Ирина Ларина
Конспект занятия «Кто живет в аквариуме»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Вызвать желание у детей заботиться об обитателях аквариума. Развиваем общие интересы, активизируем речь и развиваем познавательную речь. Уточнить представление детей о том, что в аквариуме живут рыбки, растения, все они живые. Рыбки живут в хороших условиях.
Цель:
1. Формирование представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде и образе жизни;
Публикация «Конспект занятия „Кто живет в аквариуме“» размещена в разделах
2. Развитие речи, зрительного и слухового внимания, наблюдательности, мышления, тонкой моторики;
3. Воспитание бережного отношения к природе.
4. Формирование знаний у детей о характерном строении рыб: форма тела, плавники, жабры и т. д.
Предварительная работа:
1. Рассматривание аквариума.
2. Знакомство с моделями «Рыбы»
3. Чтение художественной литературы: А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка», русская народная сказка «По щучьему велению».
5. Рисование Рыбки в аквариуме».
б. Знакомство с названиями аквариумных рыб.
Словарная работа: Развитие слуховой структуры слова, согласование слов в предложении, расширение и уточнение словаря по теме "Аквариумные рыбки" (меченосец, водоросли, мальки, откладывают, отчищают, жабры). Ход занятия :
Игра «Рыбка плавает в водице»
В: Ребята, где у нас живут рыбы? (в реке, море, озере)
В: Правильно! Давайте подумаем, а в квартире могут жить рыбы (могут)
Загадка:
Есть у нас стеклянный дом,
Поселились рыбки в нем.
Даже рыбка золотая
В нем живет, забот не зная.
Д: Аквариум
В: А кто у нас живет в аквариуме? (рыбы, растения)
В: А давайте посмотрим наш аквариум.
И понаблюдаем за рыбками.
Все рыбки у нас плавают? (Да)
А они быстро плавают? (Да)
А вода у рыбок должна быть чистая или грязная? (чистая)
(Объясняет деткам, что в плохих условиях рыбки могут заболеть, тогда они будут плохо плавать. Показать какой не должна быть вода. Берем баночку с мутной водой)
А какие у нас рыбки?
( Перечисляем: что есть у рыбок)
Что у нее впереди, а что сзади? (голова, хвост)
Где спинка, а где брюшко? (наверху, внизу)
Что у рыбки на голове (глаза, рот)
В: Какие молодцы ребятки, теперь знают, что есть у рыбок.
В: Посмотрите, вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры.
В: Тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, это делает её скользкой, поэтому она легко скользит в воде.
- Рыба постоянно живёт в воде, там она находит пищу, в воде из икры выводятся мальки, из которых потом вырастает новая рыба.
В: А как дышит рыба под водой? Никто об этом не думал?
(Рассуждения детей.)
В: «Ночью темень, ночью тишь, рыбка, рыбка, где ты спишь?»
Где же спит рыбка и как?
Ответы детей.
- Да, у неё есть особое приспособление для дыхания под водой – жабры.
Рассматривание картинки «Рыба»
В: Посмотрите на эту схему и расскажите об основных отличительных особенностях рыбы.
В: Ребята, скажите, что нужно для того, чтобы рыба не погибла, а жила?
Рассматривание ещё одной модели: «Что нужно для рыбы».
Обсуждение с детьми. Подвести к тому, что рыба нуждается в воде, корме, воздухе и водных растениях.
В: Ребята, посмотрите какие красивые рыбки живут в нашем аквариуме. А называются они - меченосец, гуппи, сом, неон, гурами, барбусы, золотая рыбка.
Давайте поиграем - прохлопаем название рыб: сом, гу-ра-ми, ме-че-но-сец, бар-бу-сы, зо-ло-та-я рыб-ка.
А теперь посмотрите и опешите строение тела рыбки. Правильно, у всех рыб есть туловище, хвост, плавники - спинной и брюшной, - глаза, рот, жабры.
Ребята, а как вы думаете, почему эти рыбки называются меченосцами? Правильно, у них нижняя часть хвостового плавника похожа на меч.
А это какие рыбки? Да, это сомики. У них на губах и подбородке есть усики, с их помощью сомики ощупывают дно и находят пищу. Они любят лежать на дне, спрятавшись в песок, траву, за камень. Чтобы рыбкам хорошо жилось, чтобы они были здоровы и веселы, им нужно создать хорошие условия жизни в аквариуме.
Ответы детей.
В: А в какой водичке живут рыбки?
Воспитатель: Скажите, а как появляется рыбка? Рассматривание модели.
В: Да, действительно, ребята, рыба появляется из икринок, икринки – в мальков, а из мальков вырастает большая рыба.
В: Кто знает названия рыб? Назовите!
Ответы детей.
В: Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? Можете ли вы сделать что-нибудь полезное для рыб?
Подвести детей к тому, что воду нельзя загрязнять, не губить мальков разных рыб, не ловить много рыбы. Рассказать, кто такой - браконьер.
В: Ребята, а вы знаете как называют детенышей рыбок?
Ответы детей.
В: Верно, детёнышей-рыбки называются мальками. Они появляются из икры: икринки у рыб очень маленькие, они плавают в воде, другие прикрепляются к растениям и камням. Из икринки рождается малёк, который вырастает и становиться взрослой рыбкой.
А чтобы малёк вырос, он должен хорошо питаться.
Что едят рыбки?
Физминутка: «Путешествие по дну моря».
В: Давайте посмотрим на них.
Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением водных животных.
В: Отгадайте загадку: «У родителей и деток вся одежда из монеток»
Д: Это рыбы.
В: Правильно, молодцы! Отберите картинки с изображением рыб.
В: Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Ответы детей.
А что еще есть в нашем аквариуме? (на дне камушки и песок, растения)
А рыбки кушают растения? (Да)
В: И рыбок нужно кормить каждый день.