Илларионова Ирина
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Африку»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Совершенствовать представления дошкольников о среде обитания животных жарких стран (саванна – местность, где растут многие травы и редкие деревья; джунгли – тропические леса; пустыня – местность, где сплошной песок).
2. Познакомить детей с понятием и природным явлением мираж и понятием национальный парк (на огромной территории животные живут в комфортных условиях, в естественной среде и нет угрозы истребления человеком).
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы „Путешествие в Африку“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Расширять и активизировать словарь по теме животные жарких стран (Верблюд, антилопа, тушканчик, зебра, слон, лев, жираф, носорог, леопард, гепард, шимпанзе, горилла, бегемот (гиппопотам, крокодил, тигр, пантера, животное, хищник, травоядные).
4. Закреплять умение дошкольников употреблять в речи притяжательные прилагательные во время игры «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (слоновий хобот, львиная грива, крокодилий хвост, тигриные лапы, черепашья шея).
5. Закреплять умение детей делить слова на слоги и выделять гласные звуки при назывании животных жарких джунглей.
6. Обогащать речь детей словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -онок, -ёное, -ат, -ят - при образовании названия детенышей жарких стран в единственном и множественном числе и увеличительными суффиксами.
7. Закреплять умение детей давать характеристику звуку «р» (согласный, твердый-мягкий, звонкий, определять его местонахождение в слове и обозначать графически при назывании животных Саванны.
8. Развивать мелкую моторику в пальчиковой игре «Здравствуй, солнце золотое» и при выкладывании из палочек буквы «р».
9. Развивать четкую дикцию детей при проговаривании скороговорок.
Оборудование для НОД:
• Интерактивная доска с презентацией и электронными музыкально-дидактическими играми, видеоматериалами
• Игра «Камнепад» (слоги, изографы с названиями животных.
Предварительная работа:
Просмотр телепередач о животных жарких стран, диафильмов, слайдов, картинок из альбомов «Живая природа», «В мире животных». Чтение рассказа Л. Толстого «Слон», рассказов Б. Житкова «Про слона», «Как слон спас хозяина от тигра», рассказов Е. Чарушина «Носорог», «Бегемот», «Лев». Разучивание физминутки (речь с движением «У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде».
Ход НОД
Деятельность педагога Деятельность детей
Логопед: -Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся!
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую! Дети входят в зал, здороваются с гостями.
Дети пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками, начиная с больших пальцев.
Переплетают пальцы «замочком» и поднимают руки над головой.
Логопед: - Я прочитала в научном журнале статью о том, что ученые всего мира бьют тревогу о сокращении численности животных на жарком континенте.
-Как называется самый жаркий континент?
-Давайте найдем этот континент на глобусе.
-Какой по величине континент Африка?
Ответы детей.
Дети ищут на глобусе Африку.
Ответы детей.
Логопед:
-Как вы думаете, кто занимается проблемой исчезновения животных?
-Давайте организуем наше общество защиты животных. Мы отправимся в экспедицию в Африку, чтобы собрать информацию о животных этого континента и рассказать другим.
-Путь предстоит неблизкий… Нам предстоит преодолеть несколько тысяч километров через разные страны и моря. Какой транспорт мы выберем, чтобы добраться быстрее?
- Да, самый быстрый и надежный транспорт – это самолет.
-Давайте представим, что мы готовим самолет к полету
Фонопедическое упражнение
-Проверяем топливо.
-Открываем и закрываем люки.
-Проверяем радио.
-Включаем двигатель.
Ответы детей.
-Дети произносят «ш-ш-ш…»
-Делают glissando вверх и вниз на звук (а)
-Произносят короткие и острые звуки (у) в разных регистрах. Педагог показывает высоту звука рукой.
-Произносят звук (р) и вращают кулачками перед грудью.
Логопед: -Мы с вами на месте. Что нам поможет сориентироваться на незнакомой местности?
(на интерактивной доске слайд с изображением карты):
- Навигатор нам показывает первую остановку.
(слайд с изображением пустыни):
-Сколько здесь много песка! Где мы с вами оказались? Как называется местность, где сплошной песок?
- Какая самая большая пустыня в Африке и в мире?
- Какая в пустыне Сахара температура днем?
- А какая температура в пустыне ночью?
-В пустыне часто бывают миражи. Мираж – это необычное видение.
Мы с вами видим мираж странного, фантастического животного.
(слайд фантастического животного - слоновий хобот, львиная грива, крокодилий хвост, тигриные лапы, черепашья шея) :
ИГРА Чей? Чья? Чьё? Чьи?
(образование и использование притяжательных прилагательных – Давайте разберемся: Чей хобот? Чья грива? Чей хвост? Чьи лапы? Чья шея).
- Да, необычное животное…. Ответы детей.
Навигатор нам поможет ориентироваться на незнакомой местности.
Дети рассматривают карту:
Ответы детей.
Логопед:
- А какие животные живут в пустыне?
- Что интересного вы знаете об этих животных?
-Проверьте себя, всех ли животных вы назвали. Давайте сфотографируем всех этих животных, чтобы занести в Красную книгу. (слайд с животными пустыни: фенек-лисица, газель, варан, тушканчик. верблюд, антилопа):
Дети рассматривают животных пустыни.
Ответы детей.
Логопед:
- Двигаемся дальше. Ребята, посмотрите, навигатор показывает нам следующий маршрут.
(на слайде джунгли):
-Как называется местность, где растут тропические леса?
- Как вы догадались?
А пока мы идем,
чтоб в дороге не скучать,
чтобы дружно нам шагать,
веселые скороговорки
будем громко-тихо повторять.
- Скороговорка про гориллу. (Логопед дает инструкцию жестом).
На прогулке говорливая горилла,
Не смолкая, с гориленком говорила.
Логопед: Мы попали с вами в джунгли и первые с кем мы встретились – это горилла с гориленком.
(Слайд горилла с гориленком)
Мама-горилла очень беспокоится за своего шалуна- гориленка и просит его никуда далеко от нее не убегать, ведь в джунглях очень много страшных хищников. А маленькому гориленку все кажется большущим.
-(на слайде изображены когтищи тигра, ножищи слона, хвостище крокодила, зубищи льва, лапищи пантеры, усищи леопарда):
У тигра не когти, а огромные…когтищи.
У слона не ноги, а огромные… ножищи.
У льва не зубы, а огромные… зубищи.
У пантеры не лапы, а огромные… лапищи.
У леопарда не усы, а огромные…усищи.
У крокодила не хвост, а огромный… хвостище.
- Посмотрите, какой крокодил огромный.
Мы сейчас скажем одну и ту же фразу «Я видел крокодила» по разному, с разной интонацией (испуг, радость, удивление).
- Из волшебного мешочка выберите себе карточку с изображением эмоции.
Логопед:
- Какие животные живут в джунглях?
-Проверьте себя (слайд с животными джунглей: гиппопотам, крокодил, шимпанзе, горилла).
- Как определить, сколько в слове слогов? К
- Что интересного вы знаете об этих животных?
- Давайте сфотографируем этих животных, чтобы занести в Красную книгу.
Дети рассматривают животных
Ответы детей
Дети определяют количество слогов в словах: гиппопотам, крокодил, шимпанзе, горилла.
Дальше двигаться мы будем,
Скороговорки не забудем.
Произносим мы их чисто,
Медленно и быстро.
- Скороговорка про гиппопотама.
(Логопед дает инструкцию жестом).
Логопед: -Навигатор нам указывает дорогу дальше.
- Как называется местность, где растут разные травы и редкие деревья?
Чтобы это узнать, какие животные живут в саванне, надо правильно прочитать изографы (на слайде изографы: зебра, слон, лев, жираф, носорог, леопард, гепард, буйвол, гиена, антилопа).
(слайд с животными саванны)
- Вспомните, в каких названиях животных встречается звук «Р»?
- Ребята, вспомните, характеристику звука «Р» (согласный, звонкий, дрожащий).
-А теперь послушаем, как долго-долго рычит тигр.
- На схеме слова определите, где находится звук «Р»: в начале, середине или в конце.
- Выложите из палочек букву «Р».
За гиппопотамом гиппопотам топает по пятам.
(Слайд саванны):
Дети разгадывают изографы:
Ответы детей.
Дети на ладошке пальцем «рисуют» круг и долго рычат).
Дети на схеме обозначают местоположение буквы «Р».
Выкладывают из палочек букву «Р».
-Маленькие детеныши животных любят повеселиться. Давайте поиграем вместе с ними.
(Слайд с песней Железновой)
ФИЗМИНУТКА
-У жирафов пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях.
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
-У слонов есть складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
-У котят есть шерстка, шерстка, шерсточка везде,
У котят есть шерстка, шерстка, шерсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
-А зебры есть полоски, полосочки везде.
А у зебры есть полоски, полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носу, на животах, коленях и носках.
Слайд - животные и их детеныши
Логопед: Каждая мама хвалит своего малыша. Помогите правильно назвать детенышей животных жарких стран:
Тигрица довольна…тигренком и тигрятами.
Львица довольна…. львенком и львятами.
Жирафиха довольна… .жирафенком и жирафятами.
Слониха довольна… слоненком и слонятами.
Зебра довольна…зебренком и зебрятами.
- Что интересного вы знаете об этих животных?
- Давайте сфотографируем этих животных, чтобы занести в Красную книгу.
Дети похлопывают
Дети пощипывают
Стряхивающие движения
Показывают полоски
Логопед: Навигатор указывает нам путь к самой высокой горе Африки – Килиманджаро.
А пока идем,
продолжаем очень ловко
говорить скороговорки.
Это вовсе нелегко
голос - низко-высоко.
Дети проговаривают:
Говорил крокодил крокодилу:
- Я красивый и страшно милый. (высокий голос)
Но когда я кого-то глотаю,
Долго плачу потом и страдаю. (низкий голос)
(Слайд - Игра «КАМНЕПАД»)
Логопед: Ребята, посмотрите, какая здесь огромная гора! Это Килиманджаро! Здесь был камнепад! Камни перегородили нам дорогу. Они здесь необыкновенные, на них написаны слоги. Чтобы разобрать завал, нам надо из слогов составить слова. Разделимся на 2 команды.
Дети берут карточки с написанными слогами и составляют названия животных: НО СО РОГ; ЖИ РАФ;
КРО КО ДИЛ
Логопед:
- Многие животные Африки находятся под угрозой вымирания, поэтому созданы национальные парки. На огромной территории животные живут в комфортных условиях, в естественной среде и нет угрозы истребления человеком.
(слайд с изображением национальных парков):
Рефлексия: - Чем мы с вами можем помочь животным, которых видели в экспедиции?
- Как мы можем не нарушать среду обитания?
- Для чего необходимо заносить исчезающих животных в Красную книгу?
(слайд с изображением Красной книги)
-Чем вам запомнилась наша экспедиция?
- Вы сегодня проявили себя умными, внимательными, любознательными исследователями!
- Из национального парка нам передали посылку в знак благодарности за то, что мы привлекаем внимание всех людей к исчезновению животных.
- Что находится в этой посылке? (фрукт) А о разных растениях мы поговорим на следующем занятии.
-Возвращаемся из экспедиции на самолете.
Ответы детей.