Ибатуллина Гулнара Рифгатовна
«Воздух и его свойства». Конспект занятия по образовательной области «Познание» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе.
Задачи: Сформировать у детей познавательный интерес к воздуху и его свойствам.
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами (невидим, лёгкий, прозрачный, упругий, занимает место, не имеет запаха, ролью воздуха в жизни человека и живых организмов.
Публикация «„Воздух и его свойства“, Конспект занятия по образовательной области „Познание“ в средней группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Развивать у детей мыслительные операции, познавательный интерес, наблюдательность, умение делать выводы, эмоции, воображение.
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. Расширять и активизировать словарь детей.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Активизация словаря: бесцветный, невидимый, упругий.
Индивидуальная работа: Воспитывать аккуратность при работе с водой, трубочкой, умение довести начатое дело до конца.
Предварительная работа: наблюдения на улице, игра «мыльные пузыри», чтение художественной литературы.
Материалы и оборудования к занятию:
- халаты;
-зеркала на каждого ребенка
- миски с водой;
- стаканчики с кипяченой водой;
- трубочки по количеству детей;
- воздушные шары по количеству детей;
- яички из - под киндер сюрприза;
-бумажные полотенца.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня я предлагаю вам выступить в роле учёных и заняться исследованиями и приглашаю вас в лабораторию. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Правильно, это воздух! Для чего нужен воздух?
Дети: Дышать, шарик надувать, жить…
Воспитатель: А мы видим воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как ты думаешь, если мы не видим воздух, какой он?
Дети: Он невидимый, прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: Повторите. Кому нужен воздух?
Дети: Человеку, животным, насекомым, растениям.
Воспитатель: Как вы думаете, где находится воздух?
Дети: Воздух есть везде - на улице, в комнате…
Воспитатель: Интересно, внутри нас есть воздух?
Дети: Да.
Опыт 1
Воспитатель: Я предлагаю проверить. Повторите всё, что я покажу. Положите руку на грудь и сделайте глубокий вдох. Что происходит когда вы вдыхаете?
Дети: Поднимается грудь.
Воспитатель: Значит, когда мы вдыхаем, воздух занимает внутри нас место. А что происходит, когда мы выдыхаем?
Дети: Воздух выходит из груди.
Воспитатель: А сейчас попробуйте вдохнуть воздух и выдохнуть на свою руку. Что интересного вы заметили?
Дети: Рукам стало тепло.
Воспитатель: Правильно из нас выходит теплый воздух. Почему он теплый?
Дети: Он согрелся внутри нас.
Воспитатель: Сейчас возьмите осторожно зеркала. Вдохните глубоко воздух и выдохните его на зеркало. Что произошло с зеркалом?
Дети: Зеркало запотело.
Воспитатель: Правильно. Это произошло, потому что зеркало было холодное, а воздух, который выходил из нас – тёплый. Дети, теперь аккуратно положите зеркала на край стола и скажите, сейчас какое время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года было до весны?
Дети: Зима.
Воспитатель: Правильно. На улице, когда замерзали руки мы дули на руки и грели, помните?
Дети: Да.
Опыт 2 «Воздух в человеке»
Воспитатель: Я предлагаю вам взять баночки с водой и трубочки. Повторите точно всё за мной. Подуйте в трубочку. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Пузырьки – это воздух. Откуда они появились?
Дети: Из нас.
Воспитатель: Значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Уберите на место баночки с водой и положите трубочки. Физкультминутка
Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединённых ребром друг другу)
Фартук- друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок (повороты головы в стороны)
Ты работу завершил? Всё на место положил? (шаг на месте).
Опыт 3 «Утонет - не утонет»
Воспитатель: Возьмите мисочки с водой и яички из- под киндер сюрприза. Посмотрите, что находится в яичке.
Дети: Нечего там нет, пусто.
Воспитатель: Хотите, проверим. Возьмите яйцо и положите в миску с водой. Что интересного вы заметили?
Дети: Яйцо плавает.
Воспитатель: Попробуйте утопить его. Как вы думаете, что происходит?
Дети: Яйцо не тонет.
Воспитатель: Попробуйте ещё раз.
Дети: Не получается.
Воспитатель: А вы знаете, что в яйце есть воздух, он легче чем вода и поэтому не тонет.
Опыт 4 «Поймай воздух» (с полиэтиленовыми мешочками)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, можно ли поймать воздух?
Дети: Можно поймать.
Воспитатель: А как? Руками? (хлопает в ладоши) Нет, не поймала? Дети попробуйте поймать. Ртом? (открывает и закрывает рот) Поймала. Попробуйте поймать ртом. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые мешочки. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. А ещё он какой?
Дети: Лёгкий, он пустой.
Воспитатель: Правильно. Теперь мы набираем в мешок воздух и закручиваем его. Как вы думаете, мы поймали воздух?
Дети: Да, поймали. Мешочек стал больше, он надулся, как шар. Воздух занял место в мешочке.
Воспитатель: Почему же внутри мешочка мы ничего не видим?
Дети: Он прозрачный.
Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо было поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. В каких предметах, с которыми вы играете есть воздух.
Дети: В мячике, в шарике, надувном матраце, надувном круге, нарукавнике.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам понравилось, как вы сегодня занимались на занятии?
Дети: Да.
Воспитатель: Как много мы сегодня узнали о воздухе!
Чем мы дышим?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: Где воздух бывает?
Дети: Везде: в мячике, в шарике, в нас, в надувном матраце…
Воспитатель: Для кого нужен воздух?
Дети: Для людей, животных, растений…
Воспитатель: Дети, я благодарю вас за помощь. На память я дарю вам воздушные шарики. Пощупайте, какой он упругий. И нам пора сказать до свидания. Скорей оденемся и пойдём на улицу - дышать свежим воздухом!