ТАТЬЯНА ШВЕЦОВА
Конспект специально организованной совместной деятельности взрослого и ребенка «Корзинка малины»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
ТЕМА: «КОРЗИНКА МАЛИНЫ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ :
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ВЫПОЛНИЛА: ШВЕЦОВА ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВОВНА
Публикация «Конспект специально организованной совместной деятельности взрослого и ребенка „Корзинка малины“» размещена в разделах
МДОБУ ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНКА»
Оренбург
2016
СОДЕРЖАНИЕ
№ Раздел Стр.
I. Пояснительная записка 3
II. Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей :
1) организационно-методическая информация; 4
2) примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей; 7
3) дальнейшая разработка темы; 9
III. Список литературы 10
IV Приложение 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие посвящено реализации образовательной области «художественно – эстетическое развитие». В соответствии с ФГОС данная образовательная область ориентирована на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания; становления эстетического отношения к окружающему миру; восприятие художественной литературы и фольклора; реализацию самостоятельной творческой изобразительной деятельности.
Актуальность проблемы заключается в том, что рисование является тем методом обучения, который позволяет формировать у ребенка такие качества, как:
-умение одухотворять живую и неживую природу;
-способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы и окружающего мира;
-умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительной и в неказистом – выразительное.
Использование детьми нетрадиционных техник рисования актуально и значимо в теоретическом и практическом отношении. Это позволяет детям добиваться успехов в рисовании, используя различные методы и приемы, что помогает им разнообразить свою деятельность.
Занятие художественно-эстетической направленности, образовательная область «художественно-эстетическое развитие» для детей младшего возраста составлено в соответствии с образовательной программой, содержание которой выстроено в соответствии с программой «От рождения до школы» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования
/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ Организационно-методическая
информация Содержание Примечание
1. Тема образовательной
деятельности «Корзинка малины»
2. Доминирующая
образовательная область Художественно – эстетическое развитие
2. Виды деятельности детей
-игровая деятельность (игра «По ровненькой дорожке», пальчиковая игра «Ягодки», подвижная игра «Толстый мишка»);
-познавательная деятельность (путешествие в лес);
-изобразительная деятельность (нетрадиционная техника изображения – примакива-ние пальцев к листу бумаги «пальчиковое рисование»);
-коммуникативная деятельность (общение взрослого с детьми о процессе и результа-те продуктивной деятельности);
-продуктивная деятельность (создание рисунка нетрадиционной техникой изображе-ния);
-двигательная деятельность (подвижная игра, пальчиковая игра, физкультминутка).
3 Методы и приемы реализации содержания занятия
3.1 Общепедагогические методы и приемы
-методы формирования сознания: психический настрой (чтение потешек, беседа;
-методы организации деятельности, общения, опыта поведения: упражнения, просьба (давайте поможем мишке);
-методы стимулирования и мотивации: наглядность, проблемные, занимательные и игровые ситуации.
3.2 Методы и приемы, характер-ные для специфических видов деятельности -игровая ситуация (отправились в лес);
Проблемная ситуация (нашли корзинку, нужно найти хозяина корзинки и помочь ему);
-беседа о животных (кто живёт в дупле);
Художественное слово (чтение потешек);
-показ способов и приемов рисования пальчиком;
-рассматривание и обследования образца;
-анализ детских работ воспитателем;
-сюрпризный момент (в благодарность за собранные ягоды медведица угостила де-тей пирожками с малиной).
3. Интеграция образователь-ных областей
«познавательное развитие» - знакомство с лесом, с белкой, её внешним видом и об-разом жизни;
«социально-коммуникативное развитие»- разучивание и проговаривание потешек, дидактическая и подвижная игры;
«физическое развитие»- физкультминутка, подвижная игра.
4. Возрастная группа Младший дошкольный возраст 3-4 года
5. Цель Развитие художественной деятельности детей методом пальчикового рисования.
6. Задачи
Планируемые результаты
6.1 Познакомить детей с рисованием красками способом при-макивания пальца к листу бумаги.
Формировать у детей представления о диких ждивотных: белке и медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни. Выполняет работу, используя технику рисования паль-чиком.
Может отличить по внешнему виду белку и медведя.
6.2 Развивать интерес к нетрадиционному изображению пред-метов на бумаге.
Способствовать возникновения интереса к эксперименти-рованию.
Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук. Интересуется нетрадиционными способами изображе-ния предметов на бумаге.
Проявляет интерес к экспериментальной деятельности.
Старается четко проговаривать звуки и слова, выполняет определенные действия пальцами рук.
6.3 Воспитывать отзывчивость и доброжелательность по от-ношению к природе. Ребенок формирует предпосылки отзывчивости и доб-рожелательности к природе.
7. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения Способы преодоления
Выполнение техники изображения – оттиск пальчика на листе бумаги.
Нечеткое проговаривание звуков и слов при чтении по-тешки.
Наглядная демонстрация, уточнение способа изображе-ния.
Повторение отдельных звуков несколько раз.
8. Организация среды для прове-дения занятия (образователь-ной деятельности) -литературный ряд: потешка «По ровненькой дорожке»;
-музыкальный ряд: «Звуки леса», музыкальное сопровождение для подвижной иг-ры;
-изобразительный ряд: картина «Куст малины»;
-материалы и оборудование: игрушки белочка и медведь, дерево с дуплом, корзи-на с малиной, пирожки с малиной (для сюрпризного момента, корзинки вырезан-ные из бумаги, красная гуашь в тарелочках, влажные салфетки на каждого ребен-ка.
9. Подготовка к образовательной дея-тельности на занятии в режимные моменты -познавательные беседы о лесных жителях,
-чтение и заучивание потешек,
-рассматривание картинок о животных,
-знакомство с ягодами.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть 3 минуты
1.1
Введение в тему Отправляемся на прогулку в лес (прочтение заклички к началу игры) приложение 1;
Проводится игра «По ровненькой дорожке» приложение 2;
Обращаем внимание на красоту леса, какие препятствия можно встретить в лесу;
Знакомство с лесным жителем белочкой приложение 3;
Неожиданная находка корзинки.
1.2 Мотивация деятельности детей Беседа с медведем о том, зачем он собирал ягоды? какие ягоды он собирал? кого хо-тел накормить ягодами медведь?
А давайте поможем мишке и соберем для него много ягод!
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Освоить новую технику рисования, для того, чтобы помочь медведю в сборе ягод для медвежат (каждый ребенок рисует свою корзинку с малиной).
II. Основная часть: 10 минут
2.1 Актуализация ранее приобре-тенных знаний Чтение потешек, рассказ о жизни лесных обитателей, рассматривание предметных картинок по теме «Ягоды», знакомство с основными цветами спектра.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Игра «По ровненькой дорожке» на развитие умения четко проговаривать слова, на развитие воображения и умения действовать согласно текста.
Пальчиковая игра «Ягодка» Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к ри-сованию.
Наглядная демонстрация техники нанесения рисунка оттиском пальчика, для фор-мирования представления итогового результата данной манипуляции.
2.3 Самостоятельная деятель-ность детей по закреплению нового знания Самостоятельное выполнение работы «Корзинка малинки» с использованием паль-чикового рисования.
Воспитатель с гостем занятия мишкой ходят, оценивают работы:- Какие молодцы! У всех полные корзины ягод! Какие сочные красные ягоды! Спасибо, ребята! Мед-вежата будут очень довольны! (широко используется метод похвалы).
III. Заключительная часть 2 минуты
3.1 Анализ и самоанализ дея-тельности детей Проводится беседа с детьми в формате «вопрос – ответ» :
-Ребята, удалось ли нам помочь медведю в его беде?
-Что мы с вами для этого сделали?
-Что нам помогло?
-Что у нас не получилось?
-Почему? Как это исправить?
-Где мы с вами можем использовать наши корзиночки с ягодами?
В качестве сюрпризного момента в гости к ребятам приходит медведица и в благо-дарность за собранные ягоды угощает детей пирожками.
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ Культурные практики/
виды деятельности детей/
мероприятия Содержание Примечание
I. Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах
1.1
Вид деятельности : художественно – творческая Оформление выставки работ для родителей.
Создание коллекции рисунком «Моя любимая ягодка». Выполняется в дет-ском саду
Выполняется дома с родителями
II. Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности
2.1 Ребенок сам Использует в своих работах прием пальчикового рисования.
2.2 Ребенок по приглашению педагога Участвует в оформлении коллекции
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1)Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» МОЗАИКА СИНТЕЗ., 2015
2) электронный ресурс: http//www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija
3) Михайлова-Свирская Л. В. Индивидуализация образования детей до-школьного возраста: пособие для педагогов ДОО /Л. В. Михайлова-Свирская. – М. : Просвещение, 2015. – 128с.
4) Федеральный государственный образовательный стандарт, 2014
5) примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
/Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Все садитеся рядком, поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки, начинаем нашу сказку.
Я сегодня в лес пошла и корзинку там нашла.
А в корзинке много ягод.
Кто же её потерял?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИГРА «По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке, по ровненькой дорожке
Шагают наши ножки, шагают наши ножки.
Через лужу – прыг. Через ямку – скок.
Бух – упали. Куда же мы попали?
Шли мы, шли к дереву пришли.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
-Здравствуй белочка! Ребята, это белочка. Потрогайте её шубку.
- Какая у белочки шубка?
- Что есть у белочка?
- Правильно! У белочки шубка пушистая, у неё есть туловище, голова, лапки, ушки, носик, хвост.
- А послушай-ка белочка какую потешку мы знаем про тебя:
Сидит белочка в тележке, продает она орешки:
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.
(дети поочередно загибают пальчики от мизинца к большому)
- Продала белочка орешки и поскакала в домик.
- А где у неё домик?
- Высоко на дереве строит себе белочка домик из веточек, а рядом в дупле у неё кладовочка.
- Что хранит белочка в кладовочке?
- Правильно! В кладовочке белочка хранит свои припасы: грибы, шишки, орехи. Давайте угостим нашу белочку шишкой!