Райхан Мингалиевна Низамова
Конспект занятия «Хохломские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить знания детей о народных промыслах России, а так же о разнообразии. Осуществление росписи в традициях Хохломы.
Задачи:
Обучающие:
- закреплять представления о народном промысле «Хохлома»;
- закреплять знания детей о цветовой гамме и элементах хохломской росписи (ягоды, легкая изогнутая травка, завиток, капельки, кустики, брусничка);
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Хохломские узоры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- развивать наблюдательность, развивать творческие навыки, эстетическое восприятие,способность замечать характерные особенности хохломской росписи и передавать их средствами рисунка;
Воспитательная:
- воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству;
- формировать эстетический вкус и умение видеть красоту созданного изображения.
-формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей,
-рассказать о дереве как материале для изготовления хохломской посуды.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях.
демонстрационные обучающие плакаты с изображением хохломской росписи
Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.
Материалы:
заготовки тарелочек без росписи; гуашь.
Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня мы отправимся в прошлое. мы с вами превратимся в настоящих мастеров хохломской росписи. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда слушайте:
Холомская роспись, какие основные цвета используют мастера, какие элементы.
Хохлома — это старинное село, где умельцы придумали расписывать не только посуду, но и мебель. Она очень полюбилась торговому люду за свои яркие цвета, интересных героев — это ягоды, цветы и птицы.
Основная часть:
Воспитатель: Посмотрите вокруг, сколько разных предметов, украшенных яркими, нарядными узорами, которые отливают золотом.
Как волшебница Жар-птица,
Не выходит из ума
Чародейка-мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздь огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древней суздальской парчи.
Мы попали с вами в мир волшебной Хохломы.
Сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Воспитатель:
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу.
Когда изделие полностью готово, в его росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость росписи — красный и черный. Кисточки у мастеров делаются из беличьей шерстки на хвостике, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую, едва заметную линию. Представляете, какой это большой труд?
Давайте еще раз рассмотрим эти изделия.
- Кто скажет мне, какой цвет использует художник в хохломской росписи?
Дети: Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный.
Воспитатель: Какой цвет используют мастера для фона?
Дети: Красный, жёлтый, чёрный.
- Назовите элементы узора в хохломской росписи
Дети: Завитки, травинки, капельки, осочки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.
Воспитатель: А какие ягоды рисуют художники?
Дети: Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Физминутка
На столе хохломской самовар, («надуть» живот, одна рука на поясе).
Очень важный, из носика пар.
А вокруг расписные чашки, (кружиться, рисуя руками круг)
Нет посуды хохломской ярче.
Рядом с ними золотые ложки, (потянуться, руки сомкнуты над головой)
На них «травка» - это древняя роспись.
Вот с малинками поднос, (взяться за руки, образовать большой круг)
Он нам все это принес.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь.
А теперь ребята давайте представим, что мы с Вами настоящие мастера и распишем наши тарелочки в стиле хохломской росписи.
Перед детьми на столах лежат заготовки тарелочек из плотной бумаги, краски, кисти и вода. Какие цвета возьмете для росписи? Дети приступают к росписи тарелочек. Во время занятия воспитатель отмечает старание детей и хвалит их.
Пока ребята выполняют роспись, звучит народная музыка.
По окончании дети выбирают те рисунки, которые им нравятся больше всего, и проводится выставка лучших работ.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Сегодня на занятии мы рассмотрели образцы хохломской посуды, узнали почему она так называется,. Почему ее прозвали золотая. Теперь ваши работы отправятся на нашу выставку, где ими смогут полюбоваться ваши родители.