Наталья Рогулина
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Знакомство с цифрой 1»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе
"Знакомство с цифрой 1"
Цель: учить выделять один предмет из группы, познакомить с числом и цифрой 1.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Знакомство с цифрой 1“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 1 (один), счёт до одного
- Темочки
Образовательные: Ознакомление с цифрой 1, учить соотносить цифру с количеством предметов. Закреплять умение определять пространственное расположение (слева, справа, посередине) и копировать его. Закрепит навыки счета. Учить согласованию числительных (один, одна, одно) с существительными. Закрепление знаний о круге и квадрате.
Воспитательные: Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Коррекционные: Закрепит приемы лепки (раскатывание, прижимание, оттягивание). Развивать мышление. Развивать мелкую моторику руки, формировать графические навыки; учить отгадывать математические загадки на основе зрительного воспринимаемой информации;
Оборудование:
Демонстрационный материал : презентация, цифра 1, пластиковая указка. Карточки «круг» и «квадрат» на ковре.
Раздаточный материал : карточка с цифрой «1» из гофрированного картона, карточки с индивидуальными заданиями, карандаши цветные и простой, листы картона, пластилин, призы.
Предварительная работа : Чтение математической сказки Г. А. Толкачевой «Почему одному плохо».
Ход НОД:
Игра «Загадки и отгадки». (интеграция с ОО Речевое развитие)
Воспитатель: Дети, подумайте и закончите стихотворение
(Слайд 2) Без корзинки, без лукошка в лес пошел лисенок крошка. Походил он, побродил, и грибок нашел:…. (один).
(Слайд 3) Идет мама по дорожке – топ-топ-топ, а за ней шагает маленький сынок. Ушла мама в магазин, и остался сын:… (один).
Воспитатель: Подумайте, что бывает только одно-единственное, чего не бывает много, не бывает даже два?
(Слайд 4, 5, 6, 7) (планета Земля, солнце, луна, мама)
Воспитатель: И каждый из вас тоже единственный и неповторимый. Приятно, хорошо быть единственным! Но если ты все время один – это уже другая история. Послушайте стихотворение поэта С. Волкова.
(Слайд 8) На льдине жил один пингвин, гулял по льдине он один, скучал пингвин, грустил пингвин, среди снегов и белых льдин. А был бы у него дружок – не так бы был он одинок.
(Слайд 9) (появление цифры «1») Это цифра – единица. Видишь, как она гордится. А, вы, знаете почему? Начинает счет всему. (И. Блюмкин)
(Слайд 10) Аист – это единица. Длинный клюв похож на спицу. Аист мало каши ел, очень сильно похудел.
Воспитатель: Единица или цифра «1» всегда впереди, она начинает счет и обозначает один предмет. Ребята, давайте с вами посчитаем 1, 2, 3, 4, 5. Молодцы!
(Слайд 11) На экране множество разных, цифр и букв, среди них цифра «1».найдите цифру «1» и покажите ее всем нам (показ ребенка указкой)
Воспитатель: Какую цифру ты показал (а) :… (один). Молодец! Кто еще найдет и покажет цифру «1»?
Воспитатель: Давайте уберем все цифры.
(Слайд 12) Ребята, что же осталось?. (буквы).
Воспитатель: Правильно, остались только буквы. Посмотрите, внимательно и скажите, какая буква всего одна?. («М»)
(Слайд 13) Давайте придумаем слова, которые будут начинаться на звук «М»(мама, машина, моряк, молоко, мост, муравей, малина, мак и т. д.) Молодцы, вы много назвали слов, которые начинаются на звук «М»! А сейчас мы будем выполнять задание за столами.
Дидактическое упражнение «Обведи цифру»
Воспитатель: Ребята, все вы видите цифру «1» у себя на столе. Давайте ее обведем пальчиком. А теперь давайте ее нарисуем в воздухе. Вот так, снизу вверх и сверху вниз. Молодцы!
Воспитатель: Сначала будем обводить цифру «1» в верхнем ряду, для этого возьмите простой карандаш. Молодцы! А теперь в нижнем ряду раскрасьте цифру «1». Молодцы, ребята! А сейчас мы отдохнем, для этого встанем из-за столов.
Динамическая пауза (интеграция с ОО Физическое развитие)
Детям раздаются карточки с изображением квадрата и круга, на ковре разложены большие изображения с кругом и квадратом в разные стороны. По звуковому сигналу детки бегают, а когда воспитатель скажет «Стоп!» дети должны встать вокруг изображения, которое изображено на большой карточке.
Воспитатель: Молодцы! Продолжаем дальше!
(Слайд 14) Дидактическое упражнение «Геометрические фигуры»
Вот фигуры – непоседы, Любят в прятки поиграть. Так давайте ж их, ребята, будем глазками искать. Влево, вправо посмотрите, в середине: где же круг? И тебя мы отыскали. Вот он где, любимый друг. Дружно глянем все направо. Что же там? Кружок, квадрат. Не уйти тебе проказник от пытливых глаз ребят. Влево глазками ведем, И квадрат, кружок найдем.
(Слайд 15) Дидактическая игра «Что изменилось?»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем. Вы все закроете глазки, а откроете когда услышите сигнал.
(Слайд 16) Каких фигур не стало?.. Какого цвета был квадрат? Какого цвета был круг?
(Слайд 17) А теперь каких фигур не стало? Какого цвета был круг? Какого цвета был квадрат?
Воспитатель: Ребята, посмотрите на свою карточку и найдите геометрические фигуры. Дети, сколько геометрических фигур у вас на карточке?. (три). А какая фигура первая?. (круг). Обведите круг красным карандашом.
Воспитатель: Какая геометрическая фигура вторая?. (квадрат). Обведите квадрат синим карандашом. А теперь продолжите ряды, используя их порядок расположения. Молодцы, ребята! Вы справились с таким сложным заданием!
(Слайд 17) А сейчас послушайте и и ответьте правильно. У бабушки Даши – внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внучат?. (одна). А как зовут внучку?. (Маша). Как зовут кота?. (Пушок). А сколько собак у бабушки?. (одна). Молодцы!
Пластилинография «Единица» (интеграция с ОО Художественное развитие)
Воспитатель: Мы сегодня с вами и щупали цифру «1», и рисовали, и разукрашивали, а теперь мы ее слепим. (Дети раскатывают из пластилина жгутик, прикладывают и придавливают к листу картона, затем оттягивают вниз и в сторону «носик» единицы).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, играли, лепили, рисовали. Все старались, а цифре «1» очень понравилось, что вы ее знаете, и она подарит вам на память о себе призы с одним предметом.
Самоанализ занятия по ФЭМП
«Знакомство с цифрой 1»
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересно и занимательной форме. Вашему вниманию было предложено занятие по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.
Санитарно-гигиенические требования к непосредственно-образовательной деятельности соблюдены. Проведено проветривание. Мебель и ее размещение соответствуют возрастным особенностям детей и требованиям безопасности. Длительность данной непосредственно образовательной деятельности 20 минут. Интерес к деятельности у детей сохранялся на протяжении всего времени. Я считаю, что этому способствовали те методические приемы, которые я использовала.
Я старалась использовать разнообразные формы организации детей, что помогло мне увидеть уровень усвоения материала каждым ребенком, и умение работать коллективно, уметь замечать ошибки других.
Основная масса детей справилась с заданиями, я для себя наметила нескольких для индивидуальной работы.
Дети были активны, у них сохранился интерес, и внимание на протяжении всего занятия. Считаю, что поставленные мною задачи соответствовали уровню развития детей, поэтому все они были мною реализованы. В течении всего занятия обращала внимание на взаимопомощь, при затруднениях предлагала детям вместе найти правильное решение.