МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова»

Мария Бобкова
Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова»

Конспект занятия развитие речи,обучение грамоте

Тема: «Хлеб- всему голова».

Ход занятия.

1. Орг. Момент

Орг. Момент. Психологический настрой на Занятие.

Прозвенел звонок у нас

Все вошли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

1Актуализация знаний. Коммуникативно – речевая задача.

- Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей. Как мы их встретили? (Встали, поприветствовали, поздоровались)

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах

- А как встречают дорогих, желанных гостей по русскому обычаю.

- Чем встречали гостей на Руси? (Хлебом и солью)

- Какие слова при этом произносили? («Хлеб да соль! Милости просим!»)

- Что означает выражение «хлеб да соль»? (Рады видеть и поделиться самым дорогим, что у нас есть.)

«Хлеб да соль! Милости просим!»)

2. Определение темы, цели и задач урока

- Определите тему нашего урока. (Три человека читают стихи про хлеб)

Вот он, хлебушек душистый,

Вот он, теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

- Как вы догадались какая тема нашего занятия?

- Сегодня наш урок будет посвящен хлебу. Вы узнаете о том, как хлеб появляется на нашем столе, что он значит для каждого человека, как и почему его нужно беречь. И параллельно закрепим знания, полученные ранее на предыдущих уроках. Тема нашего урока – «Как хлеб на стол пришел

3Работа по новой теме.

- Люди с давних времен всегда бережно относились и относятся к хлебу. Но однажды вот, что произошло…

Жила – была девочка Галя. Она была еще маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила есть конфеты.

Однажды мама посадила ее обедать, налила ей суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась:

- Не буду есть этот противный и невкусный хлеб! – и отбросила ломтик черного хлеба на другой край стола.

И только она это сделала, как передней оказался царь Хлебного государства- Каравай.

Он строго посмотрел на девочку и сказал: «Так может говорить человек, который ничего не знает о хлебе»

- Я все про него знаю, - сказала уверенно девочка,- его мама покупает в магазине.

- А знаешь ли ты, как хлеб там оказался? – спросил Каравай.

Девочка задумалась и неуверенно сказала:

- Наверное, на дереве вырос.

Каравай улыбнулся, погладил девочку по голове и сказал :

- Я приглашаю тебя в мое Хлебное царство. Там я все тебе о хлебе расскажу и покажу. А воспитанники группы «Солнышко» мне помогут многое тебе объяснить.

- Ребята, поможем Караваю рассказать Гале о хлебе? Тогда настраиваемся на урок. За каждое правильное задание Каравай вручает бублик!

Мы умные!

Мы дружные!

Мы внимательные!

Мы старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

4 «Назови, какой бывает хлеб» :

Пшеничный, ржаной, свежий, мягкий, вкусный, полезный, пышный, хрустящий, душистый, пахучий, поджаристый, ароматный, аппетитный, поджаренный, пропеченный, черствый

5 «Образование сравнительной степени прилагательных»

Следующее задание от Каравая образовать от названных прилагательных сравнительную степень (Свежий-свежее,самый свежий, мягкий- мягче-самый мягкий,полезный-полезнее- самый полезный, ароматный- ароматнее-самый ароматный,черствый- черствее- самый черствый.)

-Скажите, а можно ли сравнить слово пшеничный?Почему?

Молодцы!

6 «Легенда о том как появился первый хлеб»

-Ребята,кто из вас знает как появился первый хлеб. ?

А вот послушайте легенду о том как появился первый хлеб

В одной глубокой каменной пещере недалеко от лесной реки жило племя первобытных людей. Каждый делал свое дело, и все помогали друг другу. Мужчины обтачивали и заостряли камни и мастерили из них каменные топоры, палицы и наконечники для стрел. С этим оружием они охотились на диких зверей.

Женщины готовили еду на горячих камнях и углях: жарили мясо и коренья. Старухи нянчили малышей, а старики хранили знания и мудрость и передавали их сыновьям и внукам.

В этом племени жила девочка по имени Ирата. Однажды она долго собирала съедобные плоды и коренья. Ирата устала и присела отдохнуть на большой камень. Ей очень хотелось есть.

Вдруг ногу ей защекотала какая-то сухая золотистая травинка. Девочка наклонилась, сорвала стебелек с колоском, и на ладонь высыпалось несколько твердых зернышек.

— Может быть, их можно есть? — подумала Ирата и положила зернышки в рот.

Она разжевала их. Зерна оказались хоть и твердыми, но вкусными. Девочка нашла еще несколько золотых колосков и утолила Зернами голод. А один колосок Ирата взяла с собой, принесла в пещеру, где жило ее племя, и показала бабушке.

Бабушка была старенькая и разжевать зернышки не могла. Тогда смышленая девочка положила зерна на большой камень, что лежал у входа в пещеру, и растерла их другим камнем. Собрала муку в пригоршню «и дала отведать бабушке. Девочка и не заметила, как одно пшеничное зернышко упало на землю и затаилось до весны.

Бабушке пшеничная мука пришлась по вкусу. Ведь зерна, которые нашла Ирата, были именно из этого злака.

Вскоре многие женщины и девочки племени стали собирать колоски дикой пшеницы, растирать их на камнях и, добавляя воду, научились варить из них кашу.

Как-то раз бабушка Ираты смешала пшеничную муку с водой и вылила клейкое тесто на раскаленный камень. Тесто запеклось и превратилось в румяную хрустящую лепешку.

Вот это и был самый первый хлеб на Земле!

— Как вкусно! — обрадовалась Ирата, уплетая лепешку.

А весной пшеничное зернышко, упавшее на землю, проросло!

Скоро около пещеры вырос золотой колосок, полный вкусных зерен. Женщины заметили его и догадались, что колоски пшеницы можно не только собирать на лугах и полянах, но и сажать возле своего жилища.

Вот так и стали наши далекие предки растить пшеницу и печь хлеб.

7Беседа по прочитанному тексту

- Как звали девочку в легенде?

-Что она нашла девочка?

-Что сделала Ирада с зернышками?

Что она сделала с зернышками для бабушки?

-Как у бабушки Ирады появилась лепешка?

8 «Составление рассказа по сюжетным картинкам»

-Следующее задание от Каравая.

-Посмотрите на мольберте у меня картинки.

-Скажите,в правильном ли порядке они расположены?

-Предлагаю поставить картинки в правильном порядке и попробуем составить по ним рассказ о том,какой проделывает путь хлеб прежде чем попасть к нам на стол. (Расставляют в правильном порядке)

9Рассматривание серии картин с последующим обсуждением.

1. Какое время года изображено на первой картинке?

2. Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

3. Какую работу выполняет трактор?

4. Как называется техника, на третьей картинке? Какую работу выполняет сеелка?

5. Какую работу выполняет самолет? Зачем нужно удобрять поле?

6. Когда созревает пшеница?

7. С помощью чего убирают урожай пшеницы? Как называется профессия человека, который работает на комбайне?

8. Из чего пекут хлеб?

9. А что нужно сделать с зернами пшеницы, чтобы получилась мука?

10. Где пекут буки, батоны? Кто их печет?

10Составление рассказа по картинкам

Наступила весна. Растаял снег. Выехали в поле трактористы чтобы вспахать и взрыхлить землю под будущий хлеб. Предлагаю поиграть в игру11 «Назови, какой? какая? какое?» :

Поле с рожью – ржаное поле.

Поле с пшеницей – … (пшеничное).

Поле с овсом – (овсяное).

Поле с ячменем – (ячменное).

Поле с кукурузой – … (кукурузное).

Поле с гречихой – … (гречишное).

Поле c просом – … (просяное).

Хлеборобы засеяли зерно в сеялки и стали рассеивать по полю. А затем в небо поднялся самолет, чтобы удобрить пшеничное поле. Удобрение попадет в землю, а пшеница будет расти и созревать. К концу лета пшеничное поле заколосится. Выйдут в поле комбайнеры. Поплывут по пшеничному полю комбайны, как по синему морю. Намолоченное зерно смелют в муку. В пекарне из него испекут теплый душистый хлеб. И отвезут в магазин.

Следующее задание «Назови ласково»

Зерно -, хлеб -, сухарь -, пряник - …. и т. д.

Физминутка «Колосок»

Вырос в поле колосок, (Дети сидят на корточках)

Он не низок, не высок. (Постепенно поднимаются)

Налетел ветерок, (Поднимают руки вверх, качают)

Закачался колосок.

Мы в поле придем, (Ходьба на месте)

Колоски соберем, (Наклон)

Муки натолчем, (Кулаком одной руки стучат по ладони другой)

Каравай испечем, (Сжимают кисти рук)

Гостей приглашаем,

Караваем угощаем. (Вытягивают руки вперед, ладони вверх)

Предлагаю сесть за столы

Готовы выполнить следующее задание?

-Посмотрите у меня на доске предложения,но у них конца.

12 «Вставь вместо паузы слово "хлеб (Упражнение в падежном согласовании) .

Я знаю пословицу о хлебе.

Мама купила пшеничный. хлеб.

Ваня пошел в магазин за. хлебом.

Я не люблю, есть суп без. хлеба.

Нарисуйте схемы этих предложений. Один ребенок выполняет у доски остальные на листочках. И наоборот у меня схемы они составляют предложения

13Следующее задание «Раздели слово на слоги». Я буду называть хлебные изделия, а вы должны столько раз хлопнуть в ладоши, сколько слогов в названном слове.

Хлеб - … (один слог).

Ба-тон - … (два слога).

Бу-хан-ка - … (три слога).

Бул-ка - … (два слога).

Ба-ран-ка - … три слога).

Ка-ра-вай - … (три слога).

Ку-лич - … (два слога).

-А как еще мы делим слова на слоги? (Подставив ладонь под подбородок,а еще сколько гласных в слове столько и слогов)

14. Работа со звуками.

Прежде, чем выполнить следующее задание, давайте вспомним:

Что такое звук?

Что такое буква?

Какие бывают звуки?

Какие бывают гласные? (ударные,безударные)

Какие бывают согласные (Твердые,мягкие; глухие звонкие)

Какие согласные у нас всегда мягкие,твердые?

Какие гласные в начале слова дают два звука?

Какими цветами обозначаются у нас звуки?

Проверка знаний (называю звук они показывают цветом)

Игра поймай звук в словах. в начале,в середине,в конце)

15А теперь выполним звуковой анализ слова ХЛЕБ. (Дети самостоятельно выкладывают слово из букв разрезной азбуки). Сколько в этом слове букв? (Четыре). Сколько в нем звуков (четыре). Почему?. Сколько в нем согласных звуков? (Три- [Х], [Л], [Б]). Сколько твердых согласных? (Два- [Х], [Б]). Сколько мягких? (Один- [Л’]). Назовите гласные звуки в этом слове? ([э] –гласный ударный звук).

х — [х] — согласный, глухой, твёрдый

л — [л’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий, мягкий (парный)

е — [э] — гласный, ударный

б — [п] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

16А сейчас самостоятельно выполните звуковой анализ слов которые лежат у вас на столе. (разные картинки)

Физминутка

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)

Очень вкусно! (Гладят живот)

Мы немного отдохнем и скороговорку произнесем

17Хорош пирожок, внутри творожок.

Прослушивание песни про хлеб

18Ребята,послушайте песню про хлеб.

Кто из вас услышал какая там прозвучала пословица?

А как вы понимаете ее смысл?

Какие еще пословицы про хлеб вы знаете?

19. Задание «Перепечатать пословицу «Хлеб-всему голова»

Рефлексия

Публикации по теме:

Конспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группеКонспект занятия «Хлеб — всему голова» в старшей группе "Хлеб- всему голова!"Конспект занятия в старшей группе. Задачи: -закреплять представления детей о процессе выращивания хлеба и изготовления.

Конспект занятия «Хлеб — всему голова!»Конспект занятия «Хлеб — всему голова!» Цель: Формирование у детей представления о процессе выращивания и приготовлении хлеба. Задачи: - Сформировать представления о труде хлебороба.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова»Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб — всему голова» Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе «Хлеб – всему голова». Подготовили и провели: воспитатель Пантюхова.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Хлеб — всему голова» в подготовительной группе "Кто хлебушком не дорожит, Тот мимо жизни пробежит"Основными задачами моего занятия стали: 1. Расширение знаний об окружающем мире. 2. Воспитывать.

Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Хлеб — всему голова» (старший дошкольный возраст) Конспект НОД. Тема: «Хлеб всему голова». По составлению технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС Цель: Развивать любознательность.

Конспект НОД в разновозрастной средне-старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект НОД в разновозрастной средне-старшей группе «Хлеб — всему голова» .

Конспект развлечения для средней группы «Хлеб — всему голова»Конспект развлечения для средней группы «Хлеб — всему голова» Конспект развлечения для средней группы «Хлеб всему голова». Цель: Воспитывать чувство уважения к труженикам Кубани, прививать чувство.

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова» Конспект занятия в старшей группе «Хлеб — всему голова» Цель: Формировать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: Познакомить детей.

ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб — всему голова» ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Хлеб – всему голова»Цель: формировать представления детей о том, как получается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Хлеб — всему голова»
Опубликовано: 12 мая 2022 в 09:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД