Анна Толстякова
Конспект родительского собрания в группе раннего возраста «Играем и развиваемся»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное родительское собрание в группе раннего возраста "Играем и развиваемся"
Время проведения: февраль 2024г.
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект родительского собрания в группе раннего возраста „Играем и развиваемся“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: Ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 2-3 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве; активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: помещение музыкального зала.
План проведения:
1. Вступительный этап:
* введение в проблему;
* создание проблемной ситуации.
2. Основная часть:
* игротека в форме путешествия на поезде по станциям;
* практикум «Рисуем вместе с детьми»
* видео «Музыкальная разминка детей в группе»;
* памятки родителям.
3. Подведение итогов собрания :
* обратная связь;
* решение родительского собрания.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
1. Подготовительный этап:
* Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному
развитию.
* Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.
* Проведение консультаций : «Сенсорное воспитание и развитие
* Музыкальное оформление.
2. Организационный этап:
* Оформление выставки, посвященной сенсорному
развитию (литература, игрушки, дидактические игры,
пособия).
* Подготовка места проведения собрания и необходимого
оборудования.
3. Вступительный этап:
Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада встрече с вами! Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
Создание проблемной ситуации
Одним из ключевых в жизни ребенка является именно ранний возраст. Он во многом определяет его будущее психологическое развитие.
Возраст раннего детства, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания, обучения и накопления представлений об окружающем мире. В этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.
Особое значение в раннем детстве приобретают эмоции. Поэтому очень важно, чтобы жизнь малышей была богатой впечатлениями. Эмоциональная сфера оказывает большое влияние и на формирование познавательных способностей детей. Заставить малыша смотреть или слушать невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому в обучении детей раннего возраста особую роль играют положительные эмоции.
Для успешного обучения ребенка одной из основных сторон дошкольного воспитания является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, и различных явлений окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
Помочь достичь все эти цели развития ребенка помогает игра. Она является и самой занимательной деятельностью малыша и, как следствие, самой эффективной.
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».
А. С. Макаренко.
Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.
При проведении дидактических игр воспитатель в детском саду, а родитель дома должен пользоваться краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребёнок активно выполнял задания, учитывая их свойства, так как именно в процессе игры происходит накопление представлений о свойствах предметов.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же я уверена, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить.
Сегодня я предлагаю вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. Я хочу поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые я советую играть дома. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры - путешествия по станциям.
Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в волшебное путешесвтвие!
(Звучит мелодия «Куда уходит детство»).
Поскорей вставайте в круг,
За руки возьмитесь вдруг.
Будем рядом мы стоять,
Будем глазки закрывать!
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться!
Подарю вам ленточки,
(воспитатель раздает резинки, заколки)
Подарю вам бантики!
Быстро наряжаемся
В поездку собираемся!
Паровоз вас ждет,
В страну Волшебную повезёт!
(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», родители становятся «паровозиком»)
Солнышко светит,
Облака плывут,
Паровозик едет
Тук тук тук тук тук.
Мчится паровоз,
Он в страну Волшебную
Всех детей привез!
- Внимание! Наш поезд прибывает на Станцию Песка.
Станция 1. «Живой песок»
Игры с песком развивают мелкую моторику, успокаивают и обогащают воображение. Маленькие дети смогут лепить куличики, а старшие строить замки и даже целые крепости. Игры с песком настолько полезны, что в настоящее время активно развивается целое направление в психологии «Песочная Терапия».
Песочная терапия - метод игры в песок, когда создается песочная композиция, которая дополняется различными предметами и фигурками. Песочная картина начинает оживать и наполняться историей, что помогает осознать проблемы и решить их. Работа с этим материалом используется не только для развития ребенка, но и для снятия стресса, страха, напряжения и рассматривается как эффективная психоаналитическая техника. В связи с этим во многих дошкольных учреждениях емкости с песком становятся неотъемлемой частью оформления кабинета любого психолога.
- Поедем дальше?
(Звучит музыка, паровоз едет дальше).
И следующая станция «Кладоискатели»
Станция 2 «Кладоискатели»
И здесь, конечно, у нас игры с крупами, которые очень любят дети.
Такие игры развивают у детей воображение, внимание, память, усидчивость, мышление; зрительный анализ и синтез, зрительно-моторную координацию, тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения. Игры с крупой развивают мелкую моторику, координацию движений, память, внимание, слуховое восприятие. И не только! При соприкосновении рук с крупой, происходит активизация активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи.
- Ребята, перед вами емкость с фасолью (так же можно использовать гречневую крупу и горох). А в емкости я спрятала игрушки. Давайте поищем пальчиками и назовем, кому какая игрушка попалась. Молодцы!
Так же можно спросить ребенка какого цвета игрушка, маленькая или большая.
- А паровоз снова зовёт нас в путь.
- И мы прибываем на Станцию Воды.
Станция 3 «Ну-ка вылови!»
Упражнения с водой для ребенка до трех лет выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но, кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Игры с водой помогают доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом.
- В глубокой миске налита вода. С помощью маленького или большого сита с ручкой нужно выловить плавающие в миске предметы (рыбки, черепашки, лягушки, ракушки, камушки) и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито держим в правой руке.
Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду, обязательно – собрать губкой. Тут уже развивается трудовая деятельность.
Можно еще предложить губкой переносить воду из одной емкости в другую. В одной впитываем в губку воду, в другую эту губку отжимает. Тут подключается и пальчиковая разминка.
- Ребята, вам понравилась эта игра?
- А вы хотите узнать, что же нас еще ждет в нашем путешествии?
- Едем дальше!
(Звучит музыка, паровоз едет дальше)
- Мы прибываем на Станцию Волшебного Пластилина!
- Но для начала, немного поиграем с пальчиками!
Пальчиковая игра «Кошка и мышки»
Вот кулак (Руку в кулак)
А вот ладошка (Разгибаем кулак гладим по ладошке).
На ладошку села кошка (Кулак одной руки кладем на ладошку другой)
Села мышек посчитать (Стучим кулаком по ладошке,
Один, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по порядку)
Мышки кошку испугались (имитация испуга)
Все по норкам разбежались (Бежим пальчиками по столу).
Станция 4 «Воздушный пластилин»
Лепка – это увлекательное занятие и для детей, и для их родителей. Работа с пластичными материалами, кроме возможности слепить красивую поделку также развивает мелкую моторику рук, что немаловажно для маленьких детей. Материалов, занятия лепкой с которыми малышу интересно, сегодня очень много. Среди не так давно появившихся, можно отметить воздушный или зернистый пластилин.
Для детей 2-3 лет лучше выбирать крупнозернистый пластилин, поскольку мелкие детали поделок им еще не по плечу. Шариковый пластилин многоразового использования является не застывающим. Он не липнет к поверхностям и одежде и больше подходит для работ на плоских поверхностях или для лепки небольших фигурок.
- Ребята, у меня есть волшебный пластилин! Пластилин необычный. Возьмите его скорее!
- А что вы уже умеете лепить из пластилина?
- Давайте скатаем бревнышки и построим волшебный домик!
- Молодцы! Получилось очень красиво! Правда?
- Какое веселое путешествие у нас получается!
Отправляемся дальше!
Станция 5 «Рисовалкино»
И здесь мы поговорим про нетрадиционные техники рисования. Хотя и само по себе рисование – очень увлекательное занятие и важное для развития детей.
Нетрадиционные техники рисования в большей степени способствуют развитию у детей творчества и воображения. И одна из главных задач такого рисования - способствовать накоплению сенсорного опыта и обогащению чувственных впечатлений детей, развивать способность ребенка, наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков природы.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой или использовать в рисовании водный маркер.
- Вот вам задание, используя вашу фантазию, нарисуйте и создайте веселую картинку с помощью ватных палочек, зубных щеток и крышечек. А раз впереди у нас весна, предлагаю нарисовать что- то весеннее.
Звучит песня «Куда уходит детство»
- Молодцы! Картинка получилась очень яркая и веселая!
- Замечательно! Вам понравилось рисовать разными нетрадиционными способами?
Ну а мы с вами отправляемся на последнюю станцию и это станция «Дидактические игры»
Станция 6 «Дидактические игры»
И задачи данных дидактических игр следующие:
- Формировать умение ориентироваться в основных свойствах предметов.
- Обогащать и накапливать сенсорный опыт детей в ходе предметно – игровой деятельности, через игры с дидактическим материалом.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Скажу сразу, что такие игры можно сделать самостоятельно, только приложив фантазию и подручный материал. А для детей такие игры более интересны и полезны, чем купленные мягкие игрушки или какие либо дорогие игрушки.
Давайте их рассмотрим.
1. Дидактическая игра «Гусеницы». Здесь мы обращаемся к детям с просьбой помочь украсить брюшко гусеницы, что бы они стали красивыми и разноцветными. Игра позволяет детям различать, запоминать и называть цвета. Развивать тактильные ощущения.
2. Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам». Воспитатель предлагает игровую ситуацию: Ребята, посмотрите, я помыла чашки и блюдца, а теперь не знаю как собрать их по цветам. Поможете мне? Тут важно обращаться к ребенку и проговаривать: Какого цвета эта чашка? Давайте подберем блюдце, такого же цвета! Цель данной игры формирование знаний о цвете предметов
3. Дидактическая игра «Подбери по цвету» или «Поставь машинку в свой гараж». Здесь взрослый дает ребенку указание, покажи мне синюю машинку. А теперь давай найдем этой машинке подходящий гараж. Даже если ребенок пока не может называть цвета или путается, ничего страшного. Главное взрослому проговаривать эти цвета, а ребенок со временем сам начнет сначала показывать, а потом называть. Игра направлена на развитие внимания, памяти, логического мышления, цветоощущения.
4. Дидактическая игра «Веселые прищепки». Такие игры прекрасный тренажер для пальчиков. Тренируются хватательные навыки и развивается кисть.
Ну а теперь, пришло время возвращаться обратно во взрослую жизнь.
Поскорей встали в круг,
За руки все взялись вдруг.
Будем рядом мы стоять,
Глазки будем закрывать!
А теперь начнём вращаться,
И во взрослых превращаться.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что дидактическая игра является ведущей формой сенсорного развития детей раннего возраста. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.
Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей. Наша задача, научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас с некоторыми из них мы познакомились.
Подведение итогов собрания и обратная связь.
В заключении мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии.
Уважаемые родители, вам понравилось такое необычное путешествие в страну детства? А что особенно вас привлекло? Какая игра больше всего понравилась? Появилось ли желание организовывать такие игры дома с ребенком? Ваши пожелания на будущее! (ответы родителей)
Решения родительского собрания
1. Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, обратить внимание на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.
2. Объявить конкурс на лучшую дидактическую игру (игрушку, сделанную своими руками, в которую бы дети с удовольствием играли. В конце года подвести его итоги и вручить грамоты победителям.
3. Принимать активное участие в жизни детского сада.
Заключительное слово
Играйте дома круглый год!
Благодарю вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо. До свидания.