Оксана Вагнер
Конспект занятия по математики в подготовительной группе «Космическое путешествие на планету математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия: способствовать становлению начальной (допредметной) математической компетентности.
Программные задачи: Обучающие задачи: - Закрепить умение детей решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр, учить выделять в задаче условие, вопрос, ответ. - Обобщать знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
- Закрепить умение различать понятия: шире - ниже, длиннее - короче, толще - тоньше.
- Обобщать знания о составе числа.
Публикация «Конспект занятия по математики в подготовительной группе „Космическое путешествие на планету математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи: - Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. - Способствовать формированию мыслительных операций, анализ и синтезу, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: - Воспитывать самостоятельность: умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. - Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Оборудования и материалы: демонстрационный и раздаточный материал; письмо, цветок с заданием;волшебные ворота и планета МАТЕМАТИКА; математические картинки.
Ход занятия: Воспитатель вместе с детьми заходит в групповую комнату. Приветствуем приглашённых гостей. Воспитатель: Сегодня утром в наш детский сад доставили письмо от жителя планеты «Математика» для детей подготовительной группы. «Дорогие дети, я житель планеты «Математика» приглашаю вас в гости. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаем удачи!» Ребята вы готовы отправиться в путь? Дети: Да! Воспитатель: Перед тем как отправиться, проведём с вами разминку. Если стол выше стула, то стул… Дети: Ниже стола. Воспитатель: Если два больше одного, то один… Дети: Меньше двух. Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка… Дети: Уже дороги. Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш… Дети: Короче линейки. Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка… Дети: Тоньше верёвки. Воспитатель: Если правая рука справа, то левая… Дети: Слева Воспитатель:
Под кустами у реки Жили майские жуки: Дочка, сын отец и мать Кто их сможет сосчитать? Дети: 4 Воспитатель:
Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели. Пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их? Дети: 8 Воспитатель: Кем был головастик раньше и кем станет потом? Дети: Был икринкой, станет лягушкой. Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чем же мы отправимся в космос на планету «Математика»? Дети: Надо построить ракету. Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов и постройте из них ракету по заданному контуру. (Дети работают за столами. ) Молодцы! Вот и готова наша ракета. Вы оказались умелыми строителями. Какие геометрические фигуры вы использовали при строительстве ракеты? Дети: Прямоугольники и треугольники. Воспитатель: Сколько треугольников и как они расположены? Дети: Треугольников пять. Один вверху, один справа, один слева и два внизу. Воспитатель: Сколько прямоугольников и как они расположены? Дети: Два в середине.
Воспитатель: А сейчас пройдите на стулья, возьмите пульты управления и сядьте. И так, отправляемся! Для того, чтобы взлететь надо найти на пульте цифру от 1 до 10 по порядку, нажать на кнопку и назвать её. (Цифры на карточке расположены в производительном порядке.) Приготовьтесь! Начинаем отсчёт все хором. (Играет музыка, дети считают) Мы полетели. А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, давайте поиграем.
Игра «Назови соседей числа»
Воспитатель: Какое число называют предыдущем? Дети: То, которое стоит перед названным. Воспитатель: Какое число называется последующим? Дети: То, которое стоит после названного. Воспитатель: Я буду бросать мяч, и называть число, вы, бросая мяч мне обратно, будете называть предыдущее или последующее числа. (Идёт игра, затем раздаётся звонок, воспитатель берёт радиотрубку, слушает.)
Воспитатель: Дети, я получила сообщение с другого корабля. На нашем пути метеоритный дождь. Вам будут даны разные задания, из них надо выбрать задачи и решить их. Только выбрав правильно задачи, мы можем выйти из метеоритного дождя. Вы готовы? Дети: Да. Воспитатель: Давайте вспомним, из каких двух частей состоит задача? Дети: Условие, вопрос. Воспитатель: Если в вопросе есть слово «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? Дети: Минус. Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало» или «всего», то какой арифметический знак нужно поставить? Дети: Плюс. Воспитатель: Молодцы! А сейчас будьте внимательны, помните, что нам надо выбрать задачи.
Мама поставила в вазу 3 розы и 4 гвоздики. Стало очень красиво! Дети: Это не задача, так как нет вопроса. Воспитатель: Было 5 космических кораблей, 1 сломался. Сколько рабочих кораблей осталось?
Дети: Это задача, есть условие и вопрос. Воспитатель: Какое условие задачи? Дети: Было 5 космических кораблей, 1 сломался. Воспитатель: Какой вопрос? Дети: Сколько рабочих кораблей осталось? Воспитатель: Дима выложит решение этой задачи на доске и проговорит его. Ребёнок: Пять минус один равно четыре. Воспитатель: Правильно ребята? Дети: Да. Воспитатель: Почему при решении этой задачи Дима поставил знак минус? Дети: Потому что в вопросе было слово «осталось».
Воспитатель: Наташа взяла много конфет. Сколько стало конфет у Наташи? Дети: Это не задача, так в условии не сказано, сколько конфет взяла Наташа.
Воспитатель: Под елкой росло 4 гриба, прошел дождь, выросло еще два. Сколько грибов стало расти под елкой?
Дети: Это задача, так как есть условие и вопрос.
Воспитатель: Полина выложит решение задачи на доске и проговорит.
Ребенок: Четыре плюс два равно шесть.
Воспитатель: Правильно?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему при решении этой задачи Полина поставила знак плюс?
Дети: Потому что в вопросе было слово «стало».
Воспитатель: Молодцы ребята, вас не проведешь. Мы преодолели метеоритный дождь.
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на месте тихо встать.
Воспитатель: Посмотрите ребята, кажется, мы приближаемся к планете «Математика». Какие интересные ворота! (Воспитатель входит в ворота, и «перевоплощается» в жителя планеты «Математика». Выходит к детям.)
«Здравствуйте! Я житель планеты «Математика» очень рад встречи с вами! Долго вы добирались до планеты и попали на нее, потому что справились со всеми заданиями. А чтобы пройти через волшебные ворота, вам надо встать парами и подойти к столу с цифрами. Каждой паре надо найти цифры, чтобы в сумме получилась цифра, указанная на воротах.
Дети, какая эта цифра?
Дети: Шесть.
Воспитатель: Приступайте к выполнению задания. (Дети выполняют и проходят через ворота)
Молодцы! И с этим вы справились. Посмотрите эта наша планета, только все жители ее отправились в гости к нашим друзьям на планету «Числоград», поэтому встречаю я вас один. Нравится вам наша планета?
«Дети, вы очень умные и много знаете! Я для вас тоже приготовил испытание. Справитесь, вас ждет сюрприз в нашем волшебном сундучке. А задание на цветке с нашей планеты. (Воспитатель срывает цветок и читает задание)
Сколько дней в неделе?
Какой день недели сегодня?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Какой день недели между понедельником и средой?
Какой день недели после четверга?
Назовите выходные дни?
Какой по счёту вторник?
Какой по счёту четверг?
Сколько времён года вы знаете?
Сколько месяцев в каждом времени года?
С какого месяца начинается год?
Сколько месяцев в году?
Какой сейчас месяц?
Назовите весенние месяцы?
Как вы думаете, мы справились с заданием?
Дети: Да. Воспитатель: А где же волшебный сундук? Обратите внимание, как интересно расположены цифры на нашей планете, давайте попробуем их соединить. (Соединяем, получается сундук) Вот и волшебный сундук, а в нём подарок для вас! Это математические картинки. (Показываю.)
Когда прилетите в детский сад, каждый выберет себе картинку. А теперь вам пора возвращаться. Дети отправляйтесь на свой корабль, садитесь на свои места и ждите воспитателя, она уже беспокоится и вас разыскивает. (Дети идут на корабль и садятся на стулья. Заходит воспитатель на корабль. ) Воспитатель: Ребята, вы, где были, я уже начала беспокоиться. Дети рассказывают. Воспитатель: Нам пора лететь назад! Для того, чтобы взлететь на надо найти на пульте цифры от 10 до 1, нажать и назвать хором. Взяли пульты. Начинаем отсчёт. Пуск! Полетели! Воспитатель: Вот мы и опять в детском саду. Закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети: Да. Воспитатель: Давайте вспомним, с какими заданиями мы встретились в пути?
Дети: Строили ракету из геометрических фигур.
Решали задачи.
Играли в игру: «Назови соседей числа».
Закрепили знание дней недели, времён года, месяцев года.
Закрепили знание о составе числа.
Воспитатель: Вы были внимательными, сообразительными и поэтому успешно добрались до планеты «математика». Молодцы!