Получи документы

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)

марина никулина
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)

Занятие по исследовательской деятельности для средней группы

Тема: Знакомство со свойствами песка

Цель: Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами песка.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками, желания оказывать помощь друг другу, умения взаимодействовать в социуме. Воспитание аккуратности в работе, соблюдения правил техники безопасности

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия по исследовательской деятельности „Знакомство со свойствами песка“ (средняя группа)» размещена в разделах

Создание условий для развития умения анализировать и делать выводы, совершать операционно-исследовательские действия с песком.

Развитие связной речи, обогащение словаря, умения задавать вопросы, отвечать на них; пользоваться полными предложениями, самостоятельно рассуждать, делать выводы и обобщения в ходе экспериментальной деятельности.

Развитие креативности.

Образовательные:

Формирование представлений детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, легкий, способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый).

Создание условий для усвоения детьми этапов экспериментирования в соответствии со схемами.

Развитие умения делать простые умозаключения.

Расширять и активизировать словарный запас: лупа, схема, сыпучий, ученый, исследовать, песчинки, опыт, вывод.

Приемы руководства деятельностью детей :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : карта, исследовательские столы, комментирование.

2. Приемы активизации деятельности детей : художественное слово, пояснения, использование ИКТ, опыты.

3. Приемы организации практической деятельности : свободное перемещение по залу, оборудование для проведения опытов, обращение к собственному опыту.

4. Приемы поддержания интереса у детей: использование информационно-коммуникативных технологий, ситуации выбора, использование карт-схем, музыкальное сопровождение, использование наглядного материала, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение выводов, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД: карта, исследовательские столы, схемы действий, оборудование для исследований (лупа, контейнеры с песком, шапочки ученых, мешочек с песком, цветной песок, сосуд, ноутбук, проектор

Виды детской деятельности :

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Чтение художественной литературы

Ожидаемые результаты:

- развитие у детей интереса к исследованию;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с педагогом и сверстниками, умение работать сообща;

- развитие любознательности;

- расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей :

1. Активное участие в опытах.

2. Проявление самостоятельности.

3. Обращение за помощью к взрослому и сверстникам.

4. Оказание помощи сверстникам.

5. Эмоциональность.

6. Проявление волевого усилия.

7. Аргументация оценки и самооценки.

План НОД

1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть:

Проведение опытов.

Презентация.

Ученый совет.

3. Заключительная часть:

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД 20 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Вводная часть.

- Сегодня в этом зале нас ждет много необычного. К нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

- А что еще вы заметили здесь необычного? /стоят столы, на ковре лежит мешочек, если не отвечают, педагог указывает рукой/

- Какой интересный мешочек! Что же в нем? Давайте попробуем определить. /дети щупают мешок и пытаются определить, что в нем находится/.

- То, что вы нащупали в мешочке, какое оно? / ответы детей: мягкое, рассыпается…/

- Как вы думаете. Что это? /ответы детей/

- А теперь давайте пощупаем это изнутри.

/открыть мешочек и пощупать внутри/

- Правильно вы угадали?

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

- Какие вы молодцы, да, это песок. А что вы хотите про него узнать? Вот сейчас мы с вами вместе все про него и узнаем. А поможет нам вот эта карта с подсказками, она укажет нам путь, по которому мы пойдем.

2. Основная часть.

а/- Вот первая подсказка /треугольник/, как вы думаете, куда нам нужно двигаться? /ответы/

- Я согласна с вами. Давайте найдем треугольник. /подходят к столу/ Садитесь поудобнее, мальчики помогите девочкам.

Опыт 1. «Из чего состоит песок»

/насыпать из мешка песок в тарелки/

- Что я делаю? /насыпаете/ Значит он какой? /сыпучий/ Я попрошу вас быть аккуратными и не рассыпать песок из тарелки.

- Итак, приступим к опыту. Давайте рассмотрим песок. Какого он цвета? /желтый/

- Из чего же состоит песок? /трогаем руками//ответы детей/

- Песчинки настолько маленькие, их трудно рассмотреть.

- Для этого у нас есть…. лупа.

/рассматривание песка через лупу/

- Что вы увидели через лупу? Какие они, песчинки? /ответы/

- Сколько их, попробуйте посчитать. /считают/ Просто невозможно сосчитать – их очень много. Попробуйте пальчиком отделить несколько песчинок от других. Получилось? Если песок сухой, то песчинки не прилипают друг к другу, поэтому песок сыплется – он сыпучий. Попробуйте посыпать песок, как будто посолить солью.

б/ Физминутка

-Давайте немного отдохнем.

/встали в круг, взялись за руки/

Мы песчинки, мы песчинки – идем по кругу

Покружиться мы не прочь. - кружиться

Мы песчинки, мы песчинки – прыжки

Танцевали б день и ночь. – притопывание

Соберемся все в кружок –идем в круг

Получается песок. - качание головой к плечам

/повторить 2 раза/

в/ - Посмотрим снова на нашу карту, что она нам подсказывает? / круг/.

- Будем искать круг. /садятся за другой стол, песок в контейнерах, накрытый салфетками/

- Снимите салфетки, будем дальше узнавать все про песок, исследовать его. И для второго опыта нам нужна схема.

Опыт 2. «Свойства сухого и мокрого песка».

- Возьмите ее, поразмышляйте, что нам нужно делать. / схема: контейнер с песком, в ней палочка стакан с водой контейнер с песком, в ней палочка//ответы детей/

- Песок сейчас какой, сухой или мокрый? Давайте попробуем поставить палочку в песок.

- Что произошло? /палочка упала, не держится/.

- Как вы думаете, почему? /потому что песок сухой, сыпучий/

/обращение к схеме/

- Что следующее мы должны сделать?/налить воды/

- Теперь нальем в песок воды. Какой стал песок? /мокрый/ Отделяются ли песчинки друг от друга? /нет/

Мы снова поставим палочку. Что теперь произошло? /палочка стоит в песке/

- Почему? Какой мы можем сделать вывод? / в мокром песке песчинки крепко держатся друг за друга и держат нашу палочку; сухой песок рассыпается и не держит палочку, а мокрый песок как бы склеивается и держит палочку/

- Послушаем Дашу, Женю.

- Вот поэтому из мокрого песка мы можем слепить все, что угодно. А что вы умеете делать из мокрого песка? /ответы/ Замечательно, давайте все вместе покажем.

г/ Пальчиковая игра «Песок» :

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим. – хлопки в ладоши.

Женя лепит колобок, - имитация лепки.

Ну а Даша теремок - сделать «крышу» из рук.

Вика лепит разных рыб, - имитация движения рыб.

А Алина – белый гриб - сжать одну руку в кулак и накрыть ладошкой.

д/- А мы возвращаемся к нашей карте. /изображен экран/

- Что бы значила эта подсказка? /смотреть кино/

- Ну, давайте так и сделаем, садитесь поудобнее перед экраном.

Презентация «Песок» - обращение к собственному опыту детей

е/ «Ученый совет»

- Здесь на карте еще одно обозначение /стулья/ Что бы это значило? /ответы/

/подходят к стульчикам, на которых лежат шапочки ученых, надевают их/

- В кого мы с вами превратились?/ответы детей/

- Мы превратились в ученых. Ученые – это умные, грамотные люди. Давайте поиграем в «Ученый совет». Будем говорить только умные и правильные слова, и делать выводы о песке. Кто хочет сказать? /ответы детей, если затрудняются, педагог ставит наводящие вопросы, обобщает:

-Из чего состоит песок? /из песчинок/ Сколько их?

-Песок может быть какой? /сухой и мокрый/

-Что можно делать из песка? /играть, лепить куличики, строить замки и разные постройки, на песке можно рисовать/.

- Молодцы, ученые. Было приятно слушать ваши умные высказывания. И я вам приготовила еще один сюрприз.

ж/ «Песочная церемония»

- Посмотрите на этот разноцветный песок.

Сегодня мы проводили опыты, делали выводы, были даже учеными и говорили умные слова. Представим, что этот необычный песок сохранил все ваши знания. Мы соберем его в этот сосуд и назовем его Сосуд Знаний.

/ под музыку подходят к столу и по очереди ложечкой насыпают цветной песок/

- Насыпайте аккуратно, чтобы не одну песчинку не растерять.

- И этот Сосуд Знаний мы возьмем с собой в группу, чтобы вспоминать о нашем сегодняшнем исследовании.

- Не забудьте, уважаемые ученые, попрощаться с нашими гостями.

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами воды». Конспект нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности детей Цель: Совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды. Задачи 1. Развивать умение делать выводы, умозаключения 2. Развивать.

Конспект занятия «Знакомство с водой и ее свойствами» Тема: Знакомство с водой и ее свойствами. Программное содержание: Задачи: Образовательные: -Закрепить знания об основных свойствах воды.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Камни и глина» (средняя группа) .

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа)Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа) Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства снега» (средняя группа) Составила: Воспитатель: Пономарева В. Н. 2017.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Берегите птиц» (средняя группа) Цель: Обобщить знания детей о зимующих птицах. Задачи: Образовательные. - расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»;.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Знакомство со свойствами воды» Конспект ООД по познавательно – исследовательской деятельности в младшей группе на тему: «Знакомство со свойствами воды». Образовательные.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами магнита»Конспект экспериментально-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Знакомство со свойствами магнита» Обучающие задачи: формировать у детей представления о свойствах магнита — притягивание металлических предметов. Развивающие задачи: развивать.

Конспект занятия «Знакомство со свойствами дерева, металла, бумаги» Конспект занятия. Знакомство со свойствами материалов. Программное содержание: Продолжать знакомить со свойствами дерева, металла, бумаги.

Конспект занятия «Знакомство со свойствами воды» Цель: создать условия, для возникновения интереса к природе, ее явлениям. Задачи: дать детям представление о воде, ее свойствах.

Проект «Ознакомление детей со свойствами воды и песка» Тип проекта - практико-ориентированный, познавательный, краткосрочный. В проекте участвуют дети, педагоги д\с. Ребенок является исполнителем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по исследовательской деятельности «Знакомство со свойствами песка» (средняя группа)
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 15:42
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД