МААМ-картинки

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы «Удивительная соль»

Ольга Чикова
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы «Удивительная соль»

МДОУ «Детский сад» №1 «Родничок» п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы

«Удивительная соль»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Чикова О. В.

2021 г.

Цель образовательной деятельности :

Создание условий для углубления представлений детей о свойствах соли, использовании ее в жизни человека.

Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы „Удивительная соль“» размещена в разделах

Образовательные задачи:

-Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Развивающие задачи:

-Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Воспитательные задачи:

-Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.

-Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.

Словарная работа:

Обогащать словарь детей словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая».

Оборудование: соль : поваренная, каменная, морская. Мешочки с солью. Баночки с солью, лупы, тарелочки,трубочки,вода холодная и теплая,ложки, яйцо,кусочки сырого картофеля, прозрачные емкости.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, поприветствуем их.

«Станем рядышком по кругу

Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,

Нам здороваться не лень,

Всем привет и добрый день!»

Воспитатель. - Ребята, вы заметили, у нас в группе появился новый предмет? Это необычная красивая шкатулка. Желаете узнать, что в ней (открываю шкатулку).Что же в ней спрятано? Какие-то мешочки. Возьмите каждый себе мешочек. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек - что же это может быть?

На экране появляются Фиксики

- Здравствуйте, ребята, вы получили посылочку-шкатулку, в которой лежали мешочки с необычным веществом?

Дети: - Да!

Фиксики:- Сегодня у Дим Димыча на кухне и в ванной комнате мы нашли это загадочное вещество. А что это за вещество мы не можем разобраться. Поэтому решили послать вам, потому что нам сказали, что вы самые умные ребята. Вы поможете нам разобраться?

Дети:- Да!

Фиксики:- А пока вы будете разбираться мы проверим все ли электроприборы у вас в саду исправны. До скорых встреч?

Воспитатель: Ребята,теперь понятно откуда появилась эта шкатулка.

Посмотрите, а на дне посылочки лежит записка-подсказка!

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук.

И становится вся пища несъедобной вдруг,

Если в ранку попадает - испытаешь боль,

Вы, конечно, догадались, ну конечно это (соль)

Какие вы молодцы! Расскажите мне, пожалуйста, а где вы встречали соль?

(В случае затруднения с ответом воспитатель задает уточняющие вопросы)

- А для чего она нужна вам дома? В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

- Но соль мы используем не только, как приправу, но и для того чтобы консервировать овощи.

-Ребята, а вы хотите узнать откуда берется соль?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Тогда давайте с вами вместе посмотрим на экран.

Показ презентации: «Удивительная соль» (1 слайд)

2 слайд. СОЛЬ - полезное ископаемое, природный элемент.

3 слайд. Виды соли: поваренная,морская,каменная.

4 слайд. Каменную соль добывают в подземных соляных шахтах,

5 слайд. Добыча соли там ведётся и открытым способом. Соль собирают специальные солевые комбайны, которые ссыпают её в грузовые машины.

6 слайд. В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы,санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

7 слайд. У нас в Оренбургской области в г. Соль-Илецк находится соленое лечебное озеро Развал, которое обладает лечебным действием на организм человека. И чтобы испытать на себе оздоровительное воздействие соленой воды жители России приезжают в эти места за много тысяч километров.

8 слайд. Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку в небольшом количестве 2 гр ребёнку и 5 гр. взрослому человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани. Поэтому мы солим пищу. Соль используют также при консервировании овощей, мяса, рыбы и др. продуктов.

9 слайд. Также соль используют в народной медицине: полоскание горла солевым раствором; солевой компресс; промывание носа; дышать в соляной комнате.

10 слайд. Применение на улице. Ребята. а еще соль спасает от гололеда! Как вы думаете, как соль может спасать от гололеда? (ответы детей)

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке не поскользнулся, не упал

Воспитатель:Ребята,а кому еще нужна и полезна соль,кроме человека?

11. слайд. Соль нужна не только человеку, но и животным.

А кто знает как называется соль, которую дают для употребления в пищу животным.

Дети:- Соль полезная животным называется лизунец.

Воспитатель: А как вы, ребята, думаете почему ее так называют?

Ответы детей: потому что животные соль лижут языком, поэтому называется лизунец.

Лизунец представляет собой камень который животные могут лизать языком когда им хочется соленного.

Воспитатель: - Ребята, вам понравился мой рассказ про соль и для чего она необходима? А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется «Соль нужна для того, чтобы…».Вставайте, пожалуйста. в круг. Мы будем передавать с вами мешочек с солью и по очереди называть для чего нужна соль.

Воспитатель: - Ребята, а вы хотите узнать какими свойствами обладает соль?

Ответы детей.

Воспитатель: - Предлагаю вам стать учеными в научной лаборатории. (Дети проходят надевают белые халаты и колпаки и садятся за столы)

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину

3. Не толкать соседа во время работы

4. Сначала посмотри, а потом повтори

5. Выполнил и положи на место.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

- Если мы с вами посмотрим на соль.

.Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок,снег)

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок,снег.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку. Что произошло с солью?

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3: «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Вывод: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде).

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной»

- Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

- Молодцы, верно! В каждый стакан положите по одной ложке соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

(В тёплой воде соль растворилась быстрее).

А давайте в стакан под №1 насыплем крупную соль, а в стакан под №2 –мелкую соль и размешаем

Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая)

Ребята,а соль исчезла? (Нет, соль растворилась).

-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей – попробовать на вкус.

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее.

Опыт № 5. «Плавающий картофель».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычные половинкаи сырого картофеля. Возьмите половинку сырого картофеля и опустите в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Картофель не тонет).

А теперь возьмите другую половинку картофеля и опустите его в стакан с несоленой водой. Что вы видите? (Картофель утонул).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо и картофель не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Воспитатель:- Ребята, предлагаю нам с вами отдохнуть.

Проводится физминутка «Ученые»

Мы, ученые, устали

И со стульев дружно встали,

Руки вверх мы поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрее, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни,

Раз, два, три, четыре, пять

Постучали, повертели

И работать захотели.

Воспитатель: - Ну что же, ребята, немножко отдохнули. Продолжим наше с вами исследование.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: - Ребята, а скажите кого цвета соль?

Ответы детей.

Воспитатель: - А как вы думаете соль бывает других цветов? Сегодня мы с вами попробуем покрасить соль в разные цвета. А делать мы будем это необычным способом. Я для вас приготовила вот такие необычные краски. Что это такое,как вы думаете? Это, ребята, натертый мел. Выбирайте любой цвет, который вам понравится.

Дети выбирают баночку с понравившимся цветом.

Воспитатель: положите 1 ложку соли в пустой стаканчик и добавьте к нему 1 ложку наших необычных красок. И все вместе перемешайте ложкой.

Дети выполняют инструкцию.

Воспитатель: - Ребята, какая стала соль в ваших стакнчиках? У меня на столе стоит вот такой красивый сосуд, пересыпем каждый свою соль в такой необычный сосуд.

Дети поочереди пересыпают соль в сосуд.

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый сосуд у нас с вами получился!Какой получилась соль?

Ответы детей: разноцветной.

На экране появляются Фиксики:

- Ребята, как у вас дела? Вам удалось выяснить, что это за вещество хранится на кухне и ванной комнате у Дим Димыча?

Воспитатель: - Ребята, расскажем Фиксикам, что интересного мы с вами сегодня узнали.

Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, какое вещество храниться у Дим Димыча? (ответы детей)

А что такое соль? Соль- это полезный пищевой продукт.

Какая бывает соль? (каменная,морская,поваренная).Давайте вспомним и скажем откуда берется соль? (соль - люди добывают в соляных шахтах.

- Ребята, расскажите Фиксикам кому полезна соль и как ее используют?

Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям и животным?

Вам понравилось вам быть учеными?

Воспитатель: - Так что Фиксики ребята помогли вам разгадать тайну вашего необычного вещества?

Фиксики – Конечно да. Теперь мы знаем что на кухне у Дим Димыча есть соль. Вы просто молодцы. Но к сожелению нам пора в другой детский сад. До скорых встреч!

Воспитатель: - Ребята, мне тоже с вами было очень интересно. Ведь соль есть на каждом столе, в каждом доме, а оказалось, что она такая неизвестная! Она просто необходима для жизни!Благодаря исследовательской работе, мы узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе ’’Путешествие в бумажную страну’’ Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»,.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег»Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Искусственный снег» Конспект познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Исскуственный снег».Цель – Создание условий для формирования представлений.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет)Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух — невидимка» (фотоотчет) Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух – невидимка» (фотоотчет)Старшая группа "Солнышко"Воспитатель:.

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы»Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Вулканы» Тема: ВУЛКАНЫ. Цель: Создание благоприятных условий для использования разнообразных видов деятельности, их интеграции в целях повышения.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольниковКонспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Вулканы» Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной к школе группе. Материал может быть использован воспитателем на занятиях.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Мыльные секреты» .

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Цель: Пробудить интерес к народным традициям.

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?» Цель:расширение представлений о воде, ее свойствах. Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы «Удивительная соль»
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 12:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД