишек, коробка для шишек, маска волка, спортивный инвентарь и игрушки для свободной деятельности.

Предварительная работа

Беседы: “Почему желтеют листья», “Береза – символ России”, “Лесная красавица”, “Листопад”, “Приметы осени”.

Наблюдение: за хвойными и лиственными деревьями, народные приметы, связанные с берёзой, за сезонными изменениями в природе, за погодой, за долготой дня.

Рассматривание: семян и плодов растений.

Опытно – экспериментальная деятельность: потребность растений в воде; – солнце высушивает предметы; – как вода поступает к листьям.

Чтение произведений: В. Чаплина “Лес осенний”, М. Скребцова “Ворчливая береза”, “Колючая упрямица”, “Белое платьице”; А. Лопатина “Жизнь дерева”,Ю. Дмитриев “Зеленое и желтое”, Э. Шим “Елкино платье”, Д. Кайгородов “Красавица елка”, Т. Шорыгина “Экологические сказки”.

– пословицы, поговорки, загадки об осени, растениях.

Дидактические игры: “Найди ошибку”, “Доскажи слово”, “Так бывает или нет?”,

“Какое время года?”, “Какая, какой, какое?”, “Закончи предложение”, “Узнай, чей лист”, “Отгадай, что за растение”, “Найди листок как на дереве”, “Третий лишний (деревья, “Что это за растение”, “Кто больше придумает слов”, “Назови растение с нужным звуком”.

Подвижные игры:

“К названному дереву беги”,

“Найди листок, как на дереве”,

“Кто скорее соберет (половинки,

“Найди листок, как покажу”,

“Найди себе пару (листья)”.

Рассматривание: иллюстраций о природе;

картин: И. Левитан “Березовая роща”, “Золотая осень”, Долина реки”, “Поздняя осень. Усадьба”, “Дорога. Солнечный день”, “Осенний пейзаж”, “Дубовая роща”, “Осень”;

И. Шишкин “Рожь”, “Березовая роща”

Изодеятельность: “Листопад”, “Поздняя осень”, “Идет дождь”, “Осенний лес».

Ход прогулки

1. Ребята, я приглашаю вас на прогулку. Но сначала давайте вспомним, как надо вести себя на прогулке.

– Нельзя ломать ветки, рвать растения.

– Нельзя брать и кидать палки, камни.

– Нельзя подбирать и брать в рот посторонние предметы.

– Нельзя лазить по деревьям и заборам.

– Играть на виду у воспитателя.

Молодцы ребята. Мы вспомнили правила безопасного поведения и теперь можем начать нашу прогулку.

– Оглянитесь вокруг, что растёт на территории нашего детского сада?

– Правильно, деревья.

– А для чего люди сажают деревья?

Деревья – украшение нашей земли,

Без них не живут муравьи, соловьи,

Ни звери, ни ягоды, ни грибы,

Ни люди, ни птицы и ни слоны.

– Обратите внимание на это дерево.

– Кто знает, что это за дерево? (воспитатель и дети подходят к березе) (береза).

– А вы никогда не задумывались, почему люди это дерево так назвали?

– Оказывается, название «береза» происходит от слова «беречь». В давние времена люди считали, что берёзовые веточки, принесенные в дом, защищают от зла.

– Чем же берёза отличается от всех деревьев

– У березы белый ствол.

– Правильно, березу ни с чем не спутаешь. Такого белого ствола ни у одного дерева больше нет.

– Береза – единственное дерево на Земле с белой корой. Мы с вами знаем, что за красоту береза выбрана символом России. Об этом даже поэты написали стихи.

– Кто расскажет стихи о берёзе? (Максим М.)

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

– А ещё кто знает? (Кирилл Н.)

Часто свой наряд меняет.

В шубке белой зимой,

Вся в сережках весной,

Сарафан зеленый летом.

В день осенний – в плащ одета,

Если ветер налетит.

Золотистый плащ шуршит.

- А сейчас какая берёза стоит?

– Голая. А куда же делись листочки? (облетели).

– А почему?

– Наступила осень, стало меньше тепла и света и листья облететели. Так дерево готовится к отдыху зимой. Оно будет спать. А весной проснется.

– Подойдите поближе к нашей красавице, потрогайте ее ствол.

– Какой он на ощупь?

– Гладкий.

– А ещё что заметили?

– На белой коре есть черные черточки.

– Эти черточки называются “чечевички”.

– Повторите, пожалуйста, это новое слово.

– Интересно, а зачем они нужны берёзе? Не знаете?

– Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

– Давайте назовем березу красивыми словами.

– Белоствольная, кудрявая, ветвистая, развесистая, раскидистая, светлая, молодая, старая, столетняя, нежная, русская, статная, робкая, скромная, прямоствольная, гладкая, милая.

– Назовите, из каких частей состоит любое дерево.

– Корни, ствол, ветки, листья, цветы, плоды.

– Зачем нужны корни дереву? (ответы детей)

– Какие ветки у березы? (тонкие, гибкие)

– А какие народные приметы, связанные с берёзой, вы знаете?

– Если в середине октября на березе еще есть листья, то зима будет суровой.

– Если лист с березы опадает часто, год будет урожайным.

– Если весной надрезать бересту, и сок обильно потечёт - весна будет тёплая.

– Кто знает, чем полезна берёза?

– У березы весной бывает полезный для человека сок.

– Осенью под берёзой растут грибы, их так и назвали - подберёзовики.

– Берёза полезна человеку не только соком и растущими под ней подберезовиками. Самые лучшие дрова – березовые, потому что по сравнению с другими, при их горении выделяется больше тепла.

– Из берёзовой древесины делают фанеру, игрушки.

– Из коры получают особое вещество – деготь. Из него делают мази для лечения ран.

– Как называется верхний слой коры?

– Береста. Когда-то на Руси береста играла роль бумаги, на ней писали.

– Народные умельцы из бересты делают очень красивые лукошки, корзинки, коробки.

Воспитатель: На территории нашего детского сада растут еще другие деревья. Я вам загадаю загадку, а вы отгадайте, что это за дерево.

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

Воспитатель: Давайте подойдем к этому дереву. Посмотрите на ель. Кто хочет, может погладить ствол ели.

– Какая у нее кора? (коричневая, шершавая)

– Есть ли у ели листья? (у ели вместо листьев узкие, колючие иголки)

– Давайте их осторожно потрогаем.

– Как называются эти иголки?

– Хвоинки.

– Повторите, это новое слово.

– На ели растут хвоинки, поэтому называют ель каким деревом?

Хвойным деревом.

– Давайте и ёлку назовём красивыми словами, а то она на нас обидится.

– Высокая, красивая, лохматая, хвойная, вечнозелёная, пушистая, голубая.

– А что интересного вы знаете о ели, нашей лесной красавице?

– Ель живёт в среднем 300 лет.

– А до какой высоты они могут расти?

– Самая высокая ель вырастает до 50 метров, высотой, как 17 этажный дом.

– У ели ежегодно вырастают новые веточки.

– Обратите внимание на длину веточек.

– Почему внизу длинные, пушистые ветки, а наверху короткие?

– Нижние ветки растут уже долго, а верхние молодые, поэтому короткие.

– Если сосчитать снизу вверх веточки, то можно узнать её возраст.

– Ёлка первые 10 лет растёт очень медленно — по несколько см в год, потом скорость роста увеличивается, но через 100-120 лет опять замедляется.

– Ель издаёт аромат. Быть рядом с елью, дышать её ароматом полезно для здоровья.

– Она красивая, на неё приятно смотреть.

– Ель растёт в тёплое время года, у неё появляются новые ветки, шишки.

– Ёлка плохо переносит засуху, не боится морозов, но плохо растет в южных регионах, где слишком жаркое и долгое лето,

– У молодого дерева кора гладкая серо-бурого цвета, у старого кора становится серой и отслаивается тонкими пластинками.

– Какую форму имеет ёлка?

– Имеет пирамидальную (треугольную) крону с острой верхушкой.

– А что можете сказать о корневой системе ели?

– Корневая система ели расположена близко к поверхности, поэтому сильный ветер может повалить дерево.

– С каким хвойным деревом похожа ёлка?

– Сосной.

– А чем они отличаются?

– Хвоинки у ёлки тёмно- зелёные, блестящие, острые, колючие и короткие, а у сосны длинные и светло-зелёные.

– А сколько лет держатся хвоинки на ветвях?

– Они прочно держатся на ветвях 7-10 лет. Но в городских условиях при сильной задымленности воздуха продолжительность жизни хвои сильно сокращается: она опадает уже через 3 года.

– Чем полезна ель?

– Ели очень нужны животным. Зайчишка прячется от лисы или волка под мохнатыми лапами дерева.

– А что можно сделать из дерева?

– Из этого дерева делают качественные музыкальные инструменты.

– Из мягкой древесины изготавливают бумагу, искусственный шелк.

– Получают смолу, деготь, канифоль, скипидар.

– Чем полезны еловые шишки?

– Из еловых шишек делают лекарства, то есть используют в народной медицине.

– А ещё кому они приносят пользу?

– Ель приносит большую пользу зверям и птицам, обитающим в лесу. Из еловых шишек птицы достают семена, которыми они питаются в суровое зимнее время. Особенно нравятся семена ели клестам, которые даже свои гнезда вьют на еловых ветвях. Не отказываются полакомиться этими семенами и дятлы. Они зажимают еловую шишку в развилке дерева и свои крепким клювом достают из нее семена. Часть семян у них просыпается мимо. Эти семена достаются лесным мышам.

– А для белок еловые шишки - любимое лакомство.

– А целители что говорят о ёлке?

– Целители считают, что ёлка — дерево-донор, если к нему прислониться и постоять так несколько минут, оно подарит человеку энергию и силу.

– Кто может обидеть ёлку и кто может помочь?

– Ветер, холодная погода, пожары, человек.

– Скоро будет Новый год, и люди спилят ёлочки, принесут домой. Они постоят несколько дней, высохнут, а потом их выкинут. А чтобы вырастить ёлочку, пройдёт много лет. Чтобы этого не случилось, какие ёлки нужно украшать?

– Искусственные.

– Правильно, ребята.

- А чем вы будете украшать ёлочки, мы узнаем, поиграв в кричалку «Украшаем ёлку».

– Ребята, я буду называть предмет. Если им можно украсить елочку, вы хлопаете в ладоши и говорите «Да-да-да», а если нельзя – топаете ногами и говорите «Нет-нет-нет».

Раз в году среди зимы

Украшаем елку мы.

И на елке в Новый год

Каждый что-нибудь найдет.

Звонную хлопушку,

Мягкую подушку.

Бабушкину кружку,

Яркую игрушку.

Белые снежинки,

Старые ботинки,

Шарики стеклянные,

Стулья деревянные.

Нашу елочку оденем

В мишуру и серпантин,

А еще ее украсим

Всем, чем только захотим.

Звездами лучистыми,

Коньками быстрыми,

Яркими гирляндами,

Платьями нарядными.

Мамиными бусами,

Дынями, арбузами,

Шайбами и клюшками,

Новыми игрушками.

– А теперь, ребята, посмотрите на березу и на ель. Давайте их сравним.

– Чем они похожи? Что у них общего? (и у ели и у березы есть корень, ствол, ветки)

– А чем эти деревья отличаются? (у березы белый ствол, у ели – хвоинки, а у березы – листья, эти деревья разной высоты).

– Как называются плоды, которые растут на ели? (шишки)

Трудовая деятельность.

Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, сколько шишек упало с наших елей на землю? Я предлагаю собрать шишки, а потом мы с ними поиграем. Вы согласны потрудиться? (да)

Воспитатель: Я знаю, вы ребята у нас трудолюбивые и добрые.

Воспитатель: Обратите внимание, как надо собирать шишки. Для игры нужно собирать хорошие, сухие шишки, а испорченные, почерневшие мы соберем в мешок для мусора.

– Ребята, перед работой надо надеть перчатки.

Дети трудятся под музыку.

По окончании работы дети снимают рабочие перчатки.

– Ну что ж, мы с вами хорошо потрудились. А теперь можно и поиграть.

Игра-соревнование «Чья команда быстрее перенесёт шишки?»

– Ребята, а эти хорошие шишки выбрасывать не будем.

– Для чего они нам понадобятся?

– Из них можно сделать поделки.

Появляется волк (ребенок)

Волк: Ребята, что вы тут делаете?

– А ты как попал в детский сад?

Волк: Я заблудился. Убежал из леса, решил посмотреть город да и заблудился. Хорошо, что я вас тут встретил. Хочу я в свой лес обратно. Но сначала можно мне поиграть с ребятами? Я так давно не играл ни с кем.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, этот волк очень добрый и не причинит нам зла. Давайте с ним поиграем. (Да)

Подвижные игры:

1. «Мышеловка» (ведущих выбираем с помощью считалок).

2. «Третий лишний» (под музыку).

3. «Узнай по голосу».

Ведущий закрывает глаза. Дети идут по кругу, водящий стоит в середине круга. С окончанием слов дети останавливаются. Воспитатель показывает на кого-нибудь из играющих.

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты (имя, отгадай,

Кто позвал тебя, узнай.

Волк: Спасибо, вам, ребята, вы славные, отзывчивые и трудолюбивые.

Так хочется что-нибудь подарить вам на память! Вот, возьмите мою корзинку.

Все прощаются с волком. Он уходит.

Воспитатель заглядывает в корзину.

Воспитатель: Ой, ребята, чего туту только нет! Вам интересно? Хочется узнать, что тут лежит? (да)

Дидактическая игра “Что лежит в корзине?”

Воспитатель: А что лежит в этой замечательной корзинке вы узнаете, если отгадаете загадки.

Воспитатель достает плоды из корзинки, а после отгадывания загадки кладет обратно.

1. В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

– Что вырастет из этого плода?

2. Не разбив горшочка, не съешь кашки. (Орех)

Эти плоды могут быть разными: и грецкие, и фундук, и кедровые, и земляные. Если назвать их одним словом, то это – … орехи.

3. Эти плоды красного цвета, растут на дереве и их любят свиристели. (Рябина)

Остальные плоды я вам просто покажу, а вы вспомните, как они называются.

Воспитатель показывает детям репейник, сосновую шишку, шиповник.

Воспитатель: Вот спасибо волчонку! Он принес нам такое богатство! Ведь сколько забавных поделок мы сможем из всего этого сделать! И украсим новыми поделками нашу группу.

Самостоятельная игровая деятельность детей.

Индивидуальные физические упражнения.

А с Олей, Кириллом и Машей закрепим навыки метания предметов в горизонтальную цель.

Воспитатель: Ребята наша прогулка закончилась. На ней мы много узнали, играли в разные игры. Понравилось вам?

– Пора нам возвращаться в группу.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятии «Хвойные деревья Кузбасса»Фотоотчет о занятии «Хвойные деревья Кузбасса» Лес- это богатство нашего Кузбасса, его нужно беречь и охранять. Наше занятие направлено на ознакомление детей с разновидностями хвойных.

Календарно тематическое планирование на неделю в подготовительной группе на тему «Деревья» Тема недели: “Деревья” День недели Режим Совместная деятельность взрослых и детей с учетом образовательных областей Организация развивающей.

Конспект целевой прогулки для старших дошкольников «Такие разные деревья» КОНСПЕКТ Целевой прогулки для детей старшего дошкольного возраста Тема. «Такие разные деревья» ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о деревьях,.

Конспект открытой НОД с детьми подготовительной к школе группы «Хвойные деревья нашего леса» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 компенсирующего вида» г. Сосногорска КОНСПЕКТ.

Конспект прогулки в старшей — подготовительной группе ЗПР на тему: «Наблюдение за снегопадом». Конспект прогулки Конспект прогулки в старшей – подготовительной группе ЗПР на тему: «Наблюдение за снегопадом». Цель: Закрепление знаний о сезонном явлении.

План работы по лексической теме «Хвойные деревья» .

План-конспект экскурсии в старшей группе на тему «Деревья» Вероника Подольская План-конспект экскурсии в старшей группе на тему "Деревья" Цель: продолжать знакомить детей с деревьями. Задачи: 1).

Проект «Лиственные деревья»Проект «Лиственные деревья» Проект «Лиственные деревья" Цель: расширять знания детей о лиственных деревьях, их строение. Задачи: -формировать представления детей.

Конспект познавательного занятия «Лиственные и хвойные деревья» Тема занятия: Хвойные и лиственные деревья. Старшая группа Цель. создание социальной ситуации развития детей в процессе ознакомления.

Задания для закрепления темы «Лиственные деревья» 1. Рассмотрите с ребенком ДЕРЕВО на прогулке. Назовите его части: корни, ствол, ветки, листья, а совокупность листьев и веток называется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект прогулки в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья»
Опубликовано: 20 января 2018 в 16:18
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект прогулки в подготовительной группе на тему «Хвойные и лиственные деревья»» (включая файлы) размещена пользователем Хаять Чеколдаева (УИ 683902) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД