Ирина Гололобова
Конспект занятия для детей старшей группы «Путешествие в сказку Золушка» (образование слов — признаков)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в сказку «Золушка» (образование и употребление в речи слов – признаков).
Цели:
1. Коррекционно – образовательные : совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление в речи слов – признаков). 2. Коррекционно – развивающие: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой, общей моторики, координации речи с движением. 3. Коррекционно – воспитательные: формирование навыков самообслуживания, самостоятельности, ответственности, чувства товарищества. Ход занятия :
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы „Путешествие в сказку Золушка“ (образование слов — признаков)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Золушка»
- Темочки
1. Орг. момент.
Логопед: - Ребята, какой сегодня чудесный день! А знаете, почему? К нам в гости заглянуло солнышко! Давайте его поприветствуем! Повторяйте за мной: - Тучка прячется за лес, светит солнышко с небес,
И такое чистое, яркое, лучистое,
Если б мы его достали, мы б его расцеловали! 2. Артикуляционная гимнастика:
Логопед: - Давайте и мы с вами улыбнемся солнышку, выполним упражнение «Улыбочка», "Трубочка", "Надуваем щечки", "Забьем гол в ворота", "Жало", " Лопаточка", " Чашечка", "Качели", " Грибок", " Гармошечка", "Лошадка", " Барабанщики".
3. Объяснение нового материала.
Логопед: - Ребята, перед вами лежат мешочки, опустите в них правые ручки и тщательно переберите пальчиками то, что находится внутри. В каком –то из них - сюрприз. Кто его нашел?
Логопед показывает детям найденную хрустальную туфельку.
Логопед: - Ребята, а что это?
Дети: - Это туфелька.
Логопед: - Она из хрусталя, значит она какая?
Дети: - Хрустальная.
Логопед: - А героине какой сказки она принадлежит?
Дети: - Туфелька принадлежит Золушке.
Логопед: - Правильно! Сегодня я хочу пригласить в путешествие в сказку «Золушка». А поедем мы туда на карете, но у нас нет кареты, а есть только тыква. Дети, а тыква - какая?
Дети: - Тыква оранжевая, круглая, твердая.
Логопед: - Ребята, Фея из сказки «Золушка» подарила мне волшебную палочку, сейчас я ею взмахну, и она превратится в карету. Один, два, три, а вот и карета для нашего путешествия. Какая она?
Дети: - Круглая, блестящая, твердая.
Логопед: - Чем похожи -карета и тыква?
Дети: - Обе круглые, твердые, позолоченного цвета.
Логопед: - А теперь пора в путешествие! (Из – за ширмы появляется Золушка в коричневом платье, она плачет). Ребята, это же Золушка! Но почему она плачет? Давайте спросим у нее!
Ребенок 1: - Золушка, почему ты плачешь?
Золушка : - Мачеха приказала выполнить очень много заданий, мне всегда помогали мои мышки, а сегодня их почему – то нет, я их зову, зову, а они не приходят, а я боюсь, если не успею, не попаду на бал.
Логопед: - Ребята, поможем Золушке? Смотрите, вот же мышки. (Логопед выкладывает аппликации мышек из ткани на картинках).
Ребенок 2: - Смотрите, у этих мышек нет ушей, вот почему они не слышат Золушку.
Логопед: - Эти мышки очень боятся злой мачехи, и от страха прижали свои ушки к макушке и не слышат Золушку. Давайте поправим им ушки, на макушках у мышей пуговицы, а рядом лежат ушки, пристегнем их. 4. Упражнение для развития мелкой моторики.
Ребята выполняют задание, пристегивают ушки.
Золушка : - Дети, вы – молодцы! Благодаря вам мышки помогли мне перемыть всю посуду, она ожила и приготовила им подарки : шишку, брошку, книжку и сырные крошки. Но злая мачеха выпустила коварного кота, чтобы он помешал мышкам отнести свои подарки в норки, но мы с вами можем опять им помочь: вы все уже научились хорошо выговаривать шипящие звуки- «Ш» и «Ж». Сейчас я буду давать вам мышку с каким – либо подарком, а вы должны будете четко проговаривать. 5. Автоматизация звуков "Ш", "Ж" в связной речи.
Например, «Моя мышка с шишкой (книжкой, брошкой, ложкой, сырной крошкой).
Логопед: - Молодцы, ребята, а теперь мышки понесли свои подарки в норки, а помогать Золушке настал наш черед.
6. Физминутка «Поможем Золушке».
Дети произносят стихотворение, выполняют движения по тексту.
Возьмем веники мы дружно, Золушке помочь нам нужно.
Подметем и тут и там, не забудем про чулан.
Мы подтянемся немножко,
Вытрем пыль всю у окошка,
Птиц накормим мы с ладошки,
И дадим им хлебной крошки.
Поможем Золушке всегда,
Друзей не бросим никогда.
Золушка : - Ребята, но это еще не все мачехины приказы, еще она сказала, чтобы я сварила грибной суп.
Логопед: - А из чего варят грибной суп?
Дети: - Из грибов.
Логопед: - А где растут грибы?
Дети: - Грибы растут в лесу.
Логопед: - Но, если Золушка пойдет в лес, она опоздает на бал! Ребята, посмотрите, кто же к нам ползет, да это же еще один друг Золушки, - ежик, и он принес грибы для супа, а кто мне ответит, как называется верхняя круглая часть гриба?
Дети:- Она называется шляпка.
Золушка снимает свою шляпу и спрашивает у детей, что это?
Дети: - Это шляпа. 7. Развитие лексико - грамматического строя речи (образование слов - признаков).
Логопед: А теперь давайте их сравним: -каких цветов (обе коричневые);
- каких форм (обе круглые);
- какие на ощупь (обе мягкие)
Они очень похожи, поэтому у них сходные названия.
Золушка : - Ребята, смотрите, а еще ежик принес еловые и сосновые веточки, а чем они покрыты? Дети: - Ветки покрыты иголками.
Логопед: - А чем покрыто тело ежика?
Дети: - Тело ежика покрыто иголками.
Логопед: - У ежа иголки чьи – (ежиные, иголки с сосны, какие –(сосновые, с ели –(еловые).
Золушка : - Я недавно шила мачехе и ее сестрам платья, чем- (иголками, какими- (швейными).
Логопед: - А чем похожи все иголки?
Дети: - Все иголки тонкие, длинные и острые.
Логопед: - А чем они отличаются?
Дети: - Еловые и сосновые – зеленые и мягкие, а ежиные и швейные – серые и твердые.
Логопед: - Мы сравнили их признаки и поняли, что у иголок тоже много сходств, поэтому их и назвали одинаково.
Золушка : - Ребята, я сшила мачехе и ее дочерям прекрасные платья, но они специально их выпачкали, я их постирала, поможете мне их развесить, при этом правильно называя признак? 8. " Упражнение " Развесим белье" (подбор слов - признаков).
Логопед: - Например, я вешаю шелковое платье (ситцевое, шерстяное, серебристое, длинное, бальное, вечернее и т. д.)
Золушка : - Спасибо, ребята, вы мне очень помогли.
Звучит музыка, появляется принц.
Принц: - Милая Золушка! Я, наконец, вас нашел, вторая ваша туфелька у меня! Я вас люблю, выходите за меня замуж!
Золушка : - Я согласна!
Принц: - А ребятам в подарок я привез серебристые снежинки!
Золушка : - Но почему снежинки?
Принц: - Потому что они, как и хрустальные туфельки, прозрачные, резные, блестящие. Упражнение на дыхание.
Золушка : - Ребята, нам с принцем пора уезжать в замок, готовится к свадьбе, а вас попрошу: сделайте прощальный подарок: я так люблю снегопад, подуйте на снежинки, сделайте нам в дорогу снегопад!
Логопед: - Детишки, а как вы думаете, за что принц полюбил Золушку?
Дети: - Золушка была доброй, ласковой, дружелюбной, трудолюбивой, заботливой, честной.
Логопед: - а мачехина дочь была ее полной противоположностью, какой она была?
Дети: - Она была злой, ленивой, лживой, грубой.
Логопед: - Поэтому принц и выбрал Золушку и полюбил ее. Добро всегда восторжествует, а зло будет наказано.
9. Итог занятия.
Логопед: - Детишки, вам понравилось наше путешествие? В какой сказке мы сегодня побывали? Что вам понравилось больше всего? Что было трудным? Вы готовы прийти на помощь товарищу?
В конце занятия логопед раздает детям сюрпризы - орешки от Золушки.