Валерия Михайлова
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему «Басня И. А. Крылова «Слон и Моська»
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема занятия И. А. Крылова «Слон и Моська»
Класс 3 класс
Дидактическая цель урока Создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И. А. Крылова с его басней «Слон и Моська»
Задачи урока:
Дидактические (образовательная):
1 Продолжать учить формировать главную мысль- мораль басни.
2 Учить детей характеризовать героев басни
Развивающие:
1 Развивать у детей мышление анализировать и сравнивать героев.
Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему „Басня И, А, Крылова „Слон и Моська“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Конспекты занятий
- Слон. Сказки, стихи, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2 Учить детей отвечать на вопросы учителя.
3 Продолжать учить детей выразительному чтению басни.
Воспитательные:
1 Воспитывать интерес к творчеству И. А. Крылова.
2 Продолжать учить обучающихся понятиям хвастовство, храбрость, терпение, добро.
Планируемые результаты
Личностные умения
Л1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение».
Л2. Проявлять интерес к басням И. А. Крылова.
Л3. Оценка жизненных
ситуаций и поступков
героев художественных
текстов с точки зрения
общечеловеческих норм,
нравственных и этических
ценностей.
Предметные умения
П1. Знать басню И. А. «Слон и Моська»
П2. Уметь анализировать басню.
П3. Осознавать (понимать) отношение автора к герою басни, его настроения, переживания, состояния души.
П4. Уметь пересказывать произведение.
П5. Уметь определять басню по характерным признакам.
П6. Уметь составлять личное мнение о литературном произведении.
П7. Уметь оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали.
Метапредметные умения
М. Регулятивные
МР 3. Определять цели учебной деятельности.
М Познавательные
МП3. Извлекать информацию, представленную в разных формах
МП 4. Отвечать на простые вопросы учителя.
МП5. Анализировать, сравнивать, группировать объекты
М. Коммуникативные
МК 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
МК 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
МК 3. Читать вслух и про себя тексты книг.
МК 4. Выполнять различные роли в группе.
МК 5. Понимать точку зрения другого.
МК 6. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Форма занятия Беседа
Вид используемых ИКТ Презентация по теме урока, компьютер, проектор, электронная доска. Толковый словарь Ожегова.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
Мотивация к работе.
(1-2 минуты)
-Здравствуйте ребята!
-Давайте все вместе проверим вашу готовность к уроку.
Быстренько проверь, дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-А наш сегодняшний урок мы начнём отрывок стихотворения П. Вяземского и скажите, кому оно посвящено.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
- О ком пишет поэт?
- Да, это Иван Андреевич Крылов. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этим удивительным человеком, жившем в 19 веке, и его произведениями.
II. Актуализация полученных ранее знаний
(4-5 минут)
- Какие басни вы еще знаете?
«Ворона и лиса». «Стрекоза и муравей». «Свинья под дубом». «Лебедь рак и щука».
- Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Совсем недавно 13 февраля прошло 247 лет со дня рождения великого русского баснописца И. А. Крылова. В народе его называют «дедушкой Крыловым».
-Что вы можете рассказать об этом великом человеке?
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях, писал он их доходчиво, по- народному.
-Ребята, что такое басня?
Где смеются над животными. Животные предстают в вид людей.
1. Жанр (обычно короткого стихотворного) нравоучительного или сатирического рассказа, иносказательно изображающего людей и их поступки; рассказ в таком жанре. Басни Крылова.
Толковый словарь Кузнецов
-Кто может быть героями басни: человек или животное?
-Давайте обобщим. Итак, в баснях Крылов использует олицетворение, т. е. фигурирует множество различных зверей, под их видом он изображал людей. За обезьянами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
-Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
я; ср. Выражение, заключающее в себе скрытый, тайный смысл; аллегория. Говорить иносказаниями. Его речь полна иносказаний.
-В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И. А. Крылов.
III. Целеполагание. Постановка учебной задачи.
(4-5 минут)
• Итак: назовите особенности басни.
1) небольшой объём;
2) герои – чаще животные (растения, люди, предметы);
3) чаще стихотворная форма;
4) сатира;
5) иносказание;
6) мораль (Мораль – вывод, часто переходит в разряд крылатых выражение, поговорок.)
-Итак ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с басней И. А. Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?
IV. Открытие нового знания.
-этап выявления места и причины затруднения. Что ещё не знаем? Что нам не известно?
(Учитель читает стихотворение И. А. Крылов «Слон и Моська»)
-Как вы думаете о чём говориться в этом стихотворении?
Каким вы представляете себе Слона (прикрепить на динамическую картину изображение Слона?
- А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится (прикрепить изображение Моськи? Моська-это совсем маленькая собачонка Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой
- Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (Уменьшительно-ласкательный суффикс –к-.)
V. Основная часть
1) Подготовка к первичному восприятию литературного произведения.
-А теперь я предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию о жизни и творчестве И. А. Крылов.
(Презентация+ выставка книг автора)
2) Первичное восприятие (первичное чтение) литературного произведения. Первичный синтез.
-Ребята, давайте закроем глазки, послушаем басню и попробуем представить себе эту картину.
(Звучит аудиозапись басни «Слон и Моська»)
Проверка первичного восприятия
литературного произведения.
-Ребята, вам понравилась эта басня?
-Какие чувства возникли у вас при прослушивании?
-Что автор хочет сказать?
-От чьего имени ведётся повествование?
Этап постановки учебной задачи.
-Какие картинки рисовало ваше изображение при прослушивании басни?
-Я предлагаю вам нарисовать ту картину, которая возникла у вас в голове при прослушивании басни,
Физкультминутка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву,
Две ладошки, друзья,-
Это лодочка моя.
Паруса я подниму.
Синем морем поплыву.
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там,
Плывут рыбки тут и там.
3) Вторичное восприятие литературного произведения (этап прочитывания, вторичное чтение) и анализ произведения.
1- ая ступень анализа
• Повторное чтение басни учащимися (про себя).
• Как слон отнёсся к нападению Моськи?
• Как вы представляете Моську?
Соседка, перестань срамиться
• За что Шавка осуждает Моську?
• Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте.
Хочет без драки попасть в большие забияки
• Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?
• Чем смешна Моська?
• Перечитайте отношение Моськи к слону?
• Что высмеивает И. А. Крылов в басне?
Хвастовство
• Так какова мораль этой басни? Найдите в тексте
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!
Как вы понимаете такие слова как:
- Встретились ли вам незнакомые слова?
Словарная работа
Зеваки – люди, которые слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление
2-ая ступень анализа.
-Я хочу предложить вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И. Ильинский. (видео на слайде)
-С одинаковой ли интонацией была прочитана басня актёром?
-Назовите действующих лиц басни. (Слайд)
-Где происходит действие?
-С какой целью водили слона по улицам?
Работа в парах
Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:
Показывали на улице людям - водили на показ.
Невидаль, редкость - в диковинку у нас.
Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам - толпы зевак ходили.
Откуда-то внезапно вдруг появится - отколь ни возьмись.
Перестань себя позорить - перестань срамиться.
Предаёт смелости - вот то-то мне и духу придаёт.
VI. Этап обобщения
- И теперь давайте подведём итоги урока и ответим на вопросы.
- Кто из этой басни вам нравится?
- Кого следует одобрить?
- Чьё поведение вызывает осуждение?
- В каких словах заключён смысл басни?
- Каких людей высмеивает И. А. Крылов в этой басне?
- Какой вывод следует сделать?
- Актуальна ли басня в наши дни?
Итак, в басне «Слон и Моська» – два главных персонажа. Моська – маленькая собачка – лает на огромного Слона, который на нее не обращает никакого внимания, чтобы создать впечатление своей силы и бесстрашия перед другими собаками. Моська добивается своей цели: Ай Моська! Знать она сильна, Что лает на Слона!
Крылов высмеивает глупость людей, которые принимают хитрость за чистую монету.
1)Этап объяснения домашнего задания
Выучить басню наизусть. Особое внимание уделить интонации.
VII. ИТОГ урока. (2-3 мин)
Рефлексия
-Подведём итоги.
У каждого ученика на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги.
Дорогие ребята, у вас на парте лежат сердечки. Я предлагаю прикрепить сердечко рядом с портретом баснописца тем ученикам, которых заинтересовало творчество И. А. Крылова.
Итак, наш урок подошёл к концу.
Всем спасибо за работу!