Приложение МААМ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора»

Алла Ветрова
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора»

Подготовила воспитатель Ветрова А. М.

Цель: формирование представлений детей о фольклоре, развитие речи детей.

Задачи:

Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи „Путешествие в царство Фольклора“» размещена в разделах

1)Образовательные – способствовать формированию представлений о характерных чертах русского фольклора, закреплять знания о жанрах и видах устного народного творчества; обеспечить формирование умений сочинять загадки; способствовать созданию условий для формирования дружелюбного отношения между сверстниками.

2) Развивающие – содействовать развитию интереса к пониманию смысла образных выражений; обеспечить развитие любознательности, речи, мышления.

3) Воспитательные – побуждать детей ценить культурное наследие русского народа.

Форма НОД: занятие – путешествие.

Дидактическое оснащение и оборудование: кленовый листок - 2, рисунок солнца, мольберт, осенние листья, мяч, 4 конверта, пазлы с русскими народными сказками - «Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»; бубен.

Игровая мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна».

Методические приемы: этюд «Назовите ласково друг друга по имени», сюрпризный момент – письмо на осеннем листочке от дедушки Фольклора; мотивация – «Помочь дедушке Фольклору разбудить царство и освободить солнце от волшебных чар злого колдуна»; беседа о фольклоре, жанрах фольклора; пословицы и поговорки о дружбе; отгадывание русских народных загадок; сочинение загадки о солнце; чтение скороговорок; игра с мячом «Я начну, а ты - закончи»; рассказывание русских народных сказок; физкультминутка «Солнышко»; русская народная игра «Горелки».

Ход занятия.

Орг. момент

- Дорогие ребята, давайте сядем поудобнее и посмотрим друг на друга: улыбнитесь и ласково назовите друг друга по имени. Мне нравятся ваши лица, и я вижу, что у вас хорошее настроение.

Мотивация

- Сегодня утром к нам в группу залетел осенний листочек. Скажите, с какого дерева этот листок? (ответы детей)

- Посмотрите, этот листочек необычный. На нем что-то написано. Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам дедушка Фольклор. Мне нужна ваша помощь. Злой колдун заколдовал солнце в моем царстве и все вокруг уснуло. Помогите мне освободить солнце и разбудить мое царство. Впереди вас ждет много испытаний. Я надеюсь, что вы справитесь с ними. Желаю вам удачи!»

- Вот такое необычное послание. Очень интересное имя у дедушки – Фольклор. Ребята, а вы знаете, что такое фольклор? (ответы детей)

- Правильно, ребята. Фольклор - это сказки, загадки, потешки, пословицы, поговорки, колыбельные, хороводные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, игры. Сочинил их русский народ.

Как на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

- Итак, сегодня мы отправимся к дедушке Фольклору. Нам необходимо освободить его царство от волшебных чар злого колдуна. Пусть выглянет солнышко и разбудит все вокруг. Но разбудить царство и справиться со всеми испытаниями смогут лишь дружные ребята. Вы такие? (ответы детей)

- Давайте это проверим. Назовите мне пословицы о дружбе («Человек без друзей, что дерево без корней», «Старый друг лучше новых двух», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь», «Нет друга – ищи, а найдешь – береги» и другие).

- Ребята, объясните мне значение пословицы «Человек без друзей, что дерево без корней» (ответы детей).

- Теперь я вижу, что вы дружные ребята и сможете победить волшебные чары злого колдуна.

- Ребята, на чем мы отправимся в путешествие? (ответы детей)

- Мы с вами отправляемся в волшебное царство, поэтому я предлагаю полететь на ковре-самолете. В путь! (дети садятся на ковер, закрывают глаза; воспитатель располагает мольберт с солнцем на ковре).

- Вот мы и прилетели в царство дедушки Фольклора. Наша первая остановка «Загадки». Посмотрите, ветер разбросал по поляне (ковру) осенние листья. На каждом из них загадка. Давайте разгадаем их.

1. Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка. (Печь)

2. Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

3. Люди ждут меня, зовут, а приду к ним – прочь бегут (дождь)

4. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит (ежик)

5. Черный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведет, там заметку кладет (карандаш)

6. Летом бежит, а зимой стоит (река)

7. Если б не было его, не сказал бы ничего (язык)

8. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор)

9. Сидит девица в темнице – коса на улице (морковь)

10. Летом греет, зимой холодит (солнце)

- Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Но чтобы солнышко поскорее выглянуло – давайте сами сочиним загадку про солнце (дети выполняют задание).

- Посмотрите, ребята, потихоньку начинает подниматься солнышко. Царство просыпается. Можно идти дальше.

- Следующая остановка «Скороговорки». Разомнем наши язычки! Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем. Ребята, проговорите скороговорки, которые вы знаете? (ответы детей)

- «Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой»

- «Гроза грозна, грозна гроза»

- «Осип охрип, а Архип осип».

- «Раз дрова, два дрова, три дрова»

- «У ежа ежата, у ужа ужата»

- «Течет речка, печет печка».

- Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. Ребята, а я знаю скороговорку про солнце - «Глядят подсолнухи на солнышко, а солнышко на подсолнушки». Давайте повторим все вместе и запомним ее.

- Солнышко освобождается от злых чар, а мы идём дальше. Следующая остановка – «Пословицы и поговорки». Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи». Я буду кидать вам мяч и говорить начало пословицы, а вы мне в ответ – концовку. Будьте внимательны.

1. Старый друг (лучше новых двух)

2. Без труда (не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Хорошо в гостях (а дома лучше)

4. Добрый конец (всему делу венец)

5. Семь раз отмерь – (один раз отрежь)

6. Осень перемен (восемь)

7. Хлеб всему (голова)

8. Труд человека кормит, (а лень портит)

9. Ученье - свет, а неученье - тьма.

10. Осень торопит, (зима не ждет).

- Молодцы, ребята. Как хорошо вы знаете пословицы и поговорки. А кто из вас знает пословицу про солнце? (ответы детей – «При солнышке тепло - при матери добро» и другие)

- Солнышко поднимается всё выше.

- А теперь давайте немного отдохнем и поможем солнышку с помощью физкультминутки.

Физкультминутка «Солнышко» (проводит ребенок – 2 раза)

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх, потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки, руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется. (Хлопаем в ладоши)

А под солнышком нам

Весело живется. (Гладим по щекам, улыбаемся)

- Молодцы, ребята. Следующая остановка – «Сказки». Посмотрите, на столах лежат конверты. Давайте раскроем их и посмотрим что там.

- Перед вами пазлы с русскими народными сказками. («Гуси-Лебеди», «Три медведя», «По щучьему велению», «Маша и медведь»)

- Я предлагаю вам разделиться на команды и собрать пазлы. А затем рассказать сказку, которая пряталась в вашем конверте (дети выполняют задание).

- Ребята, вы отлично справились с заданием! Наша следующая остановка – русские народные игры. В старину любили играть в игру «Горелки». Давайте и мы поиграем. Сначала надо выбрать водящего. Кто знает считалку про солнце? (ответы детей - «1, 2, 3, 4, 5- надо солнышку вставать, 6, 7, 8, 9, 10- солнце спит на небе месяц, разбегайся кто куда, завтра новая игра»)

- Давайте вспомним правила игры (ответы детей)

(Дети делятся на пары, берутся за руки, пары становятся друг за другом. Впереди, спиной к ним стоит «горельщик». Дети хором поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо:

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Последняя пара разъединяется, и игроки бегут вдоль всей колонны справа и слева от нее. Кто первый добежит до «горельщика» и ударит в бубен, тот назначается водящим)

- Ребята, посмотрите, солнце поднялось высоко. Мы справились со всеми заданиями и разбудили царство.

Рефлексия

- Мы совершили увлекательное путешествие в царство дедушки Фольклора. Пора нам возвращаться обратно в детский сад. Усаживаемся на ковер – самолет и полетели. А пока мы летим, я хочу вас спросить – что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей) Как мы помогли разбудить царство и освободить солнышко от волшебных чар злого колдуна? (ответы детей)

- А с чем вам было справиться сложнее? (ответы детей)

- Вот мы и прилетели обратно в наш детский сад. Посмотрите, к нам прилетел еще один осенний листочек. Давайте посмотрим что там. Это послание от дедушки Фольклора : «Дорогие ребята. Вы прошли нелегкий путь, но смогли справиться со всеми испытаниями. Спасибо вам за помощь».

- Преодолевая все препятствия, мы вспомнили, что такое фольклор, а также жанры фольклора : пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, игры, считалки, сказки. Мы смогли освободить солнышко. И я желаю, чтобы вам всегда светило яркое солнышко.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие с днями недели» Познавательное развитие: Продолжать знакомить детей с временными понятиями (день недели, цифрами 1-7). Совершенствовать навык порядкового.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре «Путешествие зайчат» Конспект непосредственно - образовательной деятельности по физической культуре на тему: «Путешествие зайчат»Цели: - упражнять детей действовать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи для детей с ОВЗ на тему «Мебель» Цель: закрепить знания детей о предметах мебели. Коррекционно-образовательные задачи: • Уточнить и расширить представление о мебели, ее.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе)Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, посвященной зимней Олимпиаде (в старшей группе) Цель: расширять представления детей об окружающей действительности, дать знания детям о спортивной зимней Олимпиаде. Задачи Образовательные:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группеКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Радужные котята» с использованием здоровьесберегающих технологий.

Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Путешествие в сказочную страну». Старшая группа. Образовательная область ««Социально – коммуникативное развитие». Цель: продолжать развивать эмоциональную сферу детей через театрализованную.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в сказку «Морозко» Программные задачи. Образовательные: •Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках. •Конкретизировать представления о зиме:.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по математике в старшей группе «Путешествие по сказке» Тема: «Путешествие по сказке». Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста Ход НОД. Подзываю детей к себе и предлагаю прочитать письмо, которое прислала Русалочка: «Дорогие ребята! Я приглашаю вас к себе в гости.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора»
Опубликовано: 17 марта 2020 в 09:47
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Путешествие в царство Фольклора»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Ветрова (УИ 422948) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД