МААМ-картинки

Конспект внеклассного занятия, беседа по картине В. Е. Маковского «Свидание»

Добрянская
Конспект внеклассного занятия, беседа по картине В. Е. Маковского «Свидание»

Подготовила вос-ль Добрянская Лариса Владимировна

2020г.

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством В. Е. Маковского. раскрыть содержание картины «Свидание», показать на ее примере тяжелую жизнь детей в царской России и сравнить ее с жизнью детей в наше время

Материал: репродукция картины В. Е. Маковского «Свидание», презентация, книга А. П. Чехова «Ванька»

Ход:

Вос-ль: Ребята, сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Наши воспитатели. Давайте их поприветствуем.

Публикация «Конспект внеклассного занятия, беседа по картине В, Е, Маковского „Свидание“» размещена в разделах

-Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Вос-ль: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с замечательным художником, с его творчеством и побеседуем по одной из его картин «Свидание». Но картина эта сложная, чтобы разобраться в ней нужно быть очень внимательным!

- А каких художников вы знаете?

Дети: …Алексей Саврасов, Василий Суриков, Валентин Серов, Илья Репин, Иван Айвазовский, Виктор Васнецов, Владимир Маковский.

Вос-ль: Вот о нем мы сейчас и поговорим. Художник Владимир Егорович Маковский жил больше ста лет назад — это один из лучших художников 19 века. Владимир Егорович Маковский родился в Москве 26 января 1846 года(21 февраля 1920)

Вос-ль: Давайте посчитаем сколько он лет прожил

Дети:(дети считают на доске) 74 года

Вос-ль: Его мать, была певица Любовь Маковская, преподавала в Московской консерватории. Отец, Егор Маковский, был членом Московского художественного общества и одним из основателей Московского училища живописи. Училища, где обучают художников.

Вос-ль: С ранних лет отец учил их рисовать. В гости к Маковским часто приходили известные живописцы того времени: Василий Тропинин, Сергей Зарянко и Карл Брюллов. Они занимались с детьми, разрешали посещать свои мастерские. Позднее Константин, Николай и Александра Маковские (братья и сестра)также стали художниками. Атмосфера, которая с раннего детства окружала мальчика, не могла не сказаться на формировании его интересов. Заниматься живописью Маковский начал рано. -Свою первую картину Владимир Маковский написал в семь лет.

Вос-ль: С матерью Маковский занимался музыкой. Он умел играть на гитаре и скрипке, хорошо пел. Позднее вспоминал: «Я не знаю какое искусство люблю больше, живопись или музыку. Каждый день я, бросая кисть, берусь за смычок и играю, один, для себя…»]

-В 15 лет он поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, закончил его с серебряной медалью и званием классного художника III степени.

Еще в училище, Владимир Маковский понял, что будет писать жанровые картины. Т. е рисовать сцены из жизни, рассказывать о людях, о их настроении, о их чувствах.

-В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью. Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.

-Маковского интересовала жизнь детей бедноты, и в своих картинах он раскрывает тяжелую долю. Свои сюжеты он берет из сельской и городской жизни.

-С любовью рисует художник деревенских ребят, которые полны жизни, несмотря на нужду и недостатки, несмотря на нищенскую одежду и неопрятный вид. Им близка русская природа. Им он посвятил картины «Ночное», «Крестьянские дети», «Крестьянка и дети».

-Тяжелая доля детей, живущих в городе, представлена в других красках и других образах. Здесь он изображает забитых, потерявших детский облик детей. В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними. Об этом в русской литературе говорилось много раз. Ярким примером является стихотворение «Плач детей» Н. А. Некрасова. ПЛАЧ ДЕТЕЙ

Равнодушно слушая проклятья

В битве с жизнью гибнущих людей,

Из-за них вы слышите ли, братья,

Тихий плач и жалобы детей?

«В золотую пору малолетства

Всё живое — счастливо живет,

Не трудясь, с ликующего детства

Дань забав и радости берет.

Только нам гулять не довелося

По полям, по нивам золотым:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим — вертим — вертим!

Колесо чугунное вертится,

И гудит, и ветром обдает,

Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, всё кругом идет:

Красный нос безжалостной старухи,

Что за нами смотрит сквозь очки,

По стенам гуляющие мухи,

Стены, окна, двери, потолки, —

Всё и все! Впадая в исступленье,

Начинаем громко мы кричать:

„Погоди, ужасное круженье!

Дай нам память слабую собрать!“

Бесполезно плакать и молиться —

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри — проклятое вертится,

Хоть умри — гудит — гудит — гудит!

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать!

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы — спать.

Нам домой скорей бы воротиться.

Но за чем идем мы и туда?.

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас забота и нужда!

Там, припав усталой головою

К груди бледной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвем на части сердце ей.»

Вос-ль: Большинство его произведений показывают нам различные ситуации, которые случались в его время. Одна из лучших его картин называется «Свидание». Давайте разберемся, что на ней изображено и почему её считают одной из лучших в его творчестве.

Вос-ль: Что и кого вы видите на переднем плане картины?

Дети: На переднем плане располагаются основные действующие лица: мать и сын.

Вос-ль: Как вы думаете, почему картина называется «Свидание»?

Дети: Мать - крестьянка пришла на свиданье к сыну, отданному в город в подмастерья.

Вос-ль: Действительно, долгое время мама и сын не видели друг друга и вот наконец-то встретились.

-Посмотрите на этих людей. Как вам кажется, богатые ли они?

Дети: (ответы детей)

Вос-ль: Конечно, это люди очень бедные. Одежда их уже старая, кое-где рваная, истрёпанная. Судя по всему, на улице зима, а у мальчика нет даже обуви. Как вы думаете, чем был занят этот мальчик недавно?

Дети: (ответы детей)

Вос-ль: На самом деле этот мальчик, которому едва ли исполнилось 13лет, занят тяжёлым, изнурительным трудом. В те времена, больше ста лет назад, дети часто уходили из дома в юном возрасте на подработки. Другого выхода просто не было – семьи голодали, и этих детей могла ожидать даже голодная смерть. Чаще всего, они нанимались в мастерские или на заводы подмастерьями помогали в самой тяжелой работе мастерам. Они таскали тяжелые предметы, выполняли разные грязные и тяжёлые работы.

-А скажите мне, а сейчас вы голодаете?

-Вас родители отдают на работу чтоб заработать на еду, на одежду? Вы так же живете?

Дети: (ответы детей)

Вос-ль: Что мы можем сказать о мальчике?

Дети: Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке, он вышел к матери в неуютные, грязные сени.

Вос-ль: Да, о том, что мальчику трудно, можно судить по его внешнему виду. Его одежда вся в пыли. Видно, что она старая и изношенная. К тому же, он босой. Наверное, ему безумно трудно в холодные времена года.

-Мама принесла ему калач– посмотрите, как жадно он её ест, видно, что он часто остаётся голодным.

-Посмотрите на глаза матери?

Дети: По глазам матери можно понять, насколько она рада видеть своего сына. Видно, она проделала нелегкий путь, чтобы встретиться с ним.

Вос-ль: Что мы еще можем сказать о женщине (о матери?

Дети: Мы видим пыльный мешок и трость (палочку, на которую она опиралась в дороге (или, возможно, подвешивала свой мешочек). Её нос покраснел от мороза. Понятно, что весь путь из далёкой деревни бедная женщина прошла пешком.

Вос-ль: -А почему она шла пешком?

Дети: потому что у неё нет денег, чтобы заплатить за проезд.

Вос-ль: В глазах матери можно увидеть грусть. Это не удивительно, ведь она сама отправила сына на подработку и обучение ремеслу. Отдать сына ее заставила глубокая нужда. Она могла бы забрать его, но она хотела чтобы сын обучился ремеслу.

-Вот и ваши родители, хотят чтобы вы получили образование. Так как, по состоянию здоровья вы не можете обучаться в обычной школе, вас родители определили в нашу школу. Чтобы вы получили образование. И в дальнейшем вы смогли поступить в училище и получить профессию.

-- Какова главная мысль картины?

Дети : - Эта картина В. Е. Маковского показывает нам, как тяжело приходилось бедным людям, тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.

Вос-ль: - О чем мальчик может рассказать матери, когда доест калач?

Дети: Он, наверно, расскажет, как плохо ему живется, и попросит мать взять его с собой в деревню.

Вос-ль: - Возьмет ли его мать, как вы думаете?

Дети: - Не возьмет, в деревне бедно и голодно, потому и отдала она сына в ученье к сапожнику.

Вос-ль: -Как вы думаете, что это за место, что за комната?

Дети: Похоже на сарай или прихожую перед рабочим цехом. Комната грязная и темная. Полы деревянные, серые. Земляной пол.

Вос-ль: - Если бы вы стояли сейчас в этой комнате, что бы вы услышали, почувствовали? Приятно там находиться или нет?

Дети: ….

Вос-ль: Конечно, какой то сарай. Все, что в ней есть это кувшин с водой для того, чтобы утолить жажду. Окно очень маленькое, поэтому света в помещении мало.

Вос-ль: А вы в таких же живете условиях?

Дети: (ответы детей)

Вос-ль: - Что помогает нам понять настроение картины?

Дети: – Художник использовал краски темных тонов, это передаёт грустное, тяжёлое настроение.

Вос-ль: Как вы думаете, скоро ли мальчик вновь увидит свою маму?

Дети: Нет, не скоро. Без слез трудно смотреть на встречу печальной матери с её голодным сыном.

Вос-ль: Ребята, конечно и теперь люди живут по-разному, но никто из вас не приходит в школу в грязной, изорванной от старости одежде, никто не ходит голодным по несколько дней из-за того, что дома нет еды, правда?

Дети: (ответы детей)

Вос-ль: - А какое литературное произведение заставляет вас вспомнить картина В. Е Маковского «Свидание»?

Дети: -Образ мальчика Ваньки Жукова из рассказа А. П. Чехова. Мы читали рассказ.

Работа с отрывками из текста рассказа. (Зачитываем отрывки из письма Ваньки Жукова).

…. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…

Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь…

Вос-ль: - Сравните жизнь Ваньки Жукова с жизнью маленького подмастерья с картины «Свидание».

Дети: ответы детей

Вос-ль: -Рассказ «Ванька» А. П. Чехов написал в 1886 году, спустя три года после написания Маковским картины «Свидание».

Вос-ль: -На примере картины «Свидание» и рассказа «Ванька» какой мы можем сделать вывод?

Дети: Как раньше жили дети, как хозяева, к которым отдавали детей в учение, жестоко обращались с ними, заставляли выполнять тяжелую работу, плохо кормили и одевали, грамоте не учили.

Вос-ль: - А как теперь живут дети? Где они учатся? Где получают специальность?

-Сейчас вы лучше живете?

Дети: ответы детей

Вос-ль: Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.

- С каким художником мы сегодня познакомились?

-Какие картины мы с вами рассматривали?

- По какой картине мы беседовали с вами?

- О чем эта картина?

-Спасибо ребята за работу.

Публикации по теме:

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект внеклассного занятия «По имени называют, по отчеству величают» Конспект внеклассного занятия на тему «По имени называют, по отчеству величают». Цель: способствовать воспитанию уважительного отношения.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Книга — твой друг» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Конспект внеклассного занятия в 4 классе «Волшебный мир театра» с презентацией Выполнила: студентка 2-К курса, специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ГБПОУ РО «КонстПК» Гунькина Елена.

Конспект внеклассного занятия в начальной школе Тема: Понятие поведенческой нормы и этикета. Внеклассное занятие предназначено в помощь воспитателям и классным руководителям начальных.

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по речевому развитию «Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» для старшей группы Задачи: учить детей составлять описательный рассказ по картине; включать в него наиболее точные слова для обозначения цвета, величины, использовать.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект внеклассного занятия для учащихся начальной школы «Мы как радуги цвета» 3 урок Тема: Мы как радуги цвета. Цель: формирование у учащихся понимания уникальности себя и каждого человека. Задачи: - способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект внеклассного занятия, беседа по картине В. Е. Маковского «Свидание»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 23:23
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД