Ольга Ефремова
Конспект занятия «О дереве и деревянном»
▼ Скачать + Заказать документы
Название занятия : «О дереве и деревянном».
Место проведения: групповая комната
Время проведения: 10.15
Длительность: 25 минут
Материал и оборудование:
- емкости с водой, стакан, банка, мыльница, лупа,
- гвоздь, ножницы, болт, перочинный ножик для воспитателя
- тетрадь, карандаш, ручка, газета, кисточка, линейка, краски, кисть
- матрешка, пирамидка, мячик, машинка
Публикация «Конспект занятия „О дереве и деревянном“» размещена в разделах
- деревянная ложка, деревянные брусочки, срезы дерева,
- конверт с письмом, мини-книжки.
Предварительная работа:
а) целевая прогулка по детскому саду на рабочее место плотника;
б) в совместной деятельности: отгадывание загадок, ребусов о деревьях и
предметах из дерева;
в) участие детей и родителей в совместном проекте, результатом которого стало изготовление мини-книжки «Что я знаю о деревьях».
Программные задачи:
• расширить представление о материале;
• развивать умение определять и анализировать свойства и качества материала, его особенности; взаимодействие с другими материалами;
• развивать речь детей через привитие навыков составления проблемных вопросов;
• развитие словарного запаса, путем введения новых слов: свойства, опыт;
• развитие у детей познавательного интереса к предметному миру, использовать опыт для нахождения истины;
• воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда, бережное отношение ко всему, что их окружает;
• воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы.
Ход занятия:
Воспитатель, подключаясь к группе играющих детей, предлагает подойти к столу.
На столе лежат предметы: гвоздь, тетрадь, карандаш, ручка, ножницы, матрешка, стакан, пирамидка, мячик, банка, газета, кисточка, линейка, машинка, болт, мыльница, деревянная ложка,
Воспитатель: У меня на столе много разных предметов. Назовите их. (Дети называют предметы, воспитатель предлагает сказать, для чего тот или иной предмет нужен.) Ребята, попробуйте все это назвать одним словом.
Дети: вещи, предметы.
Воспитатель: Нам нужно из всех представленных предметов выбрать те, которые можно объединить в одну группу. А какие предметы будем объединять, вы узнаете, отгадав загадку.
Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Дерево.)
Воспитатель: Из какого материала должны быть предметы? (Из дерева)
Воспитатель: Если предмет из дерева, то какой он? (Деревянный)
Дети отбирают деревянные предметы.
Дидактическая игра на развитие внимания “Найди предметы из дерева”.
Воспитатель: Ребята, найдите предметы в нашей группе, сделанные из дерева.
(Дети в окружающей обстановке находят предметы из дерева и называют их.)
Воспитатель: вы очень внимательны и поэтому назвали все предметы из дерева.
Воспитатель: Ребята, вместе с родителями вы делали мини-книжки, в которых записывали и зарисовали все свои наблюдения о деревьях. Они лежат у вас на столах. Пройдите к столам.
Воспитатель: Как вы добывали информацию для этих книжек?
Дети: Ходили на экскурсию в лес, читали с родителями книги, рассматривали энциклопедии.
Воспитатель: Может кто-то из вас узнал что– то интересное о деревьях и готов поделиться?
Лера: Я узнала от мамы, что возраст дерева можно узнать по количеству колец на пеньке. Два соседних кольца: темное и светлое, соответствует одному году роста. В лесу я нашла пенек и узнала, что дереву было 10 лет, когда его срубили. Этот пенек я нарисовала в книжку.
Воспитатель: Дети, у вас на столах лежат спилы дерева. Давайте посчитаем, сколько лет было дереву?
Дети: пять лет.
Воспитатель: Как вы определили?
Дети: посчитали количество колец.
Воспитатель: Какие еще сведения вы узнали о дереве?
Лиза: А я узнала, что широкое светлое кольцо возникает весной, когда дерево интенсивно растет. Узкое, темное - в летние месяцы, когда рост замедляется.
Данил: Я узнал из энциклопедии, что кольца на пеньке могут рассказать о погоде, которая была в том или ином году. Очень широкие «весенние» кольца говорят о теплой и влажной весне. В эти годы дерево росло особенно быстро. Если вы заметите узкие кольца, значит, весна была трудной.
Воспитатель: Спасибо, друзья, что вы узнали и рассказали так много интересного о дереве.
Воспитатель: Ребята, для чего нужны деревья, чем они полезны?
Дети: Они помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, украшают природу, сохраняют тень в жаркий день.
Воспитатель: А чем дерево может нам помочь? Какие предметы изготавливают из дерева?
Дети: Из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.
Воспитатель: Как называется профессия людей, которым для работы необходим материал-дерево?
Дети: Плотник.
Воспитатель: А теперь выберите любой предмет и назовите, из какого материала он сделан.
(Дети берут предмет со стола и называют материал, из которого он сделан: матрешка, пирамидка, мячик, машинка и др.).
Раздается стук в дверь. Входит почтальон Печкин и передает письмо.
Воспитатель читает письмо.
Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться. Что делать? Ребята, помогите найти решение. Мальвина.
Дети высказывают предположения. Если кто-либо не высказывает версию о том, что Буратино думает, как ему перебраться через реку (ведь плавать он не умеет, то воспитатель подводит детей к формулировке проблемы.
Воспитатель: «Как переплыть реку, если не умеешь плавать?».
Дети предлагают различные варианты решения проблемы, выдвигают гипотезы и все вместе анализируют их.
Гипотезы: построить лодку, но это долго; попросить кого-нибудь его перевезти, но рядом никого нет; может, он не утонет, он же деревянный.
Последнюю гипотезу воспитатель предлагает проверить.
Воспитатель: А как нам проверить тонет ли предмет из дерева?
Дети: Провести опыт, эксперимент.
Воспитатель: Опыт – это наблюдение за предметом в разных условиях, чтобы изучить его.
Воспитатель: А что необходимо для опыта?
Дети берут деревянные предметы, наливают в тазики воду и проводят эксперимент.
Воспитатель: Что вы наблюдаете? Что можно сказать о деревянном предмете, который находится в воде? Он тонет в воде?
(Проделав опыт, дети делают вывод: дерево в воде не тонет, значит, и Буратино не утонет, доплывёт, потому что он деревянный).
Воспитатель: Что же мы посоветуем Буратино?
Дети: Прыгнуть в речку и быстро ее переплыть. В школу Буратино успеет вовремя.
Воспитатель: А что же делать с одеждой Буратино? (Если дети не догадаются, то можно предложить свой вариант: сложить одежду и Азбуку на лист кувшинки)
Воспитатель: Мои исследователи, о каком же свойстве дерева мы узнали?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Воспитатель: Ребята, какие деревья вы видели в лесу, кода гуляли с семьей?
Какие из них вы нарисовали в своей мини – книжке?
Дети: береза, тополь, сосна, ель, дуб.
Воспитатель: Давайте представим себя деревьями.
Проводится физкультминутка.
Во дворе стоит сосна.
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она.
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)
Ветер сильный налетал,
Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)
Ветки гнутся взад-вперёд,
Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)
Будем вместе приседать —
Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)
Мы размялись от души
И на место вновь спешим. (Дети идут на места.)
Воспитатель: А сейчас я хочу вновь пригласить в нашу лабораторию. Опустите брусок в воду, попробуйте рассмотреть сквозь брусок, что вы заметили? Какой вывод сделаем?
Дети: дерево непрозрачное.
Воспитатель: Один брусок мы оставим в воде и в конце нашего занятия мы посмотрим, изменилось что-то или нет. А теперь скажите, какая поверхность у деревянного бруска?
Дети: шероховатая или гладкая.
Воспитатель: Проведите гвоздиком по поверхности дерева. Что осталось на дереве?
Дети: отпечаток, отметка.
Воспитатель: Посмотрите сквозь лупы на спилы. Что вы замечаете?
Дети: каждое дерево имеет свой рисунок
Воспитатель: Как узнать поддается ли дерево обработке : его можно пилить, что-то вытачивать?
(Воспитатель показывает изделия, которые сделаны из дерева, сама демонстрирует вытачивание из дерева бруска, используя перочинный ножик)
Воспитатель: Хорошо поддается обработке дерево? Деревянные предметы можно пилить? Можно из них что-то вытачивать?
Дети: можно пилить и вытачивать из него тоже можно.
Воспитатель: У вас на столе лежат краски и кисть и деревянные бруски. Как вы считаете можно ли покрасить предметы из дерева?
Дети: можно
Воспитатель: Давайте попробуем покрасить брусок. Цвет краски выберите сами.
Воспитатель: Скажите, ребята, хорошо окрашивается?
Дети: Да.
Воспитатель: А что у нас случилось с брусочком, который остался лежать в воде?
Дети: намок, стал сырой, впитывает воду.
Какой вывод мы сделаем?
Воспитатель: Поглощает влагу и от этого меняются в размере.
Воспитатель: Какие свойства дерева мы узнали, проделав эксперименты?
Ответы детей: Дерево не тонет в воде, но впитывает ее, увеличиваясь в размере. Не прозрачное и хорошо окрашивается. Дерево можно распилить, оно имеет рисунки на спилах.
Дидактическая игра с мячом «Наоборот».
Воспитатель: Встаньте в круг и мы поиграем в игру: «Наоборот». Я бросаю мяч и называю одно свойство, а вы отвечаете противоположное.
(Гладкий-шероховатый, тонет-плавает, тяжелый-легкий, твердый-мягкий, прочный-хрупкий).
Воспитатель: А теперь скажите, зачем людям знать свойства материала?
Дети: Люди знают разные свойства материалов и поэтому делают разные предметы, которые им нужны.
Воспитатель: А как трудно сделать вот такие красивые деревянные ложки, матрешки. Сначала их нужно вырезать, а потом покрасить. Чтобы все эти предметы долго служили людям, надо очень бережно к ним относиться: ведь, чтобы сделать их, человек затратил очень много труда. Я думаю, что вы все будете бережно относиться ко всему, что нас окружает.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что вы узнали нового на занятии? Что было интересного?
Выслушиваются мнения детей.