МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)

Анастасия Спицина
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дать понятие о твердых и мягких согласных звуках, о гласных, как указателях твердости /мягкости.

Задачи:

Образовательная:

• Закрепление знаний о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;

• Формирование понятия различия букв "а" и "я";

• Закрепление и уточнение словаря;

Коррекционно-развивающая:

• Развитие зрительного гнозиса (восприятия и узнавания);

• Развитие пространственных представлений;

• Развитие слухового внимания, фонематическое восприятие;

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда“ с детьми младшего школьного возраста (4 класс)» размещена в разделах

• Закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "а" и "я";

• Закрепление навыка синтеза букв "а" и "я" из их элементов;

• Закрепление правильного написания букв "а"-"я" на письме (словах, предложениях);

• Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

• Развитие лексики.

Воспитательная:

• Воспитывать культуру устной и письменной речи;

• Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки взаимодействия и сотрудничества.

Ход занятия

I. Организационный этап

РАЗМИНКА ДЛЯ УМА

• Какое сегодня число?

• Какой день недели?

• Какой месяц?

• Какое время года?

• Какой сейчас урок?

• Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке это (алфавит)

• Сколько букв в русском алфавите? (33)

• Буквы мы (пишем)

• Звуки мы (произносим)

• Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ, е, ё, ю, я)

• Сколько гласных букв? (10) Я,Е,Ё,Ю,А,О,У,Э,Ы,И.

• Сколько гласных звуков? (6) А,О,У,Э,Ы,И.

II. Основной этап

Подготовка к изучению нового материала (обучающиеся опускают голову на сложенные на парте или конторке руки, закрывают глаза и слушают учителя)

Педагог читает сказку «Хвастун»

Живёт в стране Грамматики известный фокусник. Стоит ему подойти к какому-нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: слово ЕЛ превратилось в слово ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала тёплой БАНЬКОЙ. Кто этот фокусник? Расхвастался мягкий знак: я дескать, самый волшебный. Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы тоже умеем показывать фокусы» Смотрите ЛУК стал ЛЮК, был МАЛ стал МЯЛ.

Обучающиеся открывают глаза, поднимают голову.

Беседа по прочитанному тексту:

- Кто поставил хвастунишку на место?

- Почему согласные и без него стали мягкими?

- Какая тема урока?

- Давай посмотрим на домик, в котором живут гласные буквы (на доску вывешивается плакат с изображением гласных). Их 10, в отличие от гласных звуков. На первом этаже живут гласные первого ряда. Это буквы А, О, У, Ы, Э. А вот на втором этаже живут гласные второго ряда. Прочитаем эти буквы: Я, Ё, Ю, Е, И. Эти буквы волшебные. Они дружат только с мягкими («ласковыми») согласными. Это буквы-маячки, они показывают нам, что перед ними стоят мягкие согласные звуки, которые надо читать ласково. Сейчас мы это проверим.

Чтение слогов с гласными первого и второго ряда.

МЯ, МЁ, МЮ, МЕ, МИ

МА, МО, МУ, МЭ, МЭ

Заметил, что с гласными первого ряда согласные читаются твердо (звучат «строго», а с гласными второго ряда согласные читаются мягко (звучат «ласково»). Обращаем внимание детей на то, что при произнесении мягких согласных звуков спинка языка напрягается, а при произнесении твердых согласных такого не происходит.

- Отлично, а сейчас мы будем учиться различать твердые и мягкие согласные. Если я произнесу слог с мягким согласным («ласковый», то вы поднимите зеленую карточку. Если я произнесу слог с твердым согласным («строгий», то вы поднимите синюю карточку.

Логопед произносит слоги: ЛА, РО, ЛЯ, МЫ, МИ, ЗЕ, ГУ, ГИ, СО, ДЭ, ТИ, СЁ, НИ, ЛЕ, ДЫ, КО, ДА… и т. д.

А теперь я буду произносить слова. А ты будешь определять первый звук в слове: Кит, конь, гора, гиря, сон, синь, лук, люк, мил, мил, рот, ряд.

- Открываем тетрадь и записываем сегодняшнее число

Игра «ШАРЫ РАЗЛЕТЕЛИСЬ»

На столе дидактическая карточка разными по величине буквами:

Р…чка, м…шка, б…лка, ф…кус, л…стра,

ЗАДАНИЕ: отыскать улетевшие на воздушных шарах буквы, зная, что впереди стоящий согласный звук мягкий и записать полученные слова в тетрадь. Самостоятельная работа.

Физминутка.

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапоньки согреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Прыг-прыг, прыг-прыг.

Игра «Буквы рассыпались» (восстановить слова)

е Л н а Л ё а ш Л д а и д а Л ю ялО

Запись в тетрадях

Лена Лёша Лида Люда Оля

-Что общего в этих словах? (Имена, имеют букву л)

-Какое слово лишнее? Почему?

Подчеркните согласную букву, у которой мягкий звук.

Проверка: -Почему согл. Л мягкий? (буква е)

-Какую функцию выполняет буква Е? (Обозначает мягкость согласного и превращается в звук Э)

Аналогично характеризуются остальные буквы

Вывод: выпишем буквы, которые обозначают мягкость согласных.

Е ё и ю я

III. Итоговый этап

– Какие буквы мы сегодня с вами учились различать?

– Что у них общего? (Гласные)

– Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы «а» и «я».

Публикации по теме:

Конспект занятия по конструированию из бумаги и картона «Динозавры» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия по конструированию из бумаги и картона «Динозавры» для детей младшего школьного возраста Ход занятия Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы поговорим о далеком прошлом нашей Земли. Вы на уроках часто говорите о том, что надо.

Фрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возрастаФрагмент занятия «Маски» с детьми младшего школьного возраста Беседа Наденешь ее- и тебя не узнать, Ты рыцарь, бродяга, ковбой Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать. А снимешь вновь станешь собой.

Конспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Белая ворона» для детей младшего школьного возраста Цель: Воспитывать в детях толерантного отношения друг к другу Педагог: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия «Белая ворона» Как вы.

Конспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Космос» для детей младшего школьного возраста Цель: продолжать формировать у детей представления о космосе. Задачи: Образовательные: выяснить, что дети знают о космосе; познакомить.

Конспект занятия «Масленица» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Масленица» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с народным праздником «Масленица» Задачи: Образовательные: - познакомить детей с историей возникновения и традициями.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Конспект занятия «Открытки в технике аппликация» с детьми младшего школьного возрастаКонспект занятия «Открытки в технике аппликация» с детьми младшего школьного возраста Цель занятия: изготовить открытки в технике аппликация. Задачи: обучающие - научить делать открытки в технике аппликация; развивающие.

Конспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Робот» для детей младшего школьного возраста Цель занятия: сконструировать робота из картона. Задачи: Образовательные: учить детей конструировать робота из картона, соблюдая симметрию.

Конспект занятия «Весенние букеты» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Весенние букеты» для детей младшего школьного возраста Цель: создать весенние букеты в технике бумажное моделирование Задачи : Знакомство учащихся с жизненным путем Валентины Терешковой. Развитие.

Конспект психологического занятия по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста Конспект психологического занятие по работе с негативными чувствами на примере злости с детьми младшего школьного возраста. (Автор: педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)
Опубликовано: 9 июля 2021 в 12:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда» с детьми младшего школьного возраста (4 класс)» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Спицина (УИ 2108832) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД