МААМ-картинки

Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»

Юлия Токмакова
Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по методике обучению чтению Словолодочки на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [a] и буква А» для детей старшего дошкольного возраста

Этап обучения чтению : 1 (Звуки)

Номер урока на этапе: 2

Тема: «Волшебные капельки чтения. Звук [a] и буква А»

Цель: познакомить с гласным звуком [a] и буквой А

Задачи:

Публикация «Конспект занятия по методике обучению детей чтению „Словолодочки“ на тему „Волшебные капельки чтения, Звук [А] и буква А“» размещена в разделах

1) Образовательные: продолжить знакомство с алфавитом «Капельки чтения», дифференциация звука и буквы, познакомить со звуком [a] и буквой А, дать понятие гласный и согласный звук, уточнить произношение звука [a], учить определять позицию звука [a] в слове, познакомить с «помощниками», учить писать в них букву А, формировать последовательность пропевания слогов в соответствии с таблицей

2) Развивающие: развитие чёткости произношения, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую и артикуляционную моторику, воображение, фонематический слух и восприятие

3) Воспитательные: воспитывать навыки организационного поведения, воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности

Материалы и оборудование: символ звука [a], алфавит «Словолодочки», слоговая таблица (твёрдая сторона, предметные картинки (автобус, аквариум, аист, ананас, апельсин, карточки для определения места звука в слове, «помощники» для написания буквы, карточки с заданиями

Ход занятия:

1. Организационно-мотивационный этап

Поприветствовать ребенка, создать положительный настрой на занятие, подвести к теме занятия и «разбудить» интерес с помощью легенды о волшебном дождике

«Гоша, сегодня я приглашаю тебя познакомиться с волшебными капельками и узнать, почему же они называются волшебными. Давай посмотрим на наш алфавит. Под каждой буквой мы видим большие и маленькие капельки, которые имеют творить настоящее волшебство. Хочешь узнать поподробнее? Большие капельки над красными буквами медленно падают на землю и словно поют песенку. Например: Аааааа, Ииииии, Ееееее и т. д. В нашем алфавите они поются и носят название «гласные». А маленькие капельки под чёрными буквами так быстро летят и касаются земли, что успевают «произнести» только чёткое и короткое Б, В, Г, Д, Ж, З и т. д. и называются согласными».

Прокапываю алфавит ученику на ладошку.

2. Основной этап

2.1. Знакомство с понятием "звук" и "буква". Изучение звука [а] и буквы А

Рассказ о разнице между буквой и звуком (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем, подведение к теме с помощью загадки изучение и характеристика гласного звука [a]. Аппликация буквы «А» с помощью блёсток.

2.2. Слоговая таблица (твёрдая сторона)

Рассказать ребенку легенду о волшебных морях, лодочках, бравых капитанах и нежных принцессах

«Гоша, нашу волшебную страну Читляндию омывают два моря: твёрдое синее под названием Звонкое и твёрдое жёлтое Глухое. Они, как ты уже наверное догадался, тоже волшебные! И на сегодняшнем занятии я предлагаю тебе попробовать переплыть первое море. Как ты думаешь, на чем мы с тобой поплывём? (Ребенок высказывает свои предположения, если он затрудняется с ответом, то загадываю загадку)

Деревянная посудина

По морю плывёт.

Рассекая волны носом,

Вёслами гребёт

(Лодка)

Конечно, это лодка! А сможешь ли ты догадаться, кто будет управлять нашей лодкой?

Он водил вокруг Земли

И суда и корабли,

Повидал он много стран,

Мой знакомый….

(Капитан)

Верно, это капитан! Именно он будет возглавлять наше путешествие и всегда будет стоять первым. Теперь вернёмся к нашему морю. Как т думаешь, как капитан должен отдавать приказы, проплывая по нему? (Гоша отвечает, если затрудняется, то обратить его внимание на название моря). Чётко и звонко!»

Вместе с ребёнком подробнее изучаем слоговую таблицу с уже вставленными изображениями морских сокровищ ( например: ракушка, золотые монетки, алмазы и др.).

«Ой, посмотри! Ух ты, да это самые настоящие сокровища! Я уверена, что тебе уже не терпится достать их! Для этого необходимо нырнуть глубоко-глубоко. Давай скорее попробуем!»

Читаю твердую звонкую сторону слоговой таблицы сверху вниз. По окончании чтения каждого столбика отдаю ребёнку сокровище. Тот внимательно следит.

«Ничего себе! Мы переплыли всё твердое Звонкое море и собрали все сокровища! Мы большие молодцы!»

Ту же самую работу провожу и с Глухим морем, но уже на других занятиях, а в конце «как по волшебству» появляется сундучок со значками или наклейками «лучший ученик».

2.3. Развитие фонематического слуха

Вариант 1.

Игра «По столу ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Ход игры: Когда услышишь звук [a], стукни ладошкой по столу и повтори его.

А-У-О-У-А-О-Ы-И-А

Вариант 2.

Игра «Засели жильцов»

Ход игры: В домик надо заселить предметы, в названии которых есть звук [a] (изображены на заранее приготовленных картинках). Но заселять мы их будем определенным способом. Если звук [a] находится в начале слова, значит будем селить на 1 этаж, если в середине слова, то на 2, если в конце слова, то на 3.

2.4. Легенда о городе Буквоград. Написание буквы в «помощниках»

«Гоша, следующая наша остановка – это город Буквоград – столица нашей волшебной страны. Как ты думаешь, кто живёт в этом городе? (Ответы ученика) Правильно, в ней живут буквы! У каждой буквы, прямо как и у нас с тобой, есть свой дом. Эти дома разные по форме и размеру. Давай заглянем в гости к нашей букве А и рассмотрим её домики поближе. Попробуй рассказать о нём. На что он похож? (Предполагаемый ответ ученика – треугольник). Верно! Но хочу обратить твоё внимание на то, что домик одной и той же буквы может иметь разный размер. Посмотри на строчки. Какие домики широкие, а какие-то совсем узенькие. Также обратим внимание на высоту буквы, на то, где она должна стоять «ножками»»

Не забываю сделать важное замечание, в какую сторону пишется буква, а именно «слева-направо».

«Как ты думаешь, можно ли буквам выходить за границы своих домиков? (Ответы ученика). Нельзя! Потому что в нашей стране живёт птица Буквоклюй, которая просто обожает клевать «непослушные» буквы. Мы же не позволим с тобой обижать их? Нет! Поэтому я прошу тебя быть предельно аккуратным в написании буквы и позволять ей выходить за границы строки. Но прежде чем ты начнешь писать, скажи, пожалуйста, есть ли на картинках перед тобой та, которая начинается со звука [a]? ( Ответ ученика: Акула). А теперь можешь приступать к написанию. Уверена, что ты справишься!»

Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою букву «А»

Пишу в «помощниках» первую букву, проговаривая стихотворение, ученик остальные.

2.5. Развлекательно-интеллектуальные упражнения

1. «Дорожка из букв»

«Гоша, у меня для тебя супер ответственное задание! Буква А просит у тебя помощи! Ей нужно добраться до своего любимого фрукта. Знаешь какого? До ананаса. Пожалуйста, пройди от самой большой буквы А до ананаса, прокладывая дорожку только по другим буквам А»

2. «Нарисуй фигуру»

«Гоша, посмотри у поросенка по имени Арни перепутались все фигуры! Давай скорей поможем ему! Твоя задача нарисовать каждую фигуру на новом месте, с которым фигура соединена ниточкой»

2.6. Работа с образной памятью и отработка с пониманием прочитанного

«Цепочка ассоциаций» (Автобус, аквариум, аист, ананас, апельсин, Африка, аэроплан, составляем рассказ по картинкам и после задаём вопросы по рассказу.

1) Что поместил мальчик в дом?

2) Гоша, а что бы ты еще поместил бы в этот домик?

3. Заключительный этап

Итог занятия

1.1. Какую букву изучили сегодня?

1.2. В карточках со словами из словолодочек найти и обвести изученную нами букву. Давай найдём букву А и упакуем в красивую подарочную коробку (квадрат). А знаешь, кому мы её подарим? Аисту по имени Антоша.

1.3. Вспомни слова со звуком [а], которые ты узнал на уроке? Какой это звук : гласный или согласный?

2. Рефлексия

«Гоша, перед тобой кораблик. Если тебе понравилось наше приключение и ты считаешь, что успешно справился со всеми заданиями, то раскрась, пожалуйста, флажок зелёным цветом. Если было трудно, но ты всё-таки смог прийти к верному ответу, раскрась флаг желтым цветом.

Если тебе было трудно и на каждом задании тебе требовалась моя помощь, то раскрась флаг красным цветом.

(Если осталось время, то ученику можно раскрасить весь кораблик)

3. Домашнее задание

Повесить сделанную из блёсток в начале урока букву «А» на холодильник, повторить слова на букву «А», обвести в кружок картинки, в которых звук [а] стоит вначале слова на специальной карточке с заданием

Публикации по теме:

Конспект НОД по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму для старшей группы «Звук [Д] и буква «Д» Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке дошкольника к обучению чтению и письму Разработал: Воспитатель МКДОУ.

Конспект НОД по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Читалочка» для детей 5 летКонспект НОД по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева «Читалочка» для детей 5 лет Цель: Развивать интерес у детей к чтению по кубикам Н. А. Зайцева. Задачи: 1. Учить детей работать по таблице, кубикам и складовым картинкам.

Конспект занятия по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в старшей группе «Сказочный мир К. И. Чуковского»Конспект занятия по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в старшей группе «Сказочный мир К. И. Чуковского» Конспект занятия по обучению чтению по методике Н. А. Зайцева в старшей группе Тема: Сказочный мир К. И. Чуковского Программное содержание:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Красивская СОШ» филиал «Хорошавский» Инжавинского района Тамбовской области.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Г] и буква Г» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Г Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [К] и буква К» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве К (КЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 1 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква [л]» Цель: Познакомить с буквой Л. Задачи: -Знакомство с буквой «Л» ; -Закреплять звуки «Л» «ЛЬ», условным обозначением. -Выделять заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [М] и буква М» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве М Материал: демонстрационный материал,картинки со звуком М,Елена Астафьева: Играем, читаем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»
Опубликовано: 19 апреля 2024 в 18:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Токмакова (УИ 1826060) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД