Папки-передвижки

Конспект занятия по ОО «Познание» в старшей группе «В мини-музее «Русская изба»

Светлана Денисова
Конспект занятия по ОО «Познание» в старшей группе «В мини-музее «Русская изба»

Конспект организованной образовательной деятельности

в мини – музее «Русская изба»

Тема: «В гостях у тетушки Арины»

Задачи :

Образовательная область «Познание»

- Расширять представление о русских народных семейных обычаях.

- Развивать внимание, память, образное мышление.

Образовательная область «Коммуникация»

- Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук).

Публикация «Конспект занятия по ОО „Познание“ в старшей группе „В мини-музее „Русская изба“» размещена в разделах

- Развивать диалогическую и монологическую речь, через исполнение колыбельных песен потешек, отгадывание загадок.

Образовательная область «Труд»

- Формировать умение делать узелковую куклу из лоскутков ткани.

Образовательная область «Социализация»

- Формировать умение анализировать свою деятельность, делать элементарные выводы, подводить итог.

- Воспитывать интерес к народному творчеству, быту и традициям русского народа.

Предварительная работа:

- Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины».

- Посещение мини - музея «Русская изба».

- Просмотр презентации «Народная кукла».

- Изготовление тряпичных кукол.

- Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен.

- Проведение народных игр и хороводов.

Материалы и оборудование:

- Сундук с косынками и кушаками, кукла.

- Уголёк, зерна, монеты.

- Корыто с водой, полотенце, русская рубаха, лоскуты разноцветной ткани.

Ход организованной образовательной деятельности:

1. Вводная часть.

Дети входят в мини-музей «Русская изба», их встречает тетушка Арина.

Тё тушка Арина: «Здравствуйте, гости дорогие, проходите: красному - гостю красное место

Я вас ждала и наряды припасла.

Открывайте сундучок, доставайте наряды.

(девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики кушаки)

Теперь вы стали добрыми молодцами и красными девицами.

Покажитесь, назовитесь.

Дети: (поочерёдно) Я - красная девица Анна. Я - добрый молодец Саша.

Тё тушка Арина: А я тетушка Арина не стесняйтесь, удобно располагайтесь.

Всем места хватило?

Эх, в тесноте да не в обиде, где по - теснее там веселее.

А я сяду рядышком на лавке, вместе с вами посижу.

Загадаю вам загадки, кто смышлёней погляжу.

Я буду вам загадывать загадки, а вы будьте догадливы в отгадках.

Загадки мои будут о предметах русского быта.

Частыми гостями вы у меня были вот и хочу узнать, всё ли вы у меня приметили?

И так, слушайте внимательно:

Кипит, шипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Дети: Самовар, в нём кипятили чай.

Тё тушка Арина: Ещё послушайте загадку:

На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришёл,

Семью кормил. (Чугунок)

Дети: Чугунок. В нём варили еду.

Тё тушка Арина: В чугунке щи варили, кашу томили, молоко топили.

(Показываю лапти)

А это что детушки?

Дети:- Это лапти. Их надевали на ноги.

Тё тушка Арина: Лапти, лапти, лапоточки.

Из лыка да бересты плетены.

Лёгкие да просторные.

На онучи их надевали, оборами подвязывали. (Звучит аудио запись плача ребёнка)

Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаю из колыбели куклу)

Да это малец, удалец.

Сегодня родился, да вдруг рассердился.

А как вы думаете почему он плачет?

(Ответы детей).

Тё тушка Арина: С давних времён так повелось, когда ребёнок рождается, его именем нарекали.

Давайте, придумаем этому младенцу имя да не модное заграничное, а старинное русское.

Какие вы знаете старинные имена?

(Дети называют старинные имена. Выбирают для ребёнка имя Егорушка).

Тетушка Арина: Человек растёт и имя его растет.

Пока он кроха, его все, все будут называть ласково Егорушкой.

Подрастет, будут Егором звать.

А как повзрослеет, будут Егором Ивановичем величать.

А вас как буду дуть называть, когда вы станете взрослыми?

(Ответы детей).

Вот мы и познакомились с Егорушкой, назвали ему свои имена.

А вы знаете, что означает имя Егор? (Ответы детей).

Нет?

Егор хозяин земли.

Когда родители называли ребёнка этим именем, они мечтали о том, что когда Егорушка вырастет, будет у него много земли и станет он богатым и счастливым.

Посмотрите, здесь для маленького Егорушки приготовлены необычные предметы.

(Показываю уголёк, зерна, монеты)

Как вы думаете, зачем они младенцу? (Предположения детей)

Во времена ваших прабабушек и прадедушек опускали в корыто с водой, где ребенка купали.

Когда клали уголёк, приговаривали: Привыкай к домашнему теплу.

Попробуй, Аня это сделать. (Ребёнок выполняет это задание).

А когда клали зёрна, говорили: «Будь всегда сыт».

«Лиза опусти зёрна в воду и повтори эти слова». (Ребёнок выполняет задание).

Кто из вас догадается, для чего клали монеты и какие слова говорили (Предположения детей).

Положи, Никита, монетки в воду со словами: «Будь всегда богат». (Ребёнок выполняет задание).

Теперь нашего Егорушку можно купать (вместе с детьми купаем ребёнка).

Тили - тили - тили - тили - тили,

А мы по воду ходили.

Воды для Егорки

Полное ведёрко.

Мыли - мыли - мыли - мыли,

Бело - набело отмыли.

Лишь головка одна.

Как была, черным - черна!

Василиса, помоги мне вытереть Егорушку.

Подай полотенце (вместе с ребёнком вытираем куклу)

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чист у наш малыш.

Вырастет у нас крепыш.

Мы искупали, вытерли Егорушку а что же дальше?

Дети: Его надо запеленать, одеть

Тё тушка Арина: Заворачивали ребёнка в отцову рубаху, чтобы он был похож на отца, стал таким же работящим, честным и добрым, как и он.

Посмотрите на рубаху, какая она?

Дети: Красивая, вышитая, нарядная.

Тетушка Арина: Давайте завернём Егорушку, помоги мне, Марина. (Вместе с ребёнком заворачиваю куклу)

Тё тушка Арина: Расти малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудились, отдыхай, как они отдыхали.

Тё тушка Арина: Молодцы ребята.

Пора нашего Егорушку спать уложить.

А где спал младенец?

Дети: В колыбели, люльке.

Тё тушка Арина: Что это лежит в колыбели? (Вынимаю из колыбели кусок хлеба и узелок с солью)

Дети: Это хлеб да соль.

Тё тушка Арина: На Руси не только долгожданных гостей, но и новорождённых встречали хлебом - солью.

Укладывая в люльку ломоть хлеба и узелок с солью, приговаривали: «Наконец - то ты родился Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

(Дети кладут в колыбель хлеб и соль)

Тё тушка Арина: Что бы Егорушка заснул быстро и спал сладко, споём ему колыбельную.

Дети: (Поют вместе).

Баю - баюшки - баю,

Я тебе покой дарю.

Ветер за окном свистит

Снег по улице кружит.

В небе звёздочка горит

Спи, сыночек,- говорит.

Баю – баю – баю - бай,

Спи, Егорка засыпай!

Тё тушка Арина: Заснул наш Егорушка.

У него сегодня именины.

Пока ребёнок спал, родные и близкие готовили подарки.

Как вы думаете, что дарили младенцу? (Предположения детей)

Старались родня и соседи.

Кто рубашку сошьёт, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.

Давайте и мы смастерим для Егорушки куклы - обереги.

А скажите, какие куклы - обереги вы знаете?

Дети: Кукла Ангелочек, День и Ночь, кукла Бессонница.

Тетушка Арина: А я вам сейчас расскажу и покажу, как надо делать узелковую куклу. Но перед тем как мастерить давайте подготовим пальцы к работе. (Проводится пальчиковая игра-разминка)

Алёнка маленькая, шустра да быстра,

Воды наносила, сарафан сшила,

Носок связала, ягод насбирала,

Песню спела, везде поспела,

В охотку ей любое дело.

(дети выполняют движения по показу)

Тё тушка Арина: Садитесь на лавки и будьте внимательны.

Постарайтесь все рассмотреть да запомнить. (На экране демонстрируются слайды с изображением последовательности изготовления узелковой куклы)

Ну что же приступаем к работе (Тетушка Арина при необходимости помогает, хвалит за сноровку и аккуратность)

Тетушка Арина: Вот и сделали для Егорушки куклу.

Впрочем оставьте их себе, а ему мы подарим куклу - колокольчик.

Пусть она хранит его и защищает.

Вот какие вы молодцы, ребята, сделали имениннику подарок.

А где веселье положено хороводы водить, да в игры играть.

(Проводиться игра «Арина»)

Тё тушка Арина: Вот и славно.

А на прощание пожелайте нашему Егорушке, что-нибудь хорошее, доброе.

Дети: (поочерёдно) Никогда не болей, будь здоров!

Расти сильным, крепким, да здоровым.

Слушай отца - батюшку да родную матушку.

Будь добр, и пусть тебя встречают добрые люди.

Тё тушка Арина: Понравилось ли вам гостить в русской избе?

Чему вы научились?

Что нового узнали?

Что у вас лучше получилось?

Придите ли вы ко мне еще раз в гости?

А следующий раз, когда придете, научите меня делать какую-нибудь куклу-оберег.

А что бы меня научить делать куклу, узнайте дома, как ее сделать.

Спасибо за работу да за старание. До скорого свидания.

Публикации по теме:

Мини-музей «Курочка-Рябушка» в первой младшей группеМини-музей «Курочка-Рябушка» в первой младшей группе В феврале месяце в нашем детском саду был объявлен конкурс мини-музеев. Было решено создать музей курочки Рябушки. Почему именно возникла.

Реализация городского проекта «Дети в музее». Мини-музей «Репка»Реализация городского проекта «Дети в музее». Мини-музей «Репка» В прошлом учебном году,в нашем детском саду продолжалась музейная педагогика «Дети в музее». И мы работали над проектом «Репка» и создавали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ОО «Познание» в старшей группе «В мини-музее «Русская изба»
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 18:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД