Татьяна Барбакова
Конспект ООД для детей старшей группы по ФЭМП в старшей группе «На помощь Маше»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия организованной образовательной деятельности
для детей старшей группы
по формированию элементарных математических представлений
с элементами дидактической игр
Тема: «На помощь Маше»
Цель:
• формировать элементарные математические представления;
Публикация «Конспект ООД для детей старшей группы по ФЭМП в старшей группе „На помощь Маше“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
• совершенствовать знания о геометрических фигурах.
Образовательные задачи:
• закрепить знания о времени года и сезонных изменениях;
• систематизировать знания детей, посредством дидактических игр и игровых заданий;
• закрепить представления детей о геометрических фигурах: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник;
• закрепить знание основных цветов синий, желтый, красный, зеленый;
• совершенствовать счетные навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
• упражнять в умении работать с опорными схемами;
• поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость, целеустремлённость.
Развивающие задачи:
• развивать у детей память, внимание, мышление, любознательность, взаимопомощь;
• развивать самостоятельность и желание добиваться положительного результата в работе;
• развивать мелкую моторику рук;
• способствовать развитию коммуникативных навыков, навыков свободного общения с взрослым.
Воспитательные задачи:
• воспитывать устойчивый интерес к математике, двигательной активности;
• воспитывать самостоятельность, трудолюбие и аккуратность при выполнении заданий;
• воспитывать навыки культуры поведения и общения со сверстниками, проявления доброжелательного отношения друг другу, взаимопомощь и взаимовыручку.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты:
• дети имеют представление о геометрических фигурах, владеют прямым и количественным счетом до 10.
Демонстрационный материал:
• письмо от Маши, билеты на поезд.
Раздаточный материал:
• геометрический пенал на каждого ребенка набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрические фигуры, карандаши, карточки с числовыми домиками, карточки с цифрами, раздаточный математический материал, геом. Фигуры, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня я шла на работу и увидела поляну с красивыми цветущими цветами Над цветами летали бабочки,жуки. может такое быть? ,а почему не может? (ответы детей :о времени года, о сезонных явлениях природы) Правильно все это, я придумала.
Сегодня пришло к нам письмо давайте прочитаем: нам пишет Девочка Маша из сказки «Маша и медведь». Маше нужна помощь, на день рожденье Медведь подарил ей красивые картинки, но она не знает как в них играть, и она просит приехать нас, чтобы мы ей рассказали и показали». Ну что поможем Маше (ответы детей) Тогда в путь, но на чем же нам отправиться? (Предложения детей) Давайте поедем к Маше на поезде? Согласны? Но для этого надо купить билеты, а билеты у нас непростые.
— Дидактическая игра «Билет на поезд»
— Что нужно сделать, прежде чем сядем в поезд? (Купить билет.)
— Где покупают билеты? (В кассе.)
— Как называется человек, который продает билеты? (Кассир.)
— Сколько билетов нужно купить, если вы хотите поехать все
вместе? (Столько же, сколько детей.)
.Дети самостоятельно покупают билеты. Воспитатель-проводник проверяет билеты около поезда.
И просит сказать, что
и в каком количестве нарисовано на билете. Ответ должен звучать
так:
У меня нарисовано: 4квадрата или 5 треугольников. Проводник забирает билет.
Все пассажиры на местах, билеты проверены — можно ехать.
— Посмотрите направо (налево). Дети поворачивают головы направо
(налево).
Воспитатель: Вот мы и приехали! Устали сидеть, давайте разомнемся.
Физкультминутка:
На дворе у нас мороз,
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Надо ножками потопать,
И ладошками похлопать. (Дети хлопают себя ладонями по плечам и топают ногами.)
А теперь представим лето.
Речка солнышком согрета.
Мы плывём, плывём, плывём,
Дно ногами достаём. (Плавательные движения руками.)
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке. (Ходьба на месте.)
Воспитатель: Ребята посмотрите у нас на пути река. А как нам перебраться через реку?
(Дети могут предложить переплыть на лодке, перебраться через реку
вплавь и т. п. Не отвергая детских вариантов, воспитатель подводит их
еще к одному варианту - построить мост)
Воспитатель, показывая на квадраты и прямоугольники, говорит
детям, что это дощечки, из которых можно построить мост. Но для
строительства нужно взять дощечки на которых написаны цифры,чтобы он был крепким надо положить дощечки с цифрами по порядку. Дети выкладывают дощечки с цифрами и называют порядковый счет. Дети и воспитатель переходят через реку. Они оказываются на красивой поляне.
Дидактическая игра «Цветочная полянка»
На полу разложены вырезанные из картона цветы красного, желтого, зеленого и синего цвета.
Воспитатель: Давайте соберем три букета разных цветов (дети собирают цветы в букеты одного цвета) чтобы в одном букете было 3 цветка, а во втором на 2 больше чем в первом, третий букет будет таким как первый
Воспитатель: Послушайте, мне кажется, что кто-то плачет. Как вы думаете, кто и
почему может плакать в лесу?
(Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель подводит
их к тому, что кто-то заблудился.) Он выставляет на фланелеграфе
изображение человечка.
Дидактическая Игра «Прямоугольник и квадрат»
Воспитатель: Ребята давайте поможем найти домик человеку
А как вы думаете, мы сможем так ему помощь?
Воспитатель ставит человечка на квадрат. Высота человечка, стояще-
го на квадрате, не должна превышать высоты елки.
Воспитатель: Увидел человек свой дом?
Воспитатель: Почему он не смог этого сделать? (Потому что елка выше
человечка, стоящего на квадрате.)
Потом человечка ставят на прямоугольник, но он тоже ничего невидит
Воспитатель: Что делать?
Воспитатель заинтересованно выслушивает версии всех детей,
поддерживает их, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Он
подводит детей к тому, что надо повернуть прямоугольник на бок. Если
дети сами не выскажут такого предложения, можно задать им наводящие-
вопросы:
Воспитатель: Давайте попробуем повернуть квадрат (переворачивает). Что-то
изменилось? (Нет.)
Воспитатель: Жаль, что у квадрата все стороны одинаковые! А у второй фигуры тоже одинаковые? (Нет.)
Что же получится, если ее перевернуть?
Чем это поможет?
Воспитатель переворачивает прямоугольник, ставит на него человечка
и хвалит детей :
Воспитатель: Молодцы! Вот вы как замечательно придумали! Ну что жеребята пойдемте дальше, Маша нас уже ждет.
Дети приходят к Маше в гости (Садятся за столы, на которых лежат карточки с домиками для определения чисел соседей и карточки соотношения чисел.)
Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибают пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«идут» по столу указательными и средними пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(«крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли.
(отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли.
(движения воображаемой ложкой; руки подщёку)
Дидактическая игра «Числа-соседи»
Дети вставляют карточки с цифрами в пустые окошки.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5;
какое число вы поставили между числами 7 и 9;
какое число вы поставили между числами 1 и 3;
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 5, 9;
Назови число, которое больше числа 8 на 1;
Назови число, которое больше числа 4 на 1;
Назови число, которое больше числа 7 на 1;
Мультимедийная минутка: Гимнастика для глаз
Воспитатель: Ребята Маша порвала бусы, давайте поможем их собрать.
Дидактическая игра: Собери бусы.
Дети собирают бусы (на столе лежат геометрические фигуры, из которых дети под диктовку воспитателя собирают бусы на бумаге)
Дидактическая игра: Найди столько же предметов (счет от 1 до 10)
Дети на карточке соотносят с число и предметом.
Воспитатель: За то что вы показали Маше как надо играть с каточками она говорит вам спасибо. Ну, а нам пора отправляться домой.
Переходя через реку, спрашивает вспомнить обратный счет (Дети хором вспоминают обратный счет.)
Дети садятся в поезд.
Дидактическая игра «впереди», «сзади», «между»
закрепить умение правильно понимать смысл» и грамотно употреблять их в речи,
развивать фантазию, воображение, речь.
Воспитатель рассаживает детей по вагонам, используя слова «впереди», «сзади», «между».
— Маша поедет впереди Сережи, Настя — между Машей и Сережей,
Вова — позади Андрея и т. д.
Воспитатель: Садимся на свои места.
Поезд возвращается в детский сад под музыку из мультфильма «Поезд из Ромашкова»
Итог занятия.
Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя.
— Где вы сегодня побывали?
— Понравилось ли вам на занятии?
— Что вам показалось интересным?
— Что было наиболее трудно?