Получи документы

Конспект занятия «Мастера и рукодельницы» по программе «Истоки» с детьми подготовительной группы

Ольга Лакомкина
Конспект занятия «Мастера и рукодельницы» по программе «Истоки» с детьми подготовительной группы

Конспект занятия по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте в дошкольном образовании» с детьми подготовительной группы.

Тема занятия : «Мастера и рукодельницы».

I. Программное содержание :

1. Первоначальное освоение социокультурной категории «Традиции дела».

Публикация «Конспект занятия „Мастера и рукодельницы“ по программе „Истоки“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах

2. Воспитывать уважение к людям труда (мастерам и рукодельницам)

3. Развивать умение детей договариваться, приходить к согласию.

II. Подготовка к занятию :

1. Чтение произведений П. П. Бажова «Каменный цветок», К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

2. Знакомство с видами народного промысла: прядение, вышивание

плетение корзин и лаптей, создание игрушек, валяние, изготовление деревянных ложек, гончарное ремесло.

3. Знакомство с работой кузнеца, кружевницы, художника, столяра, швеи, плотника, повара.

4. Художественная деятельность дома (роспись макетов матрешек, подготовка презентации матрешки.

Материалы для занятия : книга для развития детей «Мастера и рукодельницы», изделия народных промыслов.

III. Ход занятия :

Педагог приглашает детей на ярмарку, звучит в грамзаписи музыка И. Стравинского «Петрушка», сцена «Ярмарка».

- Дети, вы знаете, что раньше на Руси проводились ярмарки. Ярмарка - это рынок, куда приезжали купцы, торговцы и ремесленники, чтобы продать свой товар. Рассмотрите изделия на нашей ярмарке. Здесь есть и матрешки, и деревянные ложки, и дымковские игрушки, и жостовские подносы, и гжельские изделия. Чем они вам понравились? (Дети рассказывают о тех изделиях, которые им понравились).

Педагог приглашает к прилавку с матрешками и рассказывает: Русская матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Матрешку знают во всем мире. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе). Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись игрушки разного размера. Затем матрешек стали изготавливать и в других областях России. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты. Поэтому матрешки бывают разными, расписанные разными видами народного промысла. А сейчас нам ребята расскажут, какие виды матрешек бывают.

Презентация «Виды матрешек» (дети презентуют свои матрешки).

Ребенок: - Я хочу представить Сергиев-Посадскую (Загорскую) матрешку. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.

Ребенок: - А вот и Полховская матрешка. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод.

Ребенок: - Я представляю Семеновскую матрешку. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального дерева.

Ребенок: - А вот и Вятская матрешка. Она рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук украшены цветами (пионами, незабудками, розами). Ее особенность в том, что украшена аппликацией из соломы.

Ребенок: - Я хочу представить Тверскую матрешку. Она украшается золотым или серебряным узором. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.

Воспитатель: - Матрешку изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Как называют человека, изготавливающего матрешку? (мастер). Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Кто расписывает матрешку? (художник). Какие узоры используются? (Ответы детей)

- Для создания матрешки мастерам требуется немало умения, времени, терпения, доброты, любви, чтобы создать такую красоту.

Презентация оренбургских пуховых платков

Дети с воспитателем рассматривают пуховой платок, слушают отрывок песни «Оренбургский пуховый платок». Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Предлагается к просмотру презентация.

Ребята, а как назывались мастерицы, которые вязали платки? (вязальщицы). Какие узоры вы запомнили? (ответы детей).

Активное занятие. Этапы работы:

1. Подготовительный этап :

Разговор в круге. Воспитатель: Все виды народного промысла, которые мы видим на нашей ярмарке, требует от мастеров большого труда, много времени. Мастера вкладывали душу в свои творения. Недаром настоящих мастеров и рукодельниц любят и помнят долгие годы.

Дети садятся за столы.

Педагог предлагает детям открыть книгу для развития на стр. 5.

- Рассмотрите иллюстрации. К какому произведению эта иллюстрация? О каком ремесле говорится в сказке «Каменный цветок»? Какие качества помогли Данилушке стать настоящим мастером? Как вы думаете, почему Данилушко стал любимым учеником мастера? Объясните пословицу: «Каков мастер, такова и работа» (ответы детей).

Педагог предлагает детям открыть книгу для развития на стр. 14.

- К какому произведению эти иллюстрации? Расскажите о пути зернышка до рубашки.

Каких мастеров – умельцев вы еще знаете (Ответы детей)

Физкульминутка. Каждый мастер своего дела в совершенстве владеет инструментом. Каждому виду труда характерны определенные действия. Давайте поиграем в игру «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». Дети ведут хоровод и говорят: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем», останавливаются и изображают действия. Ведущий отгадывает.

Педагог приглашает детей за столы.

2. Основной этап.

Самостоятельно. Выполняем задание «Мастера и рукодельницы» на стр. 17. Воспитатель: Дети, вначале каждый из вас будет выполнять задание самостоятельно. Внимательно рассмотрите иллюстрации слева, на которых изображены мастера, а справа – их изделия. Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу. На это вам дается три минуты (время отслеживается по песочным часам).

Работа в паре. Педагог: Сейчас разделимся на пары и сделаем эту же работу в парах. Возьмите другую иллюстрацию. Вам нужно рассмотреть её, договориться и прийти к общему решению. Соедините линией те иллюстрации, которые выбрали вместе. Решите, кто из вас будет рассказывать о своей работе. На эту работу вам дается еще 3 минуты.

Экспертная оценка: Каждая пара представляет результаты совместной работы. Свое выступление начинают со слов: «Мы решили, мы думаем…». Дети дают оценку выступления пары. Педагог знакомит со своей экспертной оценкой и благодарит детей за дружную работу.

3. Рефлексия

Проводится в кругу.

- Мы сегодня с вами много говорили о творении мастеров и рукодельниц. Давайте подумаем о том, «Какими качествами должен обладать каждый мастер Каким мастерством вы хотели бы овладеть? Почему? (Ответы детей). Что вам понравилось на занятии? Что понравилось при работе в паре?

После занятия предложить детям нарисуют русские узоры на стр. 15 книги для развития.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-platki_h4fgd.pptx | 2765,51 Кб
 
Публикации по теме:

«Добрая книга». Активное занятие с родителями второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»«Добрая книга». Активное занятие с родителями второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Занятие проводится на основе книги для развития детей 3-4 «Добрая книга» Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

«Доброе слово». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки»«Доброе слово». НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования.

«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки»«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

«Ласковая песня». Конспект НОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные Истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

«Праздничная песня». Конспект ОД с детьми второй младшей группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

Конспект НОД «Мастера и мастерицы» для детей подготовительной группы к празднику «Рябинник»Конспект НОД «Мастера и мастерицы» для детей подготовительной группы к празднику «Рябинник» Цель: Создание условий для работы детей с природным материалом. Задачи: • Воспитывать любовь к родной природе и народным традициям через.

Конспект ООД с детьми 6–7 лет по программе «Социокультурные Истоки», «Мастера и рукодельницы». Воспитатель – Киселева Наталья Валентиновна ННОД (ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ) №6, февраль ННОД проводится на основе книги 4 для развития детей 6.

«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки»«Труд земной». Конспект занятия по программе «Истоки» Конспект по программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» воспитателя МБДОУ «Детский сад №13 «Колокольчик»» Жиделёвой М. Ю.

Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии»Конспект занятия из цикла «Истоки» для детей младшей группы «Едем в гости к бабушке Марии» .

Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май) Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Мастера и рукодельницы» по программе «Истоки» с детьми подготовительной группы
Опубликовано: 20 мая 2020 в 16:01
+51Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД