Конспект урока по обучению грамоте (письмо) «Звуки [ш], [с], [щ’], буквы ш, с, щ»

Надежда Сюмайкина
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) «Звуки [ш], [с], [щ’], буквы ш, с, щ»

Тема: «Звуки [ш], [с], [щ '], буквы ш, с, щ».

Цели

Обучающиеся научатся: писать печатную букву Ш, ш; устанавливать различия между буквами Ш, Щ, С.

Обучающиеся получат возможность работать в паре, классифицировать слова по общему признаку.

Задачи занятия:

Предметные:

• Отличать устную и письменную речь, звуки и буквы, гласные и согласные звуки.

• Уметь строить распространённые предложения.

• Учить обводить образцы букв, правилам посадки при письме.

УУД

Личностные:

• Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

• Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

• Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.

Метапредметные:

- Регулятивные:

• Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

• Развивать умение контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

- Познавательные:

• Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

• Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в рабочей тетради.

• Работать над формированием умений выполнения действий по образцу.

• Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

- Коммуникативные:

• Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

• Формировать умение слушать и слышать друг друга.

• Помочь ребенку в аргументации своего мнения.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

(2мин)

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем наш урок,

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Пожелай успех глазами

И вперед, вперед за знаниями.

Начинаем наше занятие.

- Ребята, я хочу у вас спросить: для чего, с какой целью вы пришли на занятие?

Я поняла, что каждый из вас пришёл, чтобы чему – то научиться, открыть что – то новое для себя, ответить на вопросы, которые вас интересуют. Что же, у вас благородные цели. Давайте пожелаем друг другу удачи. А вот наш гость медведь Миша хочет вам помочь во всем этом разобраться.

Вперёд, за новыми открытиями.

2. Актуализация знаний, мотивация. (5 мин.)

- Ребята, предлагаю начать наше занятие с повторения, вспомним, из чего состоит наша речь? Предложения? Слова? Слоги? Звуки?

- Чем мы на письме обозначаем звуки?

- Какие гласные буквы мы уже умеем писать? Какие согласные буквы вам уже знакомы?

Давайте проверим, как вы это усвоили?

Работа по карточкам в паре.

- Перед вами карточки с элементами букв, какие буквы можно составить из этих элементов? Какие элементы вы использовали?

- Назовите их вполголоса друг другу.

- А какие буквы вы написали?

-Давайте посмотрим на доску и проверим, верно ли вы написали все буквы?

-Хорошо, немного отдохнём с Мишей и продолжим работу.

Физкультминутка.

(1 мин.)

Мишка лапу занозил,

Наступив на шишку,

Рассердился, пригрозил:

«Ты узнаешь мишку!

Шишку в сучьях закопал,

Поплясал на сучьях,

Поскользнулся и упал

У норы барсучьей.

Вышел заспанный барсук,

Заворчал на мишку

Мишка струсил, влез на сук,

Притаился мышкой.

-Ребята, что должен был сделать Миша?

-Правильно. Просто молодцы!

-Кто из вас себя считает вежливым человеком? Что ещё делает вежливый человек, кроме, как извиниться за свои неправильные поступки?

3. Постановка учебной задачи.

(3 мин.)

- Сегодня мы вновь совершим «открытие».

-Как вы думаете, какое?

-Верно, сегодня будем знакомиться с написанием новой буквы вместе с другим сказочным героем. Это лучший друг Миши- озорная девочка Маша.

Маша и медведь Миша предлагают вам поиграть в интересную игру «Отгадай загадку». Будьте внимательны. Особенно обратите внимание на слова – отгадки. В них-то как раз и притаилась наша загадочная буква.

Показ слайдов с отгадками.

Не галстук он, не воротник,

А шею обнимать привык.

Но не всегда. А лишь тогда,

Когда бывают холода. (Шарф)

Пушистая, а не зверь.

Греет, а не печка. (Шуба)

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля. (Шляпа)

Звучит труба басисто.

Не трогайте солиста!

Пускай садится на цветок

И пьёт в антракте сладкий сок. (Шмель)

- Какое слово «лишнее»? Почему?

-Что отличает насекомых от других животных?

-Что общего в словах – отгадках?

-Какой буквой на письме обозначим эти звуки в начале слова?

(Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания - незнания, умения - неумения.)

- Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать эту печатную букву?

Почему?

-Ребята, значит, какая задача стоит перед нами на этом уроке?

4. Решение учебной задачи.

(9 мин.)

Пальчиковая гимнастика (1мин.) Буква Ш совсем простая,

Как забор стоит, прямая,

Но Шипит, Шумит, ШурШит,

Шепеляво говорит,

Будто выпало два зуба,

Как её учить я буду?

-Маша и медведь Миша приглашают нас в гости. Да не просто в гости, а в свою мастерскую. Дело в том, что наш Миша скульптор.

-Ребята, а кто такой скульптор?

-Мы будем работать с пластилином синего цвета. Возьмите пластилин, разомните его и вылепите из него букву. Выложите её на картон и покажите нашим героям. Почему для этой буквы мы выбрали синий цвет?

Работа в парах.

-Молодцы! Мы с вами вылепили печатную букву Ш.

-Где мы с ней встречаемся?

-Подошло время познакомиться с буквой Ш в наших прописях.

-Открываем прописи на странице 20.

Пропись я свою открою

И как надо положу.

Я друзья от вас не скрою:

Ручку я вот так держу

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь

Наша дружная семья: папа, мама, дочка, сын и я.

- Потёрли каждый пальчик друг об друга.

- А теперь потёрли ладошки.

- Поздоровались, сели – встали, сели – встали, и тихонько побежали.

Организую работу по анализу построения буквы.

-Рассмотрите рисунки. Какую букву они напоминают? Как вы думаете, почему художник изобразил их такими? (Шишки, шары).

Составим алгоритм написания печатной буквы Ш.

Показ СД электронное приложение к «Азбука-малышка».

-Использую приём «письмо в воздухе» для повторения алгоритма.

-Ребята, обведите и заштрихуйте букву в любом направлении. Какой цвет вы выберите для этого?

-Маша предлагает обвести все буквы Ш синим цветом. Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.

-Ребята, какие буквы остались?

-Чем отличаются эти буквы? Каким цветом вы бы обвели буквы Щ?

Организую самооценку и взаимооценку.

-Ребята, оцените работу, подчеркните простым карандашом самую удачную букву.

-Сейчас мы проверим работу своего друга. Оцените соседа, подчеркните карандашом желтого цвета правильную и самую красивую букву. Поставьте смайлик в конце задания.

5. Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике) (5 мин.)

Физкультминутка (1мин.) Ребята, Маша и Миша предлагают вам сейчас немножко отдохнуть и сделать физкультминутку.

Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук,

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают,

Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал,

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь,

Ш-ш-ш. (Присели.)

Закрепление нового материала в рабочей тетради.

-Рассмотрите следующую страницу. Какие буквы написано на ней?

-Какие буквы вам уже были знакомы?

-Давайте повернемся к соседу по парте и произнесем их. Обратите внимание на форму губ и место языка при произнесении.

-Маша приготовила для вас слова, но пока вы были заняты, прокрался Жук – буквоед и съел в них некоторые буквы.

-Попробуем восстановить буквы и прочитать слова.

-Скажите со слогом Ша или Ща в начале слова:

…рик, …вель, …рфик, …лость, …шки.

-Добавьте слог Са, Ша или Ща в конце слова.

-Ли… гру… Са… гу… Да… пи…

-Ребята, напишите только слог ША в нужных местах.

6. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (5мин.)

-А теперь рассмотрите и назовите рисунки в прописях. Произнесите первый звук в каждом слове. Соедините рисунок с нужной буквой. Какой рисунок лишний?

-Каким цветом ты обведешь буквы Ш, Щ, С.

-Сделайте работу самостоятельно.

Игра.

-Сейчас я буду называть слова. Хлопайте всякий раз, когда услышите звук[ Ш]

КОШКА,НОЖНИЦЫ. ЖУРАВЛЬ, ЛИСА. ШОРОХ, ТИШИНА. ШМЕЛЬ.

7. Итог занятия. Рефлексия

(1-2 мин.)

Организую текущее оценивание.

-Вы очень хорошо потрудились. Маша и Миша остались вами очень довольны.

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Оцените свою работу на этом занятии.

-На парте лежат смайлики, но ваша задача придать им облик. Дорисуйте, пожалуйста, так, чтобы мы поняли, понравился ли вам урок. Те, кто все понял, и у него все получилось, нарисует улыбку…

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу.

-Ребята, какова была тема занятия?

-Какую цель мы поставили перед собой?

-Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ?

-Пригодилось ли новое умение?

Стало ли для вас новое знание ценным (полезным? В чём его ценность?

- Действительно, новое знание и умение сделало вас еще умнее, самостоятельнее!

В следующий раз нас ждут новые открытия! Занятие окончено.

Публикации по теме:

Фронтальная непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте «Звуки [с]-[ш], буквы с и Ш» Фронтальная непосредственно - образовательная деятельность по обучению грамоте в подготовительной группе комбинированной направленности.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в]-[ф], [в]-[ф’]. Буква Ф» Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [в-ф,в- ф']. Буква Ф» Дата проведения 23.01.2019 Воспитатель : Т. Н. Шиндяпина Цель: Познакомить.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Г]-[Г’] — [К]-[К’] и буквы Г — К» ТЕМА. Звуки «Г-ГЬ» — «К-КЬ» и буквы «Г» — «К» Программное содержание: Познакомить детей со звуками «Г», «ГЬ» (звонкими) и «К», «КЬ» (глухими).

Конспект занятия «Звуки [Х] и [Х’]. Образ буквы» по обучению грамоте для детей группы общеразвивающей направленности 6–7 лет Цель: формировать правильное произношение звуков [х], [х] в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект урока по обучению грамоте (письмо) «Звуки [ш], [с], [щ’], буквы ш, с, щ»
Опубликовано: 16 июня 2019 в 12:27
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 июля. Выставка картин из карандашной стружки на МААМ

Памятник точилке карандашей установлен в немецком городе Штайн. Место для него выбрано неслучайно. Именно здесь был придуман карандаш в том виде, в котором он дошел до нас — графитовый стержень и...

20 июля. День пчёл на МААМ

Пчёлы живут на всех континентах нашей планеты, кроме Антарктиды. Это очень древние существа: возраст старейшей окаменелости пчелы, найденной в Азии, составляет 100 миллионов лет – ранний меловой период. С...

Мастер-класс «Театральная настольная ширма из бросового материала»
Лето - прекрасное время года! Сколько удивительных открытий и яркого творчества! Тема текущей недели - "В мире театра"! Тема очень интересная для моих...
Фотоотчет «Международный день торта в средней группе»
ФОТООТЧЕТ "МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТОРТА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ " 20 июля отмечается интересный и пока ещё молодой праздник - Международный день торта ,...
Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших...
«Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы. Подготовительная группа. Цель:...