Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»

Гордиевских Елена
Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»

Конспект урока

по предмету

«Человек и мир»

в 3 классе

Тема: Растения леса

учитель начальных классов:

Гордиевских Елена Петровна

Тема: «Растения леса»

Цели: расширить и систематизировать знания школьников о растениях леса, их отличительных особенностях, приспособлениях к совместным условиям проживания; развивать умения описывать и распознавать растения, работать в парах; содействовать воспитанию чувства восхищения красотой природы, ее мудростью, а также гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор или интерактивная доска,, индивидуальные карточки, гербарий (хвоя ели и сосны, ветки ели и сосны, сосновые и еловые шишки.

Ход урока.

1. Организационный момент. (СЛАЙД №1)

«С маленькой удачи начинаются большие успехи».

-Как вы понимаете эти слова? Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. Что пожелаете своим товарищам и себе перед началом урока? (Успеха, удачи.)

2. Проверка дом. задания. (СЛАЙД№2)

Отгадайте загадки.

И в неё льётся,

И из неё льётся,

А сама по земле плетётся. (Река.)

(СЛАЙД №3)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. (Пруд и озеро.)

(Учитель на доску выставляет карточки с отгадками.) (СЛАЙД№4)

- Как назвать одним словом реку и озеро? (Водоёмы)

-Чем озеро отличается от реки?

- Показать озеро, реку.

- Задания на карточках у каждого ребёнка. (СЛАЙД №5)

Подчеркнуть части реки.

Исток, берег, приток, вода, русло, рыба, устье.

(Правильные ответы на обороте. Самооценка)

- Что такое исток, приток, русло, устье?

- Назвать самые крупные реки. (Днепр, Березина, Сож, Припять, Нёман, Западный Буг, Западная Двина)

- Самое большое озеро? (Нарочь)

- Самое глубокое озеро? (Долгое, Витебская область)

-Что является причиной загрязнения воды в наших водоёмах?

(СЛАЙД№6)

-Объяснить смысл высказывания «Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту природы»

3. Тема урока. (СЛАЙД№7)

Сияет солнце, воды блещут,

На всём улыбка, жизнь во всём,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

Как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети: Стихотворение о природе.

Учитель: Что такое природа?

Дети: Природа – это все, что нас окружает, не созданное руками человека.

Учитель: Какая бывает природа?

Дети: Природа бывает живая и неживая.

Учитель: Почему мы называем природу живой?

Дети: Потому что, все живое питается, растет, развивается, дышит, движется, умирает.

Учитель: Что относится к живой природе?

Дети: К живой природе относится человек, животные, птицы, рыбы, растения.

Учитель: Что относится к неживой природе?

Дети: К неживой природе относятся: вода, земля, Солнце, камни, песок, воздух, глина, Луна.

Учитель: А может ли человек прожить без природы? Что дает человеку природа?

Дети: Нет. Человек – часть природы. Она дает человеку воздух, воду, тепло, пищу, одежду.

Учитель: А еще она дает человеку радость. Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее.

- Ребята, отгадайте загадку: (СЛАЙД №8)

Весной веселит,

Летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

Осенью умирает,

Весной опять оживает. (Лес)

Рисунок леса.

- Сегодня будем как бы "рассматривать лес под микроскопом".

- А что же такое лес? (Ответы детей)

- Я попросила Настю подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Ю. Дмитриева о лесе. (СЛАЙД №9)

Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. Да как похожи они получились, что вот-вот ветки закачаются. А в углу, как и положено, нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох.

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых, но они облепили все деревья.

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Дорисовал, но лес всё равно стал чахнуть.

- Нарисуй жабу и ящерицу!

Согласился художник и ещё дорисовал много разных зверей.

Было темно и художник решил зажечь свет, но вдруг послышался треск сучьев и чьё-то фырканье.

- Вот это лес! – сказал старичок и исчез. А может, и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся в нём тысячи жителей. И все они и есть лес.

- Итак, что же такое лес?

Лес - целый мир, в котором обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Многое мы видим, а ещё больше скрыто от наших глаз.

- Лес называют природным сообществом.

Как вы думаете, почему?

- На какое слово похоже? (Общество)

(Это значит, что все его обитатели живут совместно, тесно связаны между собой.)

- Отгадайте загадку: (СЛАЙД №10)

Дышит, растёт, а ходить не может. (Растение)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? растениях.)

(СЛАЙД №11) - Тема нашего урока: " Растения леса”

4. Цели урока.

Мы вспомним известные факты, узнаем новые, узнаем о растениях леса, занесенных в Красную Книгу, о лекарственных растениях, об этажах леса, выполним интересные упражнения, поиграем.

5. Мотивация.

- Где нам могут пригодиться эти знания?

6. Физминутка для глаз.

Прежде чем мы с вами будем разглядывать лес под микроскопом, подготовим наши глаза. Выполнение упражнений для глаз.

7. Знакомство с новой темой урока.

Примерно третья часть территории Республики Беларусь покрыта лесами. В лесах растут сосна и ель. (Рисунок) (СЛАЙД №12)

- Что вы знаете о них? (Вместо листьев – иголки) (СЛАЙД №13)

- Чем иголки сосны отличаются от иголок ели? – работа в парах с гербарием (взаимооценка)

- Что ещё есть у ели и сосны? (Шишки)

-Чем они отличаются? – работа в группах с шишками (оценка учителем)

У этих деревьев листья — иголки (хвоя). Поэтому они называются хвойными. Такие леса называются хвойными. (рисунок) (СЛАЙД №14)

- В лесах растут …. Вы узнаете, когда отгадаете загадки. (СЛАЙД №15)

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила. (Ива.)

Клейкие почки, зелёные листочки, с белой корой стоит под горой. (Берёза.)

Стоит над кручей богатырь могучий, крона кудрявая, сучья корявые. (Дуб.)

Среди лета метелица: его пух летит и стелется. (Тополь.)

- Какие ещё деревья вы знаете? (Осина, липа, ольха, ясень, клён)

- Что вы можете сказать о листьях этих деревьев? (Широкая пластина) (СЛАЙД №16)

- Это лиственные деревья. Такие леса называются лиственными. (рисунок) (СЛАЙД №17)

- А вы знаете как разговаривает лес? Давайте послушаем!

- А есть смешанные леса. (СЛАЙД №18) В них хвойные деревья растут вместе с лиственными. (рисунок)

- Почему в городе нельзя обойтись без деревьев?

(Без деревьев в городе не обойтись, потому что они не только дают нам кислород, но и оберегают наши дома от пыли, вредных веществ, принимая все это на свою листву.)

- Верно. Посмотрите, сколько килограммов пыли в год принимают на свои кроны деревья, посаженные под окном. (СЛАЙД №19)

Дуб – 54кг в год.

Клен – 33кг в год.

Сосна – 35кг в год.

Ель – 32кг в год.

Игра «Чей листик?» (СЛАЙД №20)

Плакат на доске. Нужно прикрепить к листику название дерева на карточке.

Лес – дом для растений и животных, также как и для нас наши квартиры. И этот дом – тоже многоэтажный. Только в лесу этажи называются ярусами.

Что же это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.

(СЛАЙД№21)

- Вот все эти деревья образуют первый, самый высокий ярус. Соснам, берёзам, дубам нужно много света. Вот они и занимают верхний, самый освещённый ярус.

(СЛАЙД№22)

- Охарактеризуйте дерево. (Дерево – это растение с одним хорошо развитым одревесневшим стеблем – стволом, ветви начинаются на некотором расстоянии от земли и образуют крону)

- О втором ярусе вы узнаете, когда расшифруете записи.

Работа в парах. (СЛАЙД №23)

ТАБЛИЦА Ключи: ОТВЕТЫ

1

КА 2

Ш 3

НА 1) 5 4 3 ЛЕЩИНА

4

ЩИ 5

ЛЕ 6

НИК 2) 1 9 3 КАЛИНА

7

РЕ 8

О 9

ЛИ 3) 8 7 2 6 ОРЕШНИК

ТАБЛИЦА Ключи: ОТВЕТЫ

1

БЕ 2

ВЕЛЬ 3

НА 1) 5 4 3 КРУШИНА

4

ШИ 5

КРУ 6

НИК 2) 1 9 10 БЕРЕСКЛЕТ

7

ЖЕ 8

МОЖ 9

РЕСК 3) 8 7 2 6 МОЖЖЕВЕЛЬНИК

10

ЛЕТ

(Выставляются рисунки) (СЛАЙД №24)

Орешник радует человека вкусными и полезными плодами. Зацветает он ранней весной одним из первых, когда в лесу ещё не растаял снег.

Можжевельник — хвойный кустарник. Его синие, сочные шишкоягоды имеют сладковатый вкус. Это привлекает птиц, особенно дроздов. Птицы раз-носят семена и способствуют расселению можжевельника. Шишкоягоды обладают лекарственными свойствами.

Второй ярус в лесу образуют разные кустарники.

- Охарактеризуйте кустарник. (СЛАЙД №25)

- Кустарник – это растение с несколькими небольшими одревесневшими стволиками, с ветвями, начинающимися сразу от земли.

3 ярус

- Травянистые растения и невысокие кустарнички образуют третий ярус.

(СЛАЙД №26)

Многие из них занесены в Красную книгу. Это прострел луговой, ветреница, ландыш. Есть лекарственные растения: Зверобой, иван-чай. А ещё в этом ярусе растут… узнаете из загадок.

Я в красной шапочке расту

среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, - зовусь я -…

(подосиновик)

Подосиновик – это не растение. Он относится к отдельному царству – грибы, но живёт в ярусе трав.

- Почему так назвали этот гриб?

- Какой корень в этом слове? (осин)

Название какого гриба образовано похожим способом? (подберёзовик)

- Какие ещё грибы знаете?

Беленькие горошки на красной шляпке.

(мухомор) – рисунки грибов.

Лес нельзя представить без грибов. Грибы помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. А ещё грибы нужны лесу потому, что ими кормятся многие животные. Ядовитый для людей мухомор — лекарство для лосей, зубров, сорок.

8. Физминутка. (СЛАЙД 27)

Есть в лесу три полочки (хлопаем в ладоши):

Ели — елки — елочки (руки вверх, в стороны, вниз).

Лежат на елях небеса {руки вверх,

На елках — птичьи голоса (руки в стороны,

Внизу на елочках — роса (руки вниз).

(СЛАЙД 28)

По лесу мы шли-шли, на ели шишки нашли (шаг на месте, затем руки вверх,

потянулись).

По лесу мы шли-шли, на дубе желуди нашли (шаг на месте, затем руки вверх,

потянулись).

По лесу мы шли-шли, чернику-ягоду нашли (шаг на месте, затем присели, руками

будто собираем ягоды, встали).

По лесу мы шли-шли, землянику здесь нашли (шаг на месте, затем присели,

руками будто собираем ягоды, встали).

9. Работа с учебником (СЛАЙД 29)

1 Вариант Стр. 48-49

2 Вариант Стр. 50-51

-Что ещё интересного вы узнали из учебника

• О берёзе и осине,

• О дубе,

• Об орешнике,

• Можжевельнике,

• О лекарственных растениях,

• Грибах

10. Закрепление изученного. (СЛАЙД 30)

Дифференцированная работа.

5-6 1. Опознай и подпиши растения.

7-8 2. Продолжи перечисленное.

Первый ярус в смешанных лесах образуют такие деревья, как

дуб,___

Во втором ярусе произрастают кустарники:

лещина,___

9-10 3. Опознай растения по описанию, запиши названия.

Светолюбивое дерево с мелкими листьями, стволом необычного цвета, с чёрными чёрточками и полосками. ___

Крона пирамидальная, ветви до самой земли, иголки колючие, короткие, шишки крупные, цилиндрические. ___

(Сверить с ответами на доске)

Оценка учителем.

10. Подведение итогов. Оценка работы детей на уроке.

11. Домашнее задание. (СЛАЙД 31)

1. Сделать альбом с рисунками и описанием растений каждого яруса. (3л.)

2. Один листок с рисунком и описанием растения любого яруса.

3. Стр. 48-50, читать, отв. на вопр.

12. Рефлексия. (СЛАЙД 32)

Я узнал, что…

Мне было интересно….

Прикреплённые файлы:

rastenija-lesa-3-klas_e3v8a.pptx | 4381,73 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов Интеллектуальная игра «Береги лес!» по предмету «Человек и мир» для учащихся 2-х классов «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить,.

Конспект урока математики в 8 классе коррекционной школы «Сравнение чисел в пределах 100» 17.11.2016 ТЕМА УРОКА: Сравнение чисел в пределах 100 8и класс. Вид урока: комбинированный Цель урока: • Научить сравнивать числа в пределах.

Конспект урока «Окружающий мир» в 4 классе Тема: «Чудо-волны» Цель: сформировать представления о свойствах света и звука; формировать умения ра-ботать с дополнительной литературой,.

Конспект урока по предмету «Музыка и пение» в 4 классе «Игра на инструментах детского шумового оркестра» Конспект открытого урока по музыке в 4 классе по теме «Игра на инструментах детского шумового оркестра» Теория: История возникновения.

Конспект урока технологии в 1 классе «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Тема: Региональный компонент. «Орнамент из листьев Чучкошиного леса» Цель: Сформировать представление об орнаменте, их разнообразии и.

Конспект урока «Звук [Ч]. Учебные фразы» в 6 классе коррекционной школы Использование современных педагогических технологий на индивидуальном занятии по развитию слухового восприятия и формированию произношения.

Конспект урока ритмики с элементами здоровьесберегающих технологий «Мы все здоровы и бодры» в 3 классе коррекционной школы План-конспект урока ритмики в 3 классе «Мы все здоровы и бодры» Цель: развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Математика
Автор публикации:
Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 классе вспомогательной школы по теме «Растения леса»
Опубликовано: 29 января 2019 в 20:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой

Все мы видели на фото и видео фантастические пейзажи высохшего Аральского моря – с кораблями, ржавеющими посреди пустыни. Это яркий и самый известный нам, жителям бывшего Советского Союза, факт...

17 июня. Смотр экологических троп на МААМ

Далекие и неизведанные края манят путешественников. Особенно если эти путешественники дошкольного возраста. Педагоги знают, как поощрить увлеченность и любознательность детей, не выходя за пределы...

Конспект НОД по рисованию «Цветочная поляна» для детей подготовительной к школе группе
Конспект НОД по рисованию «Цветочная поляна»для детей подготовительной к школе группе Цель: вызвать интерес к окружающей природе. Задачи: - развивать...
Консультация для родителей «Чем опасны фейерверки и как они влияют на наше здоровье»
Консультация для родителей: «Чем опасны фейерверки и как они влияют на наше здоровье» Около двух тысяч лет назад китайцы изобрели разноцветные...
Фотоотчет «Наши Олимпийские игры»
По тематической неделе "Путешествие на родину Олимпийских игр" провели итоговое мероприятие "Наши Олимпийские игры! ", цель, которого: создание условий...