МААМ-картинки

Конспект родительского собрания «Юные экспериментаторы» (старший дошкольный возраст)

Бусовикова Мусонова Оксана Викторовна
Конспект родительского собрания «Юные экспериментаторы» (старший дошкольный возраст)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск»

Конспект родительского собрания

Тема: «Юные экспериментаторы»

(экспериментально – исследовательская деятельность детей старшего возраста)

Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории

Мусонова О. В.

Публикация «Конспект родительского собрания „Юные экспериментаторы“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах

Развитие познавательной сферы дошкольников происходит в различных формах деятельности человека. Наиболее ярко она проявляется в экспериментировании как деятельности, направленной на самостоятельное познание и исследование объектов окружающего мира.

Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к открытиям, потребность в умственных впечатлениях, желание самому находить решение проблемной ситуации и наша цель - удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Основным методом детской исследовательской деятельности это является экспериментирование.

Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес.

«Эксперимент (опыт) – особый вид наблюдения, организованный в специально созданных условиях» (А. И. Васильева).

А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, стиль жизни, меняются внешне.

Многие думают, что ребёнок и эксперимент, понятия далёкие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдёт, засмеюсь – засмеётся и она.

Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы: рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребёнка. А ведь всё это значит, что ребёнок растёт и познаёт окружающий мир.

Мышление, память ребёнка ещё очень неустойчивы. Он может что-то запомнить и осознать, только пережив на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, ссыпать в кучу крупу или попробовать мылом разрисовать окно.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как: самостоятельность, любознательность, целеустремлённость, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу детей

они испытывают ни с чем несравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданными свойствами и качествами окружающих и близких предметов.

При применении в дошкольном учреждении метода экспериментирования, в процессе эксперимента развиваются:

- мышление (вывод: вода на холоде превращается в лёд, а в тепле – тает);

- внимание и память (запомню – дома сделаю и расскажу);

- речь (обсуждение);

- воображение (что произойдёт со льдинкой, куда полетит пёрышко, если на него подуть);

- трудовые навыки;

- мелкая моторика (игры с песком, солью, крупами, мелкими камешками или бусинами.

Конечно же, нельзя забывать и о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи (не может Катя отделить горох от фасоли – Даша предложит свою помощь).

Дети учатся анализировать произошедшее не только во время игры, но и намного позже. Они гордятся своими успехами, делятся опытом со своими друзьями и близкими. В свою очередь, мама обязательно удивится, узнав, что камень тонет, а кора дерева – нет. И здесь очень важна реакция взрослого, похвала, поощрение ребёнка за это открытие.

Взрослый и ребёнок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, - и это очень ценное приобретение для обеих сторон.

Важное значение имеет то, что в процессе экспериментирования ребёнок имеет возможность удовлетворить свою любознательность («Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?», «Как устроен мир?», почувствовать себя первооткрывателем.

При проведении детских экспериментов необходимо придерживаться следующей структуры:

1. Проблемная ситуация;

2. Целеполагание (поиск путей решения проблемы);

3. Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается);

4. Обсуждение увиденных результатов;

5. Формулировка выводов.

Эксперименты могут быть:

- по количеству детей: индивидуальные, групповые, фронтальные;

- по количеству проведения: однократные и цикличные;

- по месту проведения: в групповой комнате, на участке, в саду, огороде и т. д. ;

- по характеру мыслительных операций: констатирующие, сравнительные, обобщающие.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

А так как современный мир динамичен, выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы - невозможно, человек должен постоянно проявлять исследовательскую поисковую активность. Поэтому формирование исследовательских умений дошкольников, одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых образовательных стандартов

Исходя из актуальности темы и понимая, какое значение имеет детское экспериментирование, мной разработан проект «Хочу всё знать!»

И сегодня я хочу познакомить вас с целью и задачами проекта, а также каждому предложить создать домашнюю лабораторию для проведения совместных экспериментов и затем обменяться опытом.

Итак, цель проекта: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста средствами детского экспериментирования. Исходя из цели определила задачи:

- создать условия для экспериментальной деятельности детей.

- развивать интерес детей к поисково-экспериментальной деятельности, наблюдательность.

- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

- способствовать формированию коммуникативных и творческих навыков.

- воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.

- повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей, вовлекая их в процесс формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Где же лучше заниматься с детьми исследовательской деятельностью?

Наиболее успешно занятия в форме опытно-экспериментальной деятельности проходят условиях, уголков исследований, где имеется оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов.

В свою очередь, я, поддерживая и развивая интерес детей к познанию окружающего мира, постаралась создать необходимые условия для экспериментальной деятельности.

В «Центре науки» нашей группы, оборудовала мини – лабораторию, девиз которой – «Хочу всё знать!». Постоянными персонажами лаборатории являются – мудрая тётушка Сова, которая всё знает и делится опытом и девочка Почемучка - она ничего не знает, но хочет всему научиться.

В лаборатории находятся разнообразные материалы и оборудование, необходимые для экспериментальной деятельности:

- познавательная и методическая литература: А. И. Ивановой, Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевой, И. Э. Куликовской; энциклопедии для детей: «Вулканы», «Земля и вода», «Тайны природы»;

- приборы: микроскопы с набором материалов для исследования, лупы, магниты, пробирки, колбы, мерные стаканчики, весы, песочные часы, песочные наборы, различные ёмкости;

- картотека опытов и схемы их проведения;

- дидактические игры познавательного характера;

- утилизированный материал;

- природный материал;

- неструктурированный материал: песок, сахар, соль, опилки и др. ;

- иллюстрации для ознакомления с растительным и животным миром;

- коллекции видов тканей, бумаги, семян, ракушек, пуговиц;

- гербарии цветов, листьев;

- печатки для игр и экспериментирования с песком и снегом;

- снегомер;

- фартуки, нарукавники, колпачки для проведения опытов.

Развитие познавательной исследовательской активности детей проводим через различные формы: это прежде всего организованная совместная образовательная деятельность (т. е. занятия).

А также, настольные игры с различным материалом; дидактические игры и упражнения; обсуждение проблемных ситуаций; общение; прогулки.

Совместно с детьми, разработали условные обозначения – разрешающие и запрещающие знаки.

При оборудовании лаборатории учитывала такие требования, как: безопасность, мобильность, достаточность, доступность.

При проведении экспериментальной деятельности обязательно соблюдение правил безопасности.

Уважаемые родители, как Вы думаете, какие правила необходимо учитывать, проводя эксперимент с живым и не живым объектом?

(ответы родителей)

Правила безопасности жизнедеятельности детей:

1. Работать под наблюдением взрослого;

2. Все вещества брать только ложечкой или пинцетом;

3. Не брать ничего в рот;

4. Не трогать грязными руками глаза;

5. Не подносить близко к носу;

6. Пользоваться защитной одеждой;

7. Работать, не торопясь, аккуратно.

Позиция взрослого во время исследовательской деятельности – быть всегда вместе (рядом) с детьми, в общем круге, за реальным круглым столом, приглашающем к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем, ребёнок может только в том случае, если рядом с ним не учитель - назидатель и наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, проявляющий искреннюю заинтересованность и уважение к результату других. И так как вы, уважаемые родители - являетесь соучастниками образовательной деятельности, большая роль в исследовательской деятельности отводится вам. Потому что, только при совместной деятельности можно добиться положительного результата: дети научатся координировать свои действия с действиями партнёров, принимать их точку зрения, прислушиваться к чужому мнению, что будет способствовать саморазвитию личности каждого ребёнка.

Поэтому, для повышения вашей компетентности в вопросах исследовательской деятельности, мы наметили план работы. Проведённое анкетирование показало, что большинство родителей понимают роль исследовательской деятельности в развитии детей и считают это направление - эффективным.

Увлекательным занятием наших детей стали походы в районную детскую библиотеку, где в распоряжении ребят очень много различных познавательных доступных по содержанию журналов, энциклопедий.

Напоминаю, что и для вас, уважаемые родители, в нашей приёмной, на информационном стенде, мы предлагаем: консультации, рекомендации, памятки по экспериментальной деятельности, описание опытов в домашних условиях.

А сейчас, уважаемые родители, мы предлагаем вам обменяться опытом, послушать, как привлечь ребёнка к экспериментальной деятельности, что необходимо учесть, какие были трудности при проведении опытов.

(обмен опытом).

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия «Древо жизни» (старший дошкольный возраст) Цель: - Формировать у детей представление о Древе Жизни, как о символе непрерывной связи поколений на земле, о смене времени года - зима,.

«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст)«Мой любимый посёлок — Понтонный!» Конспект занятия (старший дошкольный возраст) Цель: Воспитывать любовь к родному посёлку, гордость за славную историю, вызывая познавательный интерес к родному краю. Задачи: 1. Дать.

Фотоотчёт о развлечении ко Дню безопасности «Юные спасатели» (старший дошкольный возраст)Фотоотчёт о развлечении ко Дню безопасности «Юные спасатели» (старший дошкольный возраст) В ДОУ прошло развлечение посвящённое безопасности жизни взрослых и детей, среди групп старшего дошкольного возраста. Ребята совершили увлекательное.

Конспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возрастКонспект наблюдения: «Черемуха душистая». Старший дошкольный возраст Конспект наблюдения «Черемуха душистая» Возраст: старшая группа. Цель: расширить представления и знания детей о деревьях, их значении в.

Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Боевая доблесть донских казаков» (старший дошкольный возраст) Цель: создание условий для духовно – ценностного развития подрастающего поколения посредством знакомства с боевой доблестью донских казаков.

Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст)Конспект НОД по ОБЖ «В городском транспорте» (средний, старший дошкольный возраст) Цель : сформировать представления о транспорте Уточнить знания о правилах поведения в транспорте Развивать познавательный интерес детей.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект НОД по познавательной деятельности «Путешествие в лес» (старший дошкольный возраст) Цель: Закреплять знания основных особенностей флоры леса; уметь выразительно с помощью мимики и пантомимики, эмоций, речи отображать представляемые.

Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст) Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая.

Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст)Конспект занятия по экологии «Грибы» (старший дошкольный возраст) Цель:Продолжать знакомить детей с грибами,их особенностями,внешним видом,местах где они растут. Учить отличать съедобные от ядовитых. Пополнять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания «Юные экспериментаторы» (старший дошкольный возраст)
Опубликовано: 2 мая 2020 в 11:36
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД