Получи документы

Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности «Четыре стихии»

Оксана Павлова
Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности «Четыре стихии»

Конспект занятия по исследовательской деятельности

на тему

«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»

Цель;

- Закрепить знания детей о свойствах природных стихий : вода, воздух, земля, огонь в многообразии их проявлений и пользой для человека.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности „Четыре стихии“» размещена в разделах

1. Формировать исследовательское поведение детей, развивать познавательный интерес.

2. Закреплять знания детей о природных стихиях опытным путем.

3. Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы

4. Развивать самостоятельность у детей в процессе опытов умение высказывать гипотезы формировать умение правильно строить предложения развернуто и точно отвечать на поставленные вопросы.

Оборудование:

Материал для опытов: 2 стаканчика: один пустой, другой с водой, фильтры, вертушки, почва в прозрачных стаканчиках, луковицы для посадки, влажные и сухие салфетки - на каждого ребёнка.

Демонстрационный материал – металлический поднос, 3 плавающие свечи, свеча - фонарик, лейка с водой, ёмкость с землёй, 2 стакана - один с чистой водой, другой - с грязной, фильтр, воронки, вертушки, воздушные шарики,

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное рзвитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Этапы проведения:

1. Познавательная задача, постановка проблемы.

2. Выдвижение предположения.

3. Способы доказательства: экспериментальная деятельность - проведение опытов.

4. Обобщение знаний, вывод.

Предварительная работа: изучение свойств воды и воздуха, наблюдение за ветром на прогулке, чтение рассказов познавательного характера о воде, беседы с детьми о растениях, рассматривание семян разных растений, заучивание стихотворений о воде, воздухе, огне, земле.

Проведение

Дети входят в зал под песню «Волшебник недоучка.»

Воспитатель - Ребята, послушайте короткую сказку.

«Поспорили как-то между собой птица, рыба и крот - Что важнее: воздух, земля или вода? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без воздуха я не могла бы летать…» Рыба спорит: «Нет, вода важнее всего, без воды я не смогла бы плавать» А крот им отвечает: «Земля всего важнее, я живу в земле» Долго бы они спорили между собой что важнее, но вдруг появилась спичка и принесла с собой огонь. Испугавшись огня, птица поднялась в воздух, рыба уплыла в воду, крот спрятался в земле.

- Я всех важнее и сильнее, – подумал огонь.

Воспитатель: Подождите, а давайте проверим действительно это так?

Нельзя понюхать и сорвать

Цветочек этот аленький.

Бывает он большой-большой,

Бывает очень маленький.

И воду он совсем не пьёт,

А если выпьет, то умрёт.

.Первым покажет свою силу-огонь.

(звучит музыка – Танец огня, появляется огонь)

1 блок – Огонь (на экране фото огня)

Огонь - Как вы думаете, я действительно важнее всех: сильнее воздуха, воды и земли? (ответы детей)

Воспитатель - Давайте проверим.

Опыт №1. Потушить огонь.

На столе у воспитателя железный поднос, на нем три плавающие свечки, рядом прозрачные стаканы с водой и землей; свечи зажигает воспитатель.

Одну свечу нужно погасить с помощью воды, вторую - с помощью земли, третью – сильным потоком воздуха (сильно дунуть на пламя)

- Что вы увидели? (огонь погас, мы потушили его землей, водой и воздухом)

- Напрасно, огонь думает, что он сильнее всех: и вода, и земля, и воздух смогли затушить огонь.

Огонь - где можно увидеть меня? Ответы детей (фото на экране - горящая спичка, свеча, костер, пожар, огонь в плите, салют, молния)

- Огонь - я могу быть опасным, а могу быть полезным.

-Воспитатель - чем опасен огонь? (огонь может вызвать пожар)- Как обращаться с огнём, чтобы он не был опасным? (нельзя играть с огнем, включать плиту, зажигать петарды)

-Огонь - какую пользу я могу приносить? Хотите это узнать?.

Опыт №2. Тепло и светло.

Воспитатель зажигает свечку в закрытом стеклянном подсвечнике.

- Огонь, какой? (яркий, светлый)

- Верно. Когда в комнате темно, можно зажечь свечу. Огонь дает свет. Поднесите руку, что вы чувствуете? (тепло)

- Правильно, огонь дает тепло, может согревать. Как ещё человек использует огонь? (С помощью огня можно вскипятить воду, приготовить еду.)

Огонь - огонь важен? Важен! Без меня человеку нельзя обойтись.

Воздух – это-то, чем дышим,

Через воздух звук мы слышим.

В воздух, в небо и в полет

Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.

Разным воздух наш бывает,

Воздух может быть прозрачным,

Пахнуть может дымом дачным.

Шторой в комнате играл,

Бурю в море он поднял…

Воздух разный, он такой!

Где найдём его с тобой?

-А сейчас покажет свою силу воздух.

2 блок – Воздух (шум ветра появляется воздух)

Воздух - ребята, подумайте, что всех нас окружает: вода, огонь, земля или воздух? Что вокруг нас? (пощупать воздух рукой) Вокруг нас воздух.

Воспитатель - а для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать) - Верно, мы дышим воздухом, и не только мы. Все животные, и даже растения дышат воздухом. Какие вы знаете предметы, внутри которых есть воздух? (шар, колесо, мяч, воздушный шар, резиновые игрушки, надувной матрас)

-Воздух- как же я туда попал? (человек накачивает воздухом колесо, воздушный шар) - Как вы думаете, я неподвижен или я могу двигаться? (ответы детей)

Воспитатель - давайте проверим.

Опыт №3. Ветерок (музыкальная пауза)

Ребята, возьмите в руки вертушки и с ними быстро пробежите по залу. Что происходит? (вертушки крутятся) Почему? (ответы детей)- Когда мы дуем, мы толкаем воздух, и он движется. Ветер – это движущийся воздух, поток воздуха. – Что такое ветер? (ветер – это движущийся воздух)

Воздух - Когда можно увидеть, как движется воздух? (ветер качает деревья, шелестит листьями, поднимает пыль, гонит по небу облака, надувает паруса, крутит крылья мельницы)

–Хотите подержать воздух в руках? Мы его поймаем в воздушный шарик, попробуйте надуть шарик. Получилось?

–Почему шар надулся (в него попал воздух) –А теперь выпустите воздух из шариков.

Воспитатель - Вы правильно заметили, что мы все дышим воздухом. -

Воздух - Скажите, где вам легче дышится: здесь в помещении или на улице? (на улице дышится легче) - Знаете почему? На улице воздух чище, его там больше, он движется и легче уносит пыль. А в помещении ветра нет, и пылинки остаются, не выветриваются. Как вы думаете, для чего мы открываем форточки, когда идем гулять? (чтобы проветрить группу, чтобы воздух в группе стал чище)

-Воздух- А гуляем для чего? (чтобы дышать чистым свежим воздухом) - Скажите, ребята, я важен? Важен!

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде

В лужи, в море, в океане

И в водоворотном кране

Как сосулька замерзает,

В лес туманом выползает

На плите у нас кипит

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить

3 блок – Вода (шум воды,появляется вода,на экране водопад,река)

Воспитатель- Мы с вами пришли к выводу, что и огонь и воздух по-своему важны. А как мы решим на счет воды? Важна ли вода? Кому нужна вода? ( вода нужна всем: людям, животным, растениям)

Вода- А для чего я нужна людям? Как человек использует воду? (мы пьем воду, готовим еду, умываемся водой, стираем бельё, моем игрушки, водой поливаем растения)- Верно, без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. - Какую воду мы пьем? (мы пьем кипяченую воду)

Воспитатель - Правильно, самая чистая кипяченая вода. - У меня два стакана с водой. Сравните воду в стаканах. Чем она отличается?

(в одном стакане вода - чистая, в другом – грязная (мутная)

- Какую воду можно использовать для мытья рук, для стирки белья, для варки супа? (чистую воду нужно использовать)

- Открою вам секрет, как из грязной воды сделать чистую. Воду в этом стакане (грязную, мутную) надо очистить. А сделать это можно с помощью фильтра.

Опыт № 4. Фильтр.

- Берем фильтровачную бумагу сворачиваем конусом, вставляем в пустой стакан воронку, бумагу – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром.

У детей на столе два стакана: один пустой, другой с грязной водой, фильтр. Через фильтр дети сливают грязную воду в пустой стакан. Когда вся вода очистится, сравнить её с водой в стакане у воспитателя.

- Какой стала вода? (вода стала чистой)

- Что мы использовали, чтобы очистить воду? (использовали фильтр)

- Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить такую воду нельзя.

Вода - Теперь ответьте, важна ли я? (Важна!

Скажи мне, как правильно землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше, наверное, сказать ей:

Родная! Земля наша милая,

Добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее

Ведь все. Что мы любим,

Все создано ею:И горы, и реки, и лес. И цветы,И осень, и лето, и дождик и ты!

4 блок – Земля (пение птиц, появляется Земля)

- Мы с вами уже узнали, что стихии – вода, воздух и огонь – очень важны для человека! А важна ли земля? Что в ней такого особенного? Важного? Как вы думаете? (ответы детей)

Земля- земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. - Почему? (Земля дает пищу для всех) - Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами.

Воспитатель- Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения? (этот слой земли называется почва)

- Вспомните, какие растения мы с вами сажаем в почву в конце зимы? (лук, семена цветов)

- Правильно. А для чего мы сажаем лук? (чтобы вырастить зеленый лук, и есть витамины весной)

- Земля - а вы знаете как сажают лук.? (сначала приготовить землю,-сделать углубление в почве, посадить луковицу донцем,полить водой)

Воспитатель- Верно. У нас все готово и мы сейчас займемся посадкой лука. (сажаем лук)

Земля- Скажите, ребята, важна ли я? (Земля важна и всем нужна)

Вывод

Воспитатель -- Уважаемые ученые, давайте вспомним нашу сказку.

Что важнее: вода, воздух, земля, огонь (Все важно, и вода, и воздух, и земля, и огонь важны и нужны по-своему)

-А сейчас послушаем конец сказки.

- Услыхал этот спор человек и сказал: «Неужели вы не знаете, что для каждого из нас важны и земля, и вода, и воздух. И не о чем тут спорить!

(Все стихии выходят, берутся за руки и говорят: «Теперь мы будем все дружить,мы все важны для человека.»

Сюрпризный момент.

Все стихии вручают детям угощение

. Огонь-печенье, Воздух-воздушные шарики, Вода-компот, Земля –яблоки.

Воспитатель- желаю вам уважаемые ученые, продолжать исследовать,делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо.

Публикации по теме:

Конспект «Бумага в нашей жизни» по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Цель: познакомить детей с основными свойствами бумаги; учить их способам исследования окружающего мира на примере.

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему «Наш город» Конспект НОД по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Наш город». Аннотация. Тема занятия «Наш город» актуальна в воспитании.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Научим Карлсона» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Задачи: -расширять и систематизировать представления.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Насекомые» СПб ГАУДО «Детский сад №5 Московского района Санкт-Петербурга» Конспект познавательно-исследовательской деятельности (социальный.

Конспект занятия по исследовательской деятельности для старшей группы «Каменная страна» Цели: формирование адекватного телесного выражения различных эмоциональных состояний, развитие сенсомоторной и познавательной сферы, коррекция.

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: Разведчики. Цель: Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. ; упражнять в умении ориентироваться.

«Зимние месяцы». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема: Зимние месяцы. Цель: Учить решать арифметические задачи. Задачи: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательно — исследовательской деятельности (математика) Тема: Космическое путешествие. Цель: Закреплять составление и решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Задачи: - Продолжать.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы Предварительная работа: - чтение художественной литературы; - беседы о зиме; - дидактическая игра «Чьи следы?». Ход прогулки: Наблюдение.

Организация опытно-исследовательской деятельности в Подготовительной группе на тему «Волшебница-вода» Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в свою лабораторию, и предлагаю вам на время стать учёными, чтобы узнать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей подготовительной группы по исследовательской деятельности «Четыре стихии»
Опубликовано: 14 сентября 2015 в 21:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД