МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме «Зима»

Мария Меньших
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме «Зима»

Цель: закрепить знания и представления детей по теме «Зима».

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

- Расширить и активизировать словарь по теме «Зима».

- Совершенствовать грамматический строй речи.

- Учить существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Учить отвечать на вопросы полным предложением.

- Учить подбирать слова – признаки и слова – действия.

Коррекционно – развивающие :

Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме „Зима“» размещена в разделах

- Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.

- Развивать общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.

- Развивать творческое воображение.

Коррекционно – воспитательные:

- Формировать навыки : сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности,

- способствовать воспитанию чувства уважения друг к другу;

Предварительная работа: Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. чтение рассказов и стихов о зиме, рассматривание картин о зиме, наблюдения на прогулке.

Оборудование: «Волшебный сундучок», карточки - картинки с изображением зимы, зимних забав, зимней одежды, зимующих птиц, снежинки по количеству детей.

Методические приемы:

1. Словесные – вопросы, объяснения, словесная игра, отгадывание загадок, составление предложений, составление рассказов. Сюрпризный момент – волшебный сундучок.

2. Игровые методы и приемы обучения- дидактические игры «Назови признаки зимы», «Назови ласково», «Скажи наоборот». «Четвертый лишний», «Доскажи словечко»

Словарная работа:

Упражнять детей в правильном подборе слов - признаков, слов – действий к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову снег. Формировать грамматически правильную речь и активизировать словарь.

Ход ОД:

I. Организационный момент. (1 минута)

(Дети стоят рядом со своими местами)

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться:

- «Доброе утро!»

- Доброе утро, дети и гости! (Дети садятся на свои места).

II. Основная часть. (21 минута)

1. «Введение в тему»

- Ребята, мы сегодня с вами поговорим …., а о чем мы будем говорить, вы узнаете из моей загадки:

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокожа, светлолица.

Как махнула рукавом –

Все покрыла серебром!

(Зима)

- Как вы думаете, о какой царице идет речь в этой загадке? (О зиме)

- Что за скакуны в этой тройке? (Это зимние месяцы)

- Давайте вспомним названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль)

- Ребята, назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите последний зимний месяц. (Февраль)

- Назовите первый месяц в году. (Январь)

- Дети, а какое сейчас время года?

- А почему вы так думаете? (Дети называют признаки зимы)

№3. «Рассказ о зиме»

- Ребята, а теперь давайте расскажем о зиме. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте рядом со своими стульчиками:

Пришла зима.

(Обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно.

(Обхватить себя руками и поежиться)

Ударили морозы.

(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)

Реки покрылись льдом.

(Руки перед грудью, горизонтальным движением развести их в разные стороны.)

Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями:

(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем зигзагообразными движениями не спеша опустить их вниз)

на землю.,

(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)

на дома,

(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)

на деревья,

(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)

на людей.

(Положить руки себе на голову).

№4. «Массаж биологически активных зон»

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею

(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!

(потирают ладони)

№5. «Подбери слова – признаки»

- Ребята, а теперь вы мне расскажите – зима какая? А ваши ответы я буду складывать в волшебную коробочку.

Зима (какая) – холодная, белая, красивая

Снег (какой) – искристый, серебристый, холодный

Снежинки (какие) – красивые, резные, маленькие

№6. «Подбери слова – действия»

Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег.

Снежинки на улице (что делают) – кружатся, летаю, порхают и т. д.

- Посмотрите, ребята к нам прилетели настоящие снежинки.

№7. «Подуем на снежинку» (упр. с бумажными снежинками)

- Давайте подуем на наши снежинки, пусть они закружатся.

Вдохните воздух носиком, а выдохните через ротик, щечки не надувайте!

№8. «Назови ласково»

Снежинки улетели, а я приглашаю вас поиграть в игру («Назови

ласково»)

- Комочек маленький поймай и словечко приласкай!

Снег – снежок

Мороз –

Зима –

Сосулька –

Горка –

Ветер –

Снежинка –

Дерево –

Месяц –

№9. «Скажи наоборот»

- Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!

Летом дни жаркие, а зимой….

Снег мягкий, а лед …

Одни сосульки длинные, а другие …

Одна снежинка большая, а другая ….

Весной лед на реке тонкий, а зимой ….

№10. «4-й лишний»

- Ребята, а вы любите зимние прогулки?

- Я тоже люблю. Посмотрите на мои картинки. Я предлагаю вам взять на прогулку санки, велосипед, коньки, лыжи.

- Нет ли здесь лишней картинки? Почему?

А среди этих картинок нет ли лишней? (Ребенок катается на санках, ребенок лепит снеговика, ребенок катается на лыжах, ребенок летом ловит рыбу)

- А что еще можно делать зимой на улице? Во что можно играть?

№ 11. «Пальчиковая гимнастика»

Давайте расскажем о наших зимних забавах и выполним пальчиковую гимнастику:

Пальчик – мальчик, где ты был? (сжимать и разжимать кулачки)

Где ты с братцами ходил?

С этим я в снегу валялся,

С этим с горочки катался, (загибать пальцы по одному)

С этим по лесу гулял,

С этим я в снежки играл,

Все мы пальчики – друзья, (сжимать и разжимать кулачки)

Где один – там и я!

№12. «Собери картинку»

-Теперь наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать сломанную картинку.

(собирают сломанного снеговика)

Кто у вас получился? (снеговик)

Правильно.

№13. «Образование глаголов совершенного вида приставочным способом»

-Посмотрите – ка, а вот и он сам пришел к нам в детский сад, да не просто пришел, а приехал на санках.

-Давайте покатаем его с нашей горки.

Снеговик ехал, ехал и к горке (что сделал) – подъехал.

На горку (что сделал) – въехал.

С горки (что сделал) – съехал.

Вокруг горки (что сделал) – объехал.

И к нам (что сделал) – приехал.

№14.«Доскажи словечко»

-Он приехал к нам в детский сад и привез для вас игру «Доскажи словечко».

-Поиграем?

1) Словно в сказке, как во сне

Землю всю укутал …. (снег)

2) С неба все скользят пушинки,

Серебристые …. (снежинки)

3) На поселки, на лужок

Тихо падает …. (снежок)

4) Все бегут вперегонки

Все хотят играть в …. (снежки)

5) Словно в белый пуховик

Нарядился …. (снеговик)

№15. Итог

Ребята вам понравилась игра? Снеговику тоже понравилось, как вы играли.

О каком времени года мы сегодня говорили?

Что мы с вами сегодня делали на занятии?

№ 16 Рефлексия

Что вам запомнилось больше всего?

Были трудные задания?

У всех все получилось?

Наше занятие окончено, вы все молодцы!

Публикации по теме:

Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части»Конспект ООД по формированию лексико-грамматических категорий «Дом и его части» (подготовительная группа) Цель: Уточнять и расширять знания детей на тему «Дом и его части» Задачи: Образовательные: 1. Уточнение, активизация.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста «Зимующие птицы» Зимующие птицы 1. «Назови ласково» Программные задачи. Закрепить умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных.

«Спасаем лето!» Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте Конспект итогового занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий в старшей группе «Предлог «из-под» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Учить детей пониманию и употреблению предлога «из-под» в составе простого распространённого предложения.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с элементами развития связной речи в старшей группе .

Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.

Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда»Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда» Логопедическая игра по формированию лексико-грамматических категорий «У осеннего пруда». Цель: дифференциация предлогов «под, из-под».

Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши»Логопедическое пособие по формированию лексико-грамматических категорий «Лесные мамы и их детёныши» Задачи: -формировать фразовую речь; -расширять и активизировать словарь по теме: "Дикие животные"; - формировать обобщающее понятие «дикие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме «Зима»
Опубликовано: 18 августа 2021 в 19:42
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД