Наталья Андреева
Конспект занятия «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Перелетные птицы»
Задачи совместной деятельности взрослого и ребёнка:
Речевое развитие:
1. Развивать связную речь детей, их речевое творчество через практическую деятельность;
2. Учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем мире;
Познавательное развитие:
1. Закрепить знания признаков осени с помощью мнемотаблицы.
Публикация «Конспект занятия „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
2. Расширить представления детей о перелётных птицах.
Социально – коммуникативное развитие:
1. Развивать умение ребёнка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; развивать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
Художественно – эстетическое развитие:
1. Развивать эмоционально – эстетическую реакцию на красоту осенней природы, воспитывать желание заботится о птицах.
Физическое развитие:
Способствовать сохранению физического и психического здоровья детей через организацию разумного чередования статических и динамических видов деятельности.
Активизация словаря: перелетные и зимующие птицы, лететь клином, лететь стайкой.
Предварительная работа:
Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок; отгадывание загадок о птицах; пальчиковые игры; дидактические игры: «Чье гнездо», «Кто лишний», «Летает – не летает», «Кто за кем летит?», «Чья семья?»
Демонстрационное оборудование:
Картинки с изображением перелетных птиц, мнемотаблица «Осень», аудиозапись голосов птиц (кукушки, ласточки, аиста).
Ход ООД
Организационный момент.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Е. Трутневой «Утром мы во двор идем»
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
• Дети, о каком времени года говорится в стихотворении?
Ответы детей: /Об осени/
• Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени?
Ответы детей: /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы, солнце светит меньше, дуют сильные ветры, насекомые прячутся/.
Воспитатель вывешивает мнемотаблицу «Осень» и дети повторяют признаки осени.
• А как называются птицы, которые улетают в теплые края?
Ответы детей: /Перелетные /
• Как называются птицы, которые остаются зимовать?
Ответы детей: /Зимующие/
• Знаете ли вы перелетных птиц? Назовите их.
Ответы детей: /Ласточка, дятел, грач, аист, кукушка, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
(показ иллюстраций птиц)
• Сейчас мы с вами отправимся в сказочный лес (дети идут под музыку «по тропинкам леса» .
• А загадки вы отгадывать умеете? Отгадайте, о каких птицах эти загадки?
1. Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
/Кукушка/
• Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
/Ласточка/ /включается аудиозапись/
• Ласточка - перелетная птица. Окраска верха темно-бурая, снизу - белая, с бурой поперечной полосой на груди. Хвост длинный, с глубоким вырезом посередине. Питаются ласточки хорошо летающими насекомыми: мухами и комарами, жуками, бабочками, стрекозами. Изредка добычей становятся также пауки и гусеницы.
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
/Аист/ /аудиозапись/
• Аист - это крупная перелётная птица, на высоких ногах, с длинной шеей и длинным клювом. Цвет оперения преимущественно белый, концы крыльев блестящие, чёрные. Клюв и ноги красные. Эта птица не только не боится человека, но и охотно селится рядом с ним. С давних времён люди верили, что, если во дворе поселились аисты, это к счастью. Аисты предпочитают устраивать гнёзда на крышах домов, больших сараев, на высоких деревьях в садах или парках.
• Кукушка, ласточка и аист – это перелётные птицы.
• А сейчас и мы с вами превратимся в птичек:
Физкультминутка Птицы
Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками)
Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой)
Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину)
Очень бесшумно на воду садятся (Садятся)
Дети возвращаются на свои места (под спокойную музыку)
• Дети, а почему птицы улетают в теплые края?
Ответы детей: /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/
• А как же они находят дорогу на юг и обратно?
ответы детей:/не знаем/.
• Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например журавли, выстраиваются «клином», в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Педагог: Сейчас мы с вами поиграем:
Упражнение «Отгадай и присядь»
• Дети, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц. Если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной - поднимаете руки вверх. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др).
Анализ занят
ия:
Дети, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
О каких новых перелетных птицах вы узнали?
Что интересного мы узнали о кукушке?
Как птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
Ребята, мне понравилось, как вы внимательно слушали, отвечали на вопросы, думали и отвечали полными предложениями. Молодцы!