Лучший педагог года

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»

Карина Солнышкова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»

Цель: познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с понятиями «устная речь», «предложение»

- учить составлять предложения

Развивающие:

- развивать логическое мышление

- развивать внимание и память

- развивать фонематический слух

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Что такое речь“» размещена в разделах

- воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки

Оборудование:

Телевизор, видеоплеер, фильм «Как появилась речь», карточки с изображением знаков (точка, вопросительный и восклицательный знаки, стрелы с присосками, корзинки, предметные картинки (мамонт, грибы).

Педагогическая технология: коммуникативно-развивающая, игровая.

Методы, используемые на занятии :

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся:

- эмоциональные методы: создание наглядно-образных представлений;

- социальные методы: создание эмоционально-нравственных ситуаций.

Методы осуществления учебных действий:

- словесные методы: рассказ, прослушивание;

- наглядные методы: использование наглядных материалов, использование видеоматериалов;

- практические методы: включение в коллективную деятельность.

Методы педагогического мониторинга и контроля:

- анализ деятельности детей на занятии.

Форма занятия : групповая.

План занятия :

1. Организационный момент.

- проверка готовности к занятию

- озвучивание цели и задач занятия

2. Теоретическая часть.

- знакомство детей с понятиями «устная речь», «предложение»

- просмотр фильма "Как появилась человеческая речь"

3. Физкультминутка.

4. Практическая часть.

- подвижная игра: «Занятия древних людей», фонетическая игра: «Определи по интонации»

5. Подведение итогов занятия (рефлексия).

Ход занятия

Педагог:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карина Владимировна.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Занятие можно начинать?

Учащиеся:

- да!

Педагог:

- Ребята, вы пришли на занятие, которое называется «Развитие речи».

А что же такое речь? Может кто-то знает?

Учащиеся:

- то, что говорит человек.

Педагог:

- Речь – это всё, что мы с вами говорим.

Сегодня, ребята, мы с вами узнаем, как появилась «устная речь».

-А почему такая речь называется устной?

Учащиеся:

- не знаем.

Педагог:

- Потому что, когда мы разговариваем, работают наш язычок и наши губы, а когда-то давно губы называли «уста». Отсюда и появилось название «устная речь».

-А вы знаете, что древние люди не умели говорить и общались мимикой ( выражением лица: улыбались, хмурили брови.) и жестами, то есть показывали руками, что они хотят. Например: хотел древний человек, чтоб к нему подошёл друг. Что он делал?

Учащиеся:

- махал рукой.

Педагог:

- Правильно, махал рукой, подзывая к себе друга. Если древний человек радовался, он хлопал в ладоши; если сердился – грозил кулаком; когда здоровался – пожимал руку своему другу. А к жестам древние люди добавляли звуки: рычание, крики…

- Потом стали появляться короткие словечки: ай, ой, ах, ух, эй, фу, ого…

- Затем слова становились длиннее: бах, стой, иди, куда, смотри, молчи, сюда, туда…

- Эти словечки стали складываться в предложения. Так и появилась речь.

- А теперь, ребята, давайте представим себя древними людьми, которые не могли говорить и общались как?

Учащиеся:

- жестами, мимикой, звуками

Игра «Занятия древних людей»

Мальчикам педагог даёт стрелы с присосками предлагает «пойти на охоту». На доске висят картинки с изображением мамонта. Мальчики соревнуются в ловкости, кидая стрелы в изображение.

Девочкам педагог даёт корзинки и предлагает «собрать» грибы. На доске - картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Девочки должны взять только съедобные грибы.

Педагог:

- Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь давайте посмотрим фильм, про то, как же появилась речь.

Просмотр фильма «Как появилась устная речь»

Педагог:

- Ребята, а сейчас я вам расскажу, из чего же состоит наша речь?

Речь состоит из предложений. Предложение – это наши мысли, которые мы говорим и все нас понимают.

Предложения различают по интонации. Интонация – это сила голоса.

• повествовательные предложения (произносят их спокойным голосом). В них о чём-то рассказывают (повествуют). В конце таких предложений ставят точку (показать карточку с изображением точки). Например: Мама купила хлеб. (Попросить одного ребёнка придумать повествовательное предложение)

• восклицательные предложения (произносят их громким голосом, который «идёт» немного вверх). В конце таких предложений ставят восклицательный знак (показать карточку с изображением восклицательного знака). Например: Какой чудесный день! (Попросить ребёнка придумать восклицательное предложение)

• вопросительные предложения (произносят их с вопросительной интонацией, которая «идёт» немного вниз). В конце таких предложений ставят вопросительный знак (показать карточку с изображением вопросительного знака). Например: Мама, можно я пойду гулять? (Попросить ребёнка придумать вопросительное предложение)

Физкультминутка

Вправо, влево повернитесь,

Вверх повыше потянитесь,

Вниз пониже наклонитесь,

Вверх опять все потянитесь.

А теперь мы пошагаем,

Вверх прыжок – и отдыхаем.

Педагог:

- Ребята, посмотрите, у вас в корзинках лежат разные знаки. Давайте, поиграем. Я буду говорить предложение, а вы будете определять, какое это предложение.

Игра «Определи по интонации»

Педагог называет одно и то же предложение (Наступила осень) с разной интонацией, а дети определяют её и поднимают карточку с нужным знаком (точка, восклицательный или вопросительный знак)

Педагог:

- Вам понравилось наше занятие?

Учащиеся:

- Да!

Педагог:

- Что понравилось больше всего?

Учащиеся: (ответы детей)

Педагог:

- Что нового вы узнали?

Учащиеся: (ответы детей)

Педагог:

- Что такое устная речь?

Учащиеся: (ответы детей)

Педагог:

- Из чего она состоит?

Учащиеся: (ответы детей)

Педагог:

- Какими бывают предложения?

Учащиеся: (ответы детей)

Педагог:

- Молодцы! Ребята, наше занятие закончилось. Всем спасибо. До скорой встречи!

Публикации по теме:

Досуг для детей подготовительной группы «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках. Задачи: -Познакомить с мимическими способами выражения эмоциональных.

Конспект комплексного занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование, «Игровая».

Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о диких животных наших лесов. Задачи: Образовательные: 1. Упражнять в образовании сложных.

Конспект НОД на тему: «Что такое доброта?». (Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста) Конспект НОД на тему «Что такое доброта?» Цель: Познакомить детей с понятиями «Доброта», «добрые дела». Научить сочувствовать, сопереживать,.

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Что такое семья» Что такое семья? Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Цель: воспитывать чувства любви к своей семье. Задачи:.

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Что такое лес?» Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Что такое.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Что такое хорошо, а что такое плохо?» Программное содержание: 1. Продолжать формировать у детей понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо; 2. Закрепить у детей знания.

Летний праздник «Что такое это лето?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сценарий летнего праздника в средней, старшей, подготовительной группах «Что такое это лето?» Ход праздника. Дети заходят, садятся на стульчики.

ООД «Что такое деньги?» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что такое деньги?» Воспитатель: Т. В. Костюк.

Проект «Что такое Новый год» для детей старшего дошкольного возраста Срок реализации 1 месяц. Автор составитель: Горчева Е. С. Актуальность Новогодний праздник, один из немногих в нашей стране, который празднуется.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Что такое речь»
Опубликовано: 21 апреля 2017 в 21:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД