Ковальчук Надежда Николаевна
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта «Деревья нашего поселка».
Рекомендации педагогам и воспитателям по проведению совместной познавательно-исследовательской деятельности:
Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности „Сравнение веток хвойных деревьев“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Хвойные, ель, сосна. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
1. Конспект содержит большой объем информации и новых слов о хвойных деревьях. Поэтому каждый родитель и воспитатель может разделить содержание конспекта на 2-3 части, учитывая потенциал своего ребенка (детей). Если ребенку интересно, то можно пройти все сразу исследования веток.
2. «Хвойный букет» находиться дома или в саду некоторое время. Поэтому будет время на рассматривания хвойных веток, повторить их название и потренироваться в их различии.
Цель: создать условия для развития у детей познавательных и интеллектуальных интересов посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе сравнения хвойных веток.
Задачи:
Формировать представление у дошкольников о хвойных деревьях: еле, пихте, сосне, кедре и лиственнице; различать хвойные деревья по их ветвям и хвоинкам в сравнении; уметь выделять их сходство-различие и называть хвойные деревья.
Закрепить представления детей о лиственных деревьях – березы, осины, рябины.
Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности, умение находить и открывать для себя что-то новое, интересное.
Развивать восприятие величины, цвета и упругости хвои разных веток.
Воспитывать интерес к хвойным деревьям и желание их ценить.
Словарь:
сосна, ель, пихта, кедр, лиственница; лупа;
хвойные и лиственные деревья, ветви, хвоя, хвоинки.
ароматная, пахучая, смолистая;
Сюрпризный момент и мотивация к исследовательской деятельности:
Воспитатель (Родитель): Посмотрите, ребята, какой красивый летний букет.
- Из чего он состоит? Из цветов?
Дети: Нет, из листьев разных деревьев.
Воспитатель (Родитель): Вернее, из веточек с листьями разных деревьев. Нам букет подарили летние деревья нашего поселка.
- Интересно, из каких деревьев ветви? Каким деревьям мы должны сказать спасибо. Давайте узнаем?
- Выберите из букета ветви лиственных уже известных вам деревьев и назовите их.
Игра «С какого дерева веточка с листьями?»
Цель: закрепить представление у детей о лиственных деревьях; умение их различать и называть.
Если ребенок забыл, можно ему задавать наводящие вопросы и вместе вспомнить.
Дети определяют и называют:
березовая ветка; березовые листья; листья березы;
осиновая ветка, осиновые листья; листья осины;
рябиновая ветка; рябиновые листья; листья рябины.
- Каким лиственным деревьям скажем спасибо за красивые летние листья?
- Березе, осине, рябине.
Кто-то из детей может назвать еловую и сосновую веточку. Похвалите ребенка за такой ответ. Но хвойных веточек много, и не только ребенок, но и взрослый может запутаться в названии хвойных деревьев. Наша цель научиться их отличать.
Познавательная беседа «Хвойные деревья родного поселка»
Воспитатель (Родитель): Посмотрите, остались очень интересные веточки. Возьмите их в руки, понюхайте. Пахнут?
Дети: Пахучие и ароматные. Есть веточки, которые более ароматные и ветви менее пахнущие.
Воспитатель (Родитель): Их запах очень полезный для здоровья, его нужно вдыхать. Он лечит людей – придает энергию, радость, появляется хорошее настроение.
- Что находиться на веточках? Как вы думаете, иголки – это листья?
Воспитатель (Родитель): Да, это листья, которые имеют вид иголок.
- Может вы слышали или знаете, как называются листья-иголки?
- Их называют хвоинками. Если иголочек много-много на веточке - то это хвоя.
- Потрогайте хвоинки руками, проведите по ним ладоней? Скажите, чем покрыты веточки? (Хвоинками).
Пусть ребенок обязательно повторит слова «хвоинки» и «хвоя», они новые для него, так легче запомнит.
- Посчитайте, сколько веточек с хвоинками в букете? (Пять.)
- Они одинаковые? Как вы думаете, эти ветви с одного дерева? (Нет, разные).
- Эти веточки разные, а значит из разных деревьев.
- Это ветви из разных деревьев, но одной семьи. Почему одной семьи, что у них одинаковое?
Дети: Все веточки покрыты хвоинками (листиками-иголками).
Воспитатель: Это семейство хвойных деревьев.
- Как называют деревья, у которых листья покрыты хвоей (листиками-иголками?
- Хвойные деревья (Пусть дети повторят).
Воспитатель (Родитель): Ребята, перед нами пять хвойных веток. Нам их подарили хвойные деревья, которые растут в нашем поселке. Я назову эти деревья, а вы послушайте: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.
- Какие названия деревьев вам знакомы?
Вот подарок от хвойного дерева – сосновые шишки.
Возьмите одну шишку и сделаем массаж рук. Это очень полезно для здоровья.
Самомассаж с шишками
Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.
А потом будем играть по руке её катать.
Катим вверх, потом вниз.
(Прокатываем по руке до плеча и обратно)
Шишка, шишечка держись.
По руке моей катись.
В руку правую возьмём.
(Берут в правую руку)
В руку левую возьмём.
(Берут в левую руку)
И опять в руках потрём.
(Берут шишку между ладоней и катают.)
Все вместе (с родителями) говорят:
«Вы сосновые шишки
Дайте всем ребятам:
Силу и здоровье,
Ловкость, красоту,
Ум и доброту».
Исследовательская деятельность «Узнать по хвоинкам, из какого дерева веточка?»
Воспитатель (Родитель): Для нашего исследования понадобятся наши руки и лупа.
Первое.
Исследование хвои на ощупь рукой.
Каждую веточку погладьте рукой, потрогайте ее хвоинки. Выберите веточки, которые колются. Положите их перед собой. Мягкие веточки отложите отдельно в сторону.
Дети выбирают ветки ели и сосны. В сторону откладывают мягкие ветки: кедра, лиственницы и пихты.
- Что вы чувствуете, когда гладите хвою ели и сосны?
Дети: Больно, неприятно; хвоинки, как настоящие иголки колются.
Воспитатель: Эти ветви нам знакомы. С каких деревьев?
Дети: Ели и сосны.
Второе
«Отличие еловой и сосновой ветки по длине иголок»
- Как их различать? Ведь еловые и сосновые хвоинки колкие?
Вспоминаем:
У ели хвоинки короткие,
У сосны – длиннее!
Третье
«Отличие еловой и пихтовой ветки на ощупь»
- Ребята, в стороне лежат три мягкие хвойные ветки – кедровая, лиственная и пихтовая. Нам нужно выбрать пихту. У нее хвоинки короткие, как у ели. Выберите пихтовую ветку и положите рядом с еловой и сосновой.
- Чем похожа ветка ели и пихты? (Посмотрите на хвоинки.)
- У обеих веточек короткие иголки.
- Потрогайте на ощупь. Чем отличаются?
- Хвоя ели колкая, а пихты мягкая. В этом они и отличаются.
Вот мягкие ветки кедра (очень длинные иголки) и лиственницы (мягкие и короткие иголки).
Четвертое
«Узнать с помощью лупы, как крепятся иголки на веточках ели, сосны пихты, лиственницы и кедра»
У ели и пихты хвоинки короткие и крепятся к ветке по одной.
У сосны хвоинки длиннее, чем у пихты и ели, всегда крепятся в паре (по 2 иголочки).
Мягкие и длинные хвоинки кедра крепятся к ветке по пять штук.
У лиственницы иголки короткие и очень мягкие; крепятся к ветке пучками.
Воспитатель (Родитель): Скажем вместе хвойным деревьям "Спасибо" за веточки красивого букета: ели, сосне, кедру, пихте, лиственнице!
- До новых встреч, дорогие лиственные и хвойные деревья нашего поселка!