Алсу Матурина
Конспект совместной деятельности педагога и детей ОД «Изменчивый воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Виды деятельности детей :
– познавательно-исследовательская;
– коммуникативная;
– игровая,
– изобразительная.
Интегрированная форма: экспериментальная лаборатория.
Образовательные задачи
1. Задачи, ориентированные на получение результата в форме представлений и знаний детей :
• способствовать усвоению представлений о свойстве воздуха – воздух при на-гревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей ОД „Изменчивый воздух“» размещена в разделах
2. Задачи, ориентированные на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей :
• поддерживать интерес к поисково-исследовательский деятельности;
• способствовать проявлению самостоятельности в использовании условно-символических моделей, подготовки и проведения эксперимента;
• создавать условия для взаимодействия друг с другом в малых подгруппах.
3. Задачи, ориентированные на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей :
• формировать умение использовать условно-символические модели в деятель-ности;
• формировать умение фиксировать полученную информацию с помощью условно-символических средств;
• формировать умение формулировать гипотезы, делать выводы и умозаключения, используя соответствующие речевые формулировки;
• формировать умение составлять сообщение по результатам эксперимента.
Материалы и оборудование
1. Стимульный материал:
файл с электронным письмом от Наураши».
2. Материалы для деятельности детей :
1,5 литровая пластмассовая бутылка, воздушный шарик, две емкости с горячей и холодной водой - в воде может лежать лед - для быстроты эффекта (бутылка должна погружаться в воду минимум на 1/3, лучше на);
не сильно смятые теннисные шарики, емкость, горячая вода;
большая монетка, 1,5-литровая пластмассовая бутылка, емкость, горячая вода;
пластмассовая бутылка с широким горлышком, лед,
листочки бумаги, карандаши.
3. Дидактический материал:
файл с электронным письмом от Наураши с карточками для составления эксперимента «Починка теннисного шарика»; алгоритм эксперимента «Танцующая монета», алгоритм эксперимента «Худеющая бутылка».
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей :
ноутбук, колонки, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран).
Рекомендации: для сохранения температуры горячей воды (чтобы не успевала остыть) - приготовить ее в термосе. Выливать в емкость непосредственно перед опытом или добавлять во время опыта. В холодную воду заранее добавить лед.
Ход ОД
- Ребята, я покажу вам фокус, и мы вместе будем искать его разгадку. Но мне понадобятся помощники. Кто хочет? (выбирает двоих детей). Расскажите, что я приготовила для этого фокуса? (пластмассовая бутылка, воздушный шарик, два тазика с холодной и горячей водой).
– (1 помощнику) Возьми шарик, одень его на горлышко бутылки. С шариком что-нибудь происходит? (нет). Поставь бутылку в таз с горячей водой. Что происходит? (шарик поднялся и немного надулся).
- (2 помощнику) Поставь бутылку в таз с холодной водой. Что происходит? (шарик сдулся и упал)
Педагог приглашает других двоих детей, и опыт проводится еще раз.
- Теперь предлагаю порассуждать и вместе найти разгадку этого фокуса. Как вы думаете, почему шарик надулся, когда бутылку поставили в горячую воду? (предположения детей). Если шарик надувается, что в него попадает? (воздух) Откуда он в него попал? (из бутылки) Почему сначала воздух из бутылки в шарик не переходил, а когда поставили в горячую воду, воздуху как-будто стало тесно, он начал выходить из бутылки надул шарик? (предположения детей). Что горячая вода сделала с воздухом? (нагрела его) Если воздуху после этого в бутылке стало тесно, значит, его, сколько стало? (воздуха стало больше). Значит, какой вывод можем сделать? (горячего воздуха становится больше). Правильно ребята, воздух в бутылке стал теплым, расширился, его стало больше, в бутылке стало ему тесно, он начал из нее выходить и надул шарик. А теперь попробуйте сами рассказать, что произошло потом? (бутылку поставили в холодную воду, воздух тоже стал холодным, уменьшился, зашел обратно в бутылку и шарик сдулся). Правильно, холодный воздух сжимается, его становится меньше.
Педагог открывает файл с электронным письмом от Наураши. Раздается звук пришедшего сообщения на электронную почту.
- Ребята, к нам письмо. Интересно от кого? (на ноутбуке появляется картинка Наураши и звукового письма). Включаю, слушайте внимательно.
Прослушивание письма.
- (Наураша) Здравствуйте, ребята. У меня проблема. Я готовлюсь к спортивным соревнованиям по настольному теннису, но у меня сломались все шарики для игры. Они пластмассовые, тонкие и они смялись. Помогите мне придумать, как их выпрямить и составьте алгоритм – подсказку, как это сделать на будущее. А то вдруг они опять сомнутся. Высылаю вам один сломанный шарик.
- Что скажете, ребята, возьмемся помочь, справимся? (ответы детей). Может, у кого уже есть идея, как это сделать? (гипотезы детей).
- Давайте рассуждать вместе. Если бы это был не шарик, а какая-нибудь ровная поверхность и на ней появилась вмятина. Как ее выпрямить обратно? (нажать на вмятину с другой стороны и она выпрямится). Чем нажать? (рукой, пальцем, ладонью). Но у нас не ровная поверхность, а шарик. Можем мы нажать на вмятину с обратной стороны рукой? (нет, она внутри). Может мы могли бы надавить на нее чем-то другим или с помощью чего-то? Подумайте. (самые любые предположения детей обсуждаются. Например, разрезать шарик и выпрямить – шарик будет сломанный; проткнуть иглой и надавить ею на вмятину – иголкой можно уколоться, в шарике будет дырочка, он будет поврежден и может не так хорошо летать, как целый и т. д.)
- Надавить надо изнутри, шарик повреждать нельзя. А может надо надавить тем, что у него есть внутри? Что у него там? (воздух) Мы с вами делали много опытов с воздухом и знаем, что бывает очень сильный, только вот как заставить его надавить на вмятину? (предположения детей). Воздух будет давить, если его будет много, если ему станет тесно внутри шарика. Никаких идей не возникает? (воздуха станет больше, если он станет теплым или горячим – его надо нагреть). Возможный наводящий вопрос: В каком случае воздух увеличивается в объеме, расширяется? Как сделать, чтобы воздух расширился и увеличился? Как будем нагревать? (положить шарик в горячую воду). Давайте попробуем.
Ребенок, который первый выдвинул верную идею, опускает смятый шарик в пустой таз, воспитатель наливает горячую воду. Наблюдают некоторое время. Шарик выпрямляется.
- Замечательно! Теперь давайте составим для Наураши алгоритм-подсказку, чтобы он мог починить и другие шарики. Какую карточку поставим первую?
На доске совместно с детьми составляется алгоритм опыта «Починка теннисного шарика»
- Давайте посмотрим на алгоритм и расскажем, как мы починили шарик? (чтобы выпрямить теннисный шарик, мы поместили его в таз с горячей водой. Воздух в шарике стал горячим, расширился, надавил на стенки шарика и выпрямил его). Какое знание про воздух помогло нам помочь Наураше? (горячий воздух расширяется, увеличивается; холодный воздух сжимается, уменьшается). Отлично, теперь у него все получится.
- А я предлагаю вам теперь самим провести два новых опыта, в которых вы снова увидите то свойство воздуха, с которым мы сегодня познакомились. Поделитесь на 2 группы, кто с кем хочет поработать. Прежде чем приступить к опытам, вам надо будет всем вместе в своей команде прочитать и обсудить его алгоритм, какой материал отобрать, как и что надо сделать, кто, что будет делать. Алгоритмы (картинками вниз) лежат на столе. Выбирайте, кому, какой достанется.
Дети выбирают алгоритм. В команде читают, обсуждают алгоритм, на этом же столе отбирают материал для опыта. Переходят за отдельные столы. Выполняют эксперимент. Воспитатель советует, уточняет, помогает при необходимости.
Опыт «Танцующая монета»
У пластиковой бутылки сверху намочить ободок и положить большую монету. Бутылку поставить в таз с горячей водой. Монета начнет подпрыгивать. Для большего эффекта в бутылку заранее положить несколько кусочков льда и за-крыть крышкой, а перед опытом началом опыта открыть и лед убрать.
Опыт «Худеющая бутылка»
Небольшие кусочки льда сложить в бутылку (лучше брать небольшую бутылку с тонкими стенками, крепко закрыть ее и потрясти. Бутылка изменится - стенки втянутся.
- Вы заметили, что последнее окошко алгоритма пустое. В нем надо зарисовать результат опыта, что произошло. Каждый может нарисовать свой вариант, какими символами он хочет обозначить итог опыта. И когда закончите, каждая команда расскажет о своем опыте, объяснит ее результат. Почему так произошло. Договоритесь, кто это будет делать.
Дети зарисовывают итог опыта на карточке (у каждого своя). Воспитатель индивидуально помогает в выборе символов для передачи результата опыта. Один человек от команды рассказывает, делает вывод.
Опыт «Танцующая монета»
Рассказ об опыте. Вывод: Горячая вода нагрела воздух внутри бутылки, он расширился и стал толкать монету вверх. При нагревании воздух расширяется и увеличивается.
Опыт «Худеющая бутылка»
Рассказ об опыте. Вывод: Воздух в бутылке охладился, сжался и поэтому стенки втянулись. При охлаждении воздух сжимается и уменьшается.
- Какой же общий вывод мы можем сделать? (Воздух при охлаждении сжимается, а при нагревании – расширяется).
- Мы сделали много опытов, чтобы увидеть это свойство воздуха. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). А какой, показался сложным? Может, какой-нибудь опыт был кому-то знаком?
Приложение
1. Карточки для алгоритма опыта «Починка теннисного мяча»
2. Алгоритм опыта «Танцующая монета»
3. Алгоритм опыта «Худеющая бутылка»