Елизавета Сахнова
Конспект совместной опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства воды».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: - Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса;
- Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека;
- Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов; - Уточнить и систематизировать знания детей о культуре поведения в лаборатории.
Воспитательные:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, - Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
Публикация «Конспект совместной опытно — экспериментальной деятельности в старшей группе, Тема: „Удивительные свойства воды“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;
- Учить отгадывать загадки.
Предварительная работа:
- Беседы о воде, ее роли в жизни человека;
- Проведение экспериментов с водой; - Рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
- Использование игр о воде («Какая бывает вода?», «Разрезные картинки»);
- Чтение художественной литературы по теме «Вода»;
- Наблюдение за водой на прогулке.
Словарная работа: научная лаборатория, ученые, эксперимент, опыт, наука, познание. Без вкуса, без запаха, прозрачная, имеет вес, не имеет собственной формы.
Материал и оборудование: бутилированная вода, одноразовые стаканчики, колбы, пробирки, одноразовые контейнеры разной формы, воздушные шарики, салфетки, предметные картинки, геометрические блоки, карточки схемы, «журналы» для занесения данных по опытам (на каждого ребенка).
Ход занятия:
1. Вводная часть.
В. : Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в научную лабораторию. Как вы думаете, что делают в лаборатории? Чем занимаются ученые? (ответы детей)
В. : Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться, все записывать.)
В. : Но, чтоб попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему нашего занятия. И первая подсказку для вас я держу в руках (в. крутит глобус в руках).
В. : Что вы видите у меня в руках? (глобус)
- Правильно. Посмотрите какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый).
- А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим? А какого цвета больше? Кто живет в воде? (выслушать ответы детей, подкорректировать их по необходимости).
В. : Все верно. Ребята, пока мы перечисляли обитателей рек, морей и океанов, к нам приплыли рыбки. Не простые - геометрические. Ох, ребят пока они к нам плыли, все перепутались. Давайте возьмем наши геометрические блоки и поможем рыбкам вернуть их нарядный вид. (Дети берут геометрические блоки и заполняют белые трафареты с изображением рыбок геометрическими фигурами, так чтоб весь силуэт был заполнен).
В. : Молодцы, все справились. Рыбки, ребята, вас благодарят и дают нам новые подсказки – загадки. Слушаете внимательно: 1. Он так бесстрашен и могуч, Что не боится горных круч –
Привык он с них всю жизнь срываться
И головою вниз бросаться,
И поднимая тучи брызг,
О камни разбиваться вдрызг!
(водопад)
2. Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали.
(дождь)
3. Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем – не найдем.
(роса)
После каждой отгадки выставляется картинка с ответом.
В. : О чем эти загадки? Что в них общего? Одним словом про что они? (вода). Сегодня мы продолжим с вами разговор о воде, ее свойствах и о значении воды.
- Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т. п.).
- Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает).
- Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).
- Теперь мы знаем ключевое слово, тему нашего занятия, и я приглашаю вас в нашу научную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. какая она вода?
2. Основная часть.
Напомнить правила поведения в лаборатории:
- быть аккуратными;
- не спешить;
- внимательно слушать;
- не толкаться;
- все записывать.
(Дети садятся за столы)
В. : Итак, теперь мы готовы раскрывать секреты воды. Результаты будем записывать в журналы наблюдений.
Опыт №1 Вода не имеет цвета (прозрачная).
Детям предлагается посмотреть сквозь воду в бутылке на стоящий за бутылкой предмет (колокольчик).
Вывод: вода искажает предметы, но их видно хорошо (символ)
Опыт №2 Вода не имеет запаха.
Дети открывают бутылки и пытаются определить есть ли запах. Наливают воду в стакан.
В. : Как она пахнет? (ответы детей)
- А теперь давайте добавим в воду чеснок. Что произошло с водой? (у воды появился запах)
Вывод: у воды нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ (символ)
Опыт №3 Вода не имеет вкуса.
Дети наливают воду из бутылки в стакан. Пробуют ее, пытаются определить вкус воды (безвкусна). А теперь давайте добавим в стакан с водой сахар. Попробуйте. Что изменилось? (вода стала сладкая).
Вывод: Вода не имеет вкуса, но мы можем сами изменить вкус воды (символ)
В. : Ребята, вы очень хорошо поработали, можно теперь отдохнуть.
Физкультминутка «Синяя вода» (по музыку)
(Сл. Ю. Энтина, муз. В. Шаинского)
Синяя вода, (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны.)
Поле без следа,
Без конца и края. (Кружимся на месте.)
Синяя вода,
Ты спешишь куда?
Ты спешишь куда? (Присели, обхватили плечи руками.)
К морю синему,
Там, где волны сильные, (Встали, руки вытянули вверх.)
Там, где волны сильные
Плещутся всегда. (Волнообразные движения рук на уровне груди в стороны)
К морю синему
Поскорей неси меня, (Кружимся на месте.)
Поскорей неси меня,
Синяя вода. (Присели, обхватили Плечи руками.)
В. : Молоды, отдохнули. Вернемся обратно в лабораторию.
Опыт №4 Имеет ли вода вес?
Как это проверить (ответы детей) Дети сравнивают пустой стакан и стакан наполненный водой.
Вывод: Вода имеет вес. Стакан с водой тяжелее пустого стакана (символ)
Опыт №5 Имеет ли вода форму?
Дети берут различные сосуды (колба, пробирки, лейка, воздушные шары)
Вывод: Вода принимает форму того сосуда, в который она налита. Вода не имеет формы (символ).
3. Заключительная часть.
В. : А теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад.
- Понравилось вам наше превращение в ученых?
- Что мы сегодня с вами делали?
- Какая бывает вода?
- А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей).
- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать? (закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы)
- Спасибо, ребята, за вашу работу. До свидания.