Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников

Надежда Ковальчук
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта «Деревья нашего поселка».

Рекомендации педагогам и воспитателям по проведению совместной познавательно-исследовательской деятельности:

1. Конспект содержит большой объем информации и новых слов о хвойных деревьях. Поэтому каждый родитель и воспитатель может разделить содержание конспекта на 2-3 части, учитывая потенциал своего ребенка (детей). Если ребенку интересно, то можно пройти все сразу исследования веток.

2. «Хвойный букет» находиться дома или в саду некоторое время. Поэтому будет время на рассматривания хвойных веток, повторить их название и потренироваться в их различии.

Цель: создать условия для развития у детей познавательных и интеллектуальных интересов посредством познавательно-исследовательской деятельности в процессе сравнения хвойных веток.

Задачи:

Формировать представление у дошкольников о хвойных деревьях: еле, пихте, сосне, кедре и лиственнице; различать хвойные деревья по их ветвям и хвоинкам в сравнении; уметь выделять их сходство-различие и называть хвойные деревья.

Закрепить представления детей о лиственных деревьях – березы, осины, рябины.

Развивать интерес к исследовательской и познавательной деятельности, умение находить и открывать для себя что-то новое, интересное.

Развивать восприятие величины, цвета и упругости хвои разных веток.

Воспитывать интерес к хвойным деревьям и желание их ценить.

Словарь:

сосна, ель, пихта, кедр, лиственница; лупа;

хвойные и лиственные деревья, ветви, хвоя, хвоинки.

ароматная, пахучая, смолистая;

Сюрпризный момент и мотивация к исследовательской деятельности:

Воспитатель (Родитель): Посмотрите, ребята, какой красивый летний букет.

- Из чего он состоит? Из цветов?

Дети: Нет, из листьев разных деревьев.

Воспитатель (Родитель): Вернее, из веточек с листьями разных деревьев. Нам букет подарили летние деревья нашего поселка.

- Интересно, из каких деревьев ветви? Каким деревьям мы должны сказать спасибо. Давайте узнаем?

- Выберите из букета ветви лиственных уже известных вам деревьев и назовите их.

Игра «С какого дерева веточка с листьями?»

Цель: закрепить представление у детей о лиственных деревьях; умение их различать и называть.

Если ребенок забыл, можно ему задавать наводящие вопросы и вместе вспомнить.

Дети определяют и называют:

березовая ветка; березовые листья; листья березы;

осиновая ветка, осиновые листья; листья осины;

рябиновая ветка; рябиновые листья; листья рябины.

- Каким лиственным деревьям скажем спасибо за красивые летние листья?

- Березе, осине, рябине.

Кто-то из детей может назвать еловую и сосновую веточку. Похвалите ребенка за такой ответ. Но хвойных веточек много, и не только ребенок, но и взрослый может запутаться в названии хвойных деревьев. Наша цель научиться их отличать.

Познавательная беседа «Хвойные деревья родного поселка»

Воспитатель (Родитель): Посмотрите, остались очень интересные веточки. Возьмите их в руки, понюхайте. Пахнут?

Дети: Пахучие и ароматные. Есть веточки, которые более ароматные и ветви менее пахнущие.

Воспитатель (Родитель): Их запах очень полезный для здоровья, его нужно вдыхать. Он лечит людей – придает энергию, радость, появляется хорошее настроение.

- Что находиться на веточках? Как вы думаете, иголки – это листья?

Воспитатель (Родитель): Да, это листья, которые имеют вид иголок.

- Может вы слышали или знаете, как называются листья-иголки?

- Их называют хвоинками. Если иголочек много-много на веточке - то это хвоя.

- Потрогайте хвоинки руками, проведите по ним ладоней? Скажите, чем покрыты веточки? (Хвоинками).

Пусть ребенок обязательно повторит слова «хвоинки» и «хвоя», они новые для него, так легче запомнит.

- Посчитайте, сколько веточек с хвоинками в букете? (Пять.)

- Они одинаковые? Как вы думаете, эти ветви с одного дерева? (Нет, разные).

- Эти веточки разные, а значит из разных деревьев.

- Это ветви из разных деревьев, но одной семьи. Почему одной семьи, что у них одинаковое?

Дети: Все веточки покрыты хвоинками (листиками-иголками).

Воспитатель: Это семейство хвойных деревьев.

- Как называют деревья, у которых листья покрыты хвоей (листиками-иголками?

- Хвойные деревья (Пусть дети повторят).

Воспитатель (Родитель): Ребята, перед нами пять хвойных веток. Нам их подарили хвойные деревья, которые растут в нашем поселке. Я назову эти деревья, а вы послушайте: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница.

- Какие названия деревьев вам знакомы?

Вот подарок от хвойного дерева – сосновые шишки.

Возьмите одну шишку и сделаем массаж рук. Это очень полезно для здоровья.

Самомассаж с шишками

Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём.

А потом будем играть по руке её катать.

Катим вверх, потом вниз.

(Прокатываем по руке до плеча и обратно)

Шишка, шишечка держись.

По руке моей катись.

В руку правую возьмём.

(Берут в правую руку)

В руку левую возьмём.

(Берут в левую руку)

И опять в руках потрём.

(Берут шишку между ладоней и катают.)

Все вместе (с родителями) говорят:

«Вы сосновые шишки

Дайте всем ребятам:

Силу и здоровье,

Ловкость, красоту,

Ум и доброту».

Исследовательская деятельность «Узнать по хвоинкам, из какого дерева веточка?»

Воспитатель (Родитель): Для нашего исследования понадобятся наши руки и лупа.

Первое.

Исследование хвои на ощупь рукой.

Каждую веточку погладьте рукой, потрогайте ее хвоинки. Выберите веточки, которые колются. Положите их перед собой. Мягкие веточки отложите отдельно в сторону.

Дети выбирают ветки ели и сосны. В сторону откладывают мягкие ветки: кедра, лиственницы и пихты.

- Что вы чувствуете, когда гладите хвою ели и сосны?

Дети: Больно, неприятно; хвоинки, как настоящие иголки колются.

Воспитатель: Эти ветви нам знакомы. С каких деревьев?

Дети: Ели и сосны.

Второе

«Отличие еловой и сосновой ветки по длине иголок»

- Как их различать? Ведь еловые и сосновые хвоинки колкие?

Вспоминаем:

У ели хвоинки короткие,

У сосны – длиннее!

Третье

«Отличие еловой и пихтовой ветки на ощупь»

- Ребята, в стороне лежат три мягкие хвойные ветки – кедровая, лиственная и пихтовая. Нам нужно выбрать пихту. У нее хвоинки короткие, как у ели. Выберите пихтовую ветку и положите рядом с еловой и сосновой.

- Чем похожа ветка ели и пихты? (Посмотрите на хвоинки.)

- У обеих веточек короткие иголки.

- Потрогайте на ощупь. Чем отличаются?

- Хвоя ели колкая, а пихты мягкая. В этом они и отличаются.

Вот мягкие ветки кедра (очень длинные иголки) и лиственницы (мягкие и короткие иголки).

Четвертое

«Узнать с помощью лупы, как крепятся иголки на веточках ели, сосны пихты, лиственницы и кедра»

У ели и пихты хвоинки короткие и крепятся к ветке по одной.

У сосны хвоинки длиннее, чем у пихты и ели, всегда крепятся в паре (по 2 иголочки).

Мягкие и длинные хвоинки кедра крепятся к ветке по пять штук.

У лиственницы иголки короткие и очень мягкие; крепятся к ветке пучками.

Воспитатель (Родитель): Скажем вместе хвойным деревьям "Спасибо" за веточки красивого букета: ели, сосне, кедру, пихте, лиственнице!

- До новых встреч, дорогие лиственные и хвойные деревья нашего поселка!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?»Конспект образовательной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет «Где живет Капелька?» Вид деятельности: интегрированная (познавательно-исследовательская, игровая) Форма проведения: подгрупповая Образовательные области: «познавательное.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «День превращений» Цель: Формирование познавательного интереса к познанию нового. Задачи: Развить творческую индивидуальность детей; Развить воображение,.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Космическое путешествие» Цель: Формирование элементарных представлений о космосе, о солнечной системе. Задачи: Закрепить знания детей о планетах солнечной системы;.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для детей 5–6 лет «Все профессии важны» Цель: Формирование у детей представлений о различных видах профессий. Задачи: • Познакомить детей с видами профессий, показать значение.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников
Опубликовано: 28 июня 2020 в 23:41
+405Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 66.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
22 января. Треугольный день на МААМ

«Треугольник, три угла — посмотрите детвора» — очередной тематический день посвящен этой геометрической фигуре. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить ребенка с...

22 января. День рождения попкорна

В очередной тематический день предлагаем поговорить с детьми о полезном лакомстве – попкорне, устроить опыты и эксперименты с ним (благо, «попкорн для микроволновой печки» продаётся в любом магазине)....

Благодарность сайту МAAM и моим коллегам, или про победу на конкурсе
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня были опубликованы результаты Международного конкурса "Лучший педагог года " 2020. Я хочу выразить благодарность...
Конспект занятия по рисованию красками «Аквариум с рыбками»
Программные задачи: Продолжать знакомить детей с акварельными красками; учить рисовать округлый предмет и аккуратно закрашивать его, по окончании...
Консультация «Азбука экологии на прогулке»
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях в природе должно сочетаться с пониманием ее ценности для общества и человека, с овладением нормами...