Конспект занятия НОД «Волшебная страна эмоций»

Валентина Арчумаева
Конспект занятия НОД «Волшебная страна эмоций»

Конспект занятия НОД. "Волшебная страна эмоций".

Информационная карта непосредственно образовательной деятельности по формированию умения распознавать эмоции

детей подготовительной к школе группы

Эмоции всегда с нами, и переживание эмоции

в значительной степени определяет

наше восприятие и интерпретацию

окружающего мира.

К. Э. Изард

Пояснительная записка.

В современном обществе, постоянно возрастают нагрузки на организм (увеличивающийся информационный поток, конкуренция, ответственность) и ребенку все тяжелее регулировать свое состояние, что неизбежно отражается на эмоциональной сфере, приводит к её нарушению, к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. В связи с этим особую значимость приобретает формирование у дошкольников умение распознавать и регулировать свое эмоциональное состояние разными способами и средствами.

Тема НОД: «Волшебная страна эмоций» (закрепление полученных знаний об основных эмоциях)

Цель: Развивать умение понимать свои чувства и чувства других, способствовать открытому проявлению эмоций социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими).

Задачи:

Образовательные:

• научить употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние

• научить детей различать эмоции по схематическим изображениям;

• научить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом;

• научить распознавать эмоциональное состояние по мимике

Развивающие:

• развивать умения понимать свои чувства и чувства других

• развивать навыки воображения, внимания

• развивать способность к эмпатии (сопереживанию)

Воспитательные:

• воспитывать дружелюбие и сплоченность в детском коллективе

Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное.

Тип НОД: закрепление полученных знаний

Интегрируемые образовательные области (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, восприятие текста, музыкальная, релаксационная.

Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):

- проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

- обладают установкой положительного отношения к миру, к другим людям и самому себе;

- активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; адекватно проявляет свои чувства,

- обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;

- достаточно хорошо владеют устной речью, может выражать свои мысли и желания, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;

- развита крупная и мелкая моторика; подвижны, владеют основными движениями;

- способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;

- проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонны наблюдать; знаком с произведениями детской литературы, дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;

Форма проведения НОД: подгрупповая,

Методы и приёмы: имитационные и ролевые игры;

психогимнастика;

- словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный, социальный, самоконтроля, взаимоконтроля, проблемно-поисковый;

-беседа, практическая деятельность, разъяснения, пояснения, инструктаж, дискуссия, ситуации занимательности и новизны, поощрение, создание ситуации успеха, выполнение заданий на смекалку,

Применяемые психолого-педагогические технологии: сказкотерапия, игротерапия, коммуникативная, здоровьесберегающая, развивающего обучения.

Предварительная работа: знакомство с основными эмоциями (радость, грусть, страх, злость, удивление).

Структура занятий.

Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.

1. Установление контакта.

2. Основная часть занятия, которая направлена на достижение цели и задач занятия

3. Релаксация

4. Рефлексия

5. Ритуал прощания.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный:

ноутбук, музыкальное сопровождение НОД на электронном носителе (музыка дождя, грозы, шум воды, пение птиц); демонстрационный материал: беседы по картинкам «Чувства, эмоции», мини- подушки, лежащим на ковре; магнитная доска; цветное изображение королевы эмоций; куклы-аппликации с эмоциями: радость, страх, грусть, обида, злость, удивление;

Раздаточный:

карточки «Азбука развития эмоций ребенка», рисунок ромашки с изображением эмоции, лепестки с пиктограммой эмоций для составления цветов.

Группа: подготовительная.

Количество участников: 4 ребенка

Время реализации: 30 минут.

Место реализации: музыкальный зал.

Педагог-психолог:

(Дети проходят в центр зала, встают в круг)

Здравствуйте, друзья! Дети, станьте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте теплоту ваших рук. Посмотрите в глаза друг другу и подарите самую теплую, самую нежную улыбку.

2. Вводно-организационный,

Ребята! Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. На конверте написано: «От королевы Эмоций, ребятам подготовительной группы» (открываем конверт). Нас приглашают в Волшебную страну, где правит королева Эмоций. Скажите, ребята, какие эмоции вы знаете?

Дети отвечают

Педагог-психолог:

Правильно. Верные подданные королевы — разные эмоции, которые тоже живут в той волшебной стране. Они расскажут нам о разных эмоциях: про радость, страх, удивление, спокойствие, гнев. Нам предстоит необыкновенное путешествие. Мы отправляемся в «Волшебную страну эмоций».

Поможет нам попасть туда волшебный клубок. Для этого надо произнести заветные слова друг другу:

Ты клубочек наш катись

в путь дорогу превратись.

Клубок указывает путь к королеве (на магнитной доске прикреплен рисунок королевы)

Педагог-психолог:

Отгадайте, ребятишки,

И девчонки, и мальчишки,

Эмоцию какую

Сейчас вам покажу я?

(показываю куклу с эмоцией радости)

Ответы детей. Куклы с эмоцией перечисленные далее, дети закрепляют на магнитной доске рядом с королевой.

Педагог-психолог: правильно, это радость! Предлагаю вам изобразить, как вы радуетесь при встрече с мамой, когда вам дарят подарки, когда вы идете в цирк. Хорошо.

Радость в гости к нам пришла

И игру нам принесла,

Позовем скорее в круг

И друзей, и подруг!

Игра "Да" и "Нет"

Дети садятся на стульчики. Педагог-психолог объясняет задание: если они согласны с утверждениями, то поднимают руки вверх и кричат "Да", если не согласны, руки лежат на коленях и кричат "Нет".

Педагог-психолог:

Есть ли в небе птицы? (да)

Есть ли шерсть у львицы? (да)

Есть ли крылья у теленка? (нет)

Есть ли клюв у поросенка? (нет)

Есть ли капля у воды? (да)

Есть ли двери у норы? (нет)

Есть ли хвост у петуха? (да)

Есть ли рифма у стиха? (да)

Есть ли глаз у скрипки? (нет)

Есть ли тут ошибки? (да)

Педагог-психолог: ребята, какие ошибки вы заметили? (ответы детей)

Молодцы, вы были внимательными, проходите на место.

На куклу посмотрите.

Эмоцию мне назовите…

(Показываю куклу с эмоцией гнева)

Ответы детей

Педагог-психолог: правильно, это гнев!

Я – страшный гнев,

Я – злостный гнев!

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена!.

Когда я злюсь – я так кричу

Дрожат вокруг все стены.

Педагог-психолог: дети, королева приготовила для вас задание. Разбейтесь на две команды. На столах лежат карточки с эмоциями. Ваша задача разложить на положительные и отрицательные эмоции. Справа положить положительные эмоции мы обозначим знаком +, слева отрицательные и обозначим знаком -. Будьте внимательными. Кто быстрее.

Молодцы. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Скажите, а как вы определили положительные эмоции и отрицательные?

Ответы детей. Правильно.

Посмотрите на эту картинку и составьте рассказ. Ответы детей.

Очень хорошо.

Педагог-психолог:

Идет к нам куколка другая

Посмотрите, же какая?

(Звучит страшная музыка. Показываю куклу с эмоцией страха)

Ответы детей

Педагог-психолог: правильно, это страх! Ребята, а как можно заметить, что человек испугался?

Ответы детей

Этюд «Ночные звуки»

Сейчас я вам расскажу одну историю, а вы попробуете ее разыграть, как настоящие актеры. Кошка, с котятами играли в лесу. Котята решили спрятаться от мамы-кошки. Спрятались и заблудились. Ночь застала их в лесу. Они идут по бурелому, перепрыгивают через кочки, раздвигают ветки (Дети повторяют движения за педагогом).

Поднялся ветер (сильно дуют в центр круга)

Пошел дождь… (звучит запись грозы, дети хлопают в ладоши и приговаривают «Кап-кап»,

Котята испугались и съежились (дети садятся на корточки)

Деревья громко стали скрипеть и гнуть ветки под напором ветра почти до земли (дети машут руками и наклоняются в разные стороны)

Перекликались филины «У-У» (дети ухают У-У)

Завывали волки «У-у-у-у» (дети воют у-у-у-у)

Где-то рычал медведь «э-э-э» (дети рычат низким голосом э-э-э, музыка затихает»

Солнце поднимается, утро начинается, кончилась гроза. Котята встали, увидели тропинку и прибежали домой. Котята обрадовались, стали улыбаться, обниматься, (дети радуются)

Молодцы, ребята, вы были как настоящие актеры.

Проходите на свои места. Составьте рассказ по следующей картинке. Правильно вы хорошо справились с заданием.

Педагог-психолог:

На куклу вы взгляните,

Эмоцию определите…

(Звучит необычная музыка. Достаю куклу с эмоцией удивление)

Ответы детей

Педагог-психолог: правильно, это удивление!

А сейчас внимательно послушайте стихотворение

Которое, вызовет у всех удивление!

Рано утром, вечерком

Поздно на рассвете,

Ехал дяденька верхом

В пряничной карете.

А за ним во всю прыть,

Прыгая шагами,

Волк старался переплыть

Миску с пирогами

Заяц на небо взглянул-

Там землетрясенье,

И из тучи на него

Капнуло варенье.

Спит в речушке рыболов,

Собирает сыр с кустов.

С зайцами пасут коров,

На лугу доят волов.

В пляс пускается медведь,

Стали тыквы песни петь.

Косят косари леса!

На снегу лежит роса!

А луна нам утром светит!

И конфет не любят дети!

Педагог-психолог:

Вот это да!

А бывает так друзья?

Вы удивились дети?

Давайте рассмотрим еще одну картинку и составим рассказ. Приведите примеры, чему удивлялись вы.

Педагог-психолог: Ребята вы много уже назвали эмоций, чтобы узнать следующую эмоцию вы должны выполнить задание. Я раздам вам конверты, вы их откройте и посмотрите, что там лежит. Правильно, это цветы, какие они? Ответы детей.

Сейчас вы к этим эмоциям подберете лепестки, которые обозначены эмоциями. Приступайте к заданию (дети подбирают лепестки и выкладывают цветы)

Какие молодцы. Проверьте, правильно подобрали лепестки. Красиво получилось? Как вы думаете, на что это похоже? Правильно на полянку.

Педагог-психолог: осталась последняя эмоция и она…. Показываю куклу, правильно, это спокойствие!

Звучит спокойная музыка. Ответы детей

По безмятежной глади моря

Спокойно парусник плывет.

Спокойствие царит повсюду.

Добро пожаловать!

Оно нас ждет.

- Дети, вам понравилась сказка? Вы были очень внимательны, молодцы! Устали? Давайте отдохнем. Расслабьтесь, сделайте короткий вдох носом и длинный выдох через рот, губы трубочкой. (3 раза) Возьмите подушечки и ложитесь на ковер, так чтобы вам было удобно, будьте спокойны. Я включу музыку.

Релаксация «В лесу».

Цель: психоэмоциональная разгрузка.

Закройте глаза. Представьте лес: деревья, кусты, цветы. Вы слышите пение птиц, шелест травы. Солнышко через листочки своими нежными лучиками греет ваши щечки, ручки, ножки. Теплый ветерок как будто окутывает вас одеялом. Вам легко и приятно. Прислушайтесь, Королева эмоций прощается с Вами, она машет Вам рукой и говорит вам до свидания, до свидания… Спокойно лежите еще немного.

А теперь можете открыть глаза, встали. Мы в детском саду.

Педагог-психолог:

Вот и кончилось занятие,

Наступил прощанья час.

Вы скажите откровенно

Вам понравилось у нас?

Ответы детей

Педагог-психолог:

Давайте вспомним, какие эмоции живут в волшебной стране? И что вам понравилось?

(Ответы детей)

Педагог-психолог:

Подошло к концу наше приключение.

Королева эмоций дает вам наставление:

Быть добрым, без каприз

И дарит вам сюрприз.

(Детям раздаются подарки)

Пора нам возвращаться

Осталось попрощаться!

До свидания.

(Звучит музыка. Дети машут рукой, прощаются с гостями)

Литература:

1. Иванова Н. В. «Социальное развитие детей в ДОУ» 2008 г.

2. Кайль Д. Г. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет» 2015 г.

3. Кряжева Н. «Радуемся вместе» 2006 г.

4. Лебедева М. «Азбука развития эмоций ребенка» Развивающие карточки 2011 г

5. Ошкина А. А. «Формирование эмоциональной саморегуляции у старших дошкольников» 2015г.

6. Фесюкова Л. Б. Беседы по картинкам «Чувства, эмоции» демонстрационный материал 2014 г.

7. Рисунки с интернет ресурса.

Самоанализ открытого НОД «Волшебная страна эмоций»

с детьми подготовительной к школе группы

педагога-психолога Арчумаевой Валентины Геннадьевны

Тема данного занятия выбрана неслучайно. Развитие ребенка, тесным образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Дети дошкольного возраста не могут управлять своими чувствами, а это приводит к неадекватному поведению, нарушению коммуникативных навыков. Самому ребенку трудно разобраться в своих чувствах и переживаниях. Ему необходимо помочь научиться понимать свое состояние и переживания, учить контролировать свое поведение.

Однако ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.

Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. Сказки играют исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги, страхи и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.

Для решения этой задачи и была выбрана тема занятия «Волшебная страна эмоций», с которой мы вместе с детьми приобрели знания и научились их распознавать и применять.

На занятии применила технологии:

сказкотерапия с помощью, которой дети смогли почувствовать и пережить страх и радость.

игротерапия помогла детям сплотиться и быть одним целым, проиграть каждую эмоцию

развивающего обучения при выполнении заданий на развитие речи, внимания и памяти. Рассказ по картинке, игра "Да" и "Нет", прослушивание стихотворения на удивление,

здоровье-сберегающая это дыхательная и физическая гимнастика,

исследовательская (частично) дети провели исследования всех эмоций

Цель достигнута. Я считаю, что мне удалось привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. Обогатить представления об эмоциональных состояниях.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие «Страна эмоций» с педагогом-психологом и инструктором по физической культуре для детей старшей группы Задачи: психологические - учить определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; - помочь детям.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Волшебная страна здоровья» Цель: Формировать представления детей о зависимости здоровья. Учить детей заботиться о своем здоровье, Объяснить им, какой вред приносят.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Волшебная страна Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счёта в пределах 10; умение находить определённое количество предметов соответствующей.

Конспект занятия «Волшебная страна» Воспитатель приглашает детей занять свои места на ковре. (полукругом на стульчиках) Воспитатель: Ребята, сегодня у нас есть возможность.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Волшебная страна-математика» Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: «Волшебная страна-математика». Задачи. Образовательные: закрепить цифры, навыки.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Волшебная страна Грамматика» Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Волшебная страна Грамматика» Учитель-логопед Назмутдинова Л. Б. Цели: Поддерживать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №2 «Волшебная страна сказок» 1. Продолжать учить детей самостоятельно придумывать окончание сказки (продолжение сюжета, воображаемые действующие лица). Опираясь на тему,.

Конспект занятия «Театр-волшебная страна!» Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе «Театр - волшебная страна» Цель: Развитие речи и познавательной активности.

Конспект «Волшебная страна-подводное царство. Осьминог» Пояснительная записка Занятие «Волшебная страна – подводное царство. Осьминог» подготовлено для проведения в подготовительной группе по.

Конспект занятия «Волшебная Страна слов» Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе — Волшебная Страна слов Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Конспект занятия НОД «Волшебная страна эмоций»
Опубликовано: 20 мая 2017 в 20:57
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о подарке маме на 8 марта «Роспись кухонной дощечки-хохлома» в старшей группе
Фотоотчет: Подарок маме на 8 марта! « Роспись кухонной дощечки- хохлома» старшая группа. Одним из самых старинных промыслов художественно-прикладного...
Фотоотчёт «Подарок для мам»
Вот и пришла долгожданная весна, которая принесла нам отличное настроение, море положительных эмоций и замечательный женский праздник – 8 марта! В этот...
Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте»
Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания, возникающие...
Фотоотчёт о наблюдениях за изморозью на ветвях деревьев
Изморозь, которую мы наблюдали в то теплое утро, после морозной ночи, напомнила нам морозные узоры на зимних расписных окнах, чудные кристаллы были похожи на...
Проект «В гости к нам пришла весна» (подготовительная группа общеразвивающей...
Карелина Елена ( подготовительная группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина Е. А, музыкальный руководитель...