Юлия Токмакова
Конспект занятия по методике обучению детей чтению «Словолодочки» на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по методике обучению чтению Словолодочки на тему «Волшебные капельки чтения. Звук [a] и буква А» для детей старшего дошкольного возраста
Этап обучения чтению : 1 (Звуки)
Номер урока на этапе: 2
Тема: «Волшебные капельки чтения. Звук [a] и буква А»
Цель: познакомить с гласным звуком [a] и буквой А
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по методике обучению детей чтению „Словолодочки“ на тему „Волшебные капельки чтения, Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
1) Образовательные: продолжить знакомство с алфавитом «Капельки чтения», дифференциация звука и буквы, познакомить со звуком [a] и буквой А, дать понятие гласный и согласный звук, уточнить произношение звука [a], учить определять позицию звука [a] в слове, познакомить с «помощниками», учить писать в них букву А, формировать последовательность пропевания слогов в соответствии с таблицей
2) Развивающие: развитие чёткости произношения, развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую и артикуляционную моторику, воображение, фонематический слух и восприятие
3) Воспитательные: воспитывать навыки организационного поведения, воспитание положительного отношения к учебно-игровой деятельности
Материалы и оборудование: символ звука [a], алфавит «Словолодочки», слоговая таблица (твёрдая сторона, предметные картинки (автобус, аквариум, аист, ананас, апельсин, карточки для определения места звука в слове, «помощники» для написания буквы, карточки с заданиями
Ход занятия:
1. Организационно-мотивационный этап
Поприветствовать ребенка, создать положительный настрой на занятие, подвести к теме занятия и «разбудить» интерес с помощью легенды о волшебном дождике
«Гоша, сегодня я приглашаю тебя познакомиться с волшебными капельками и узнать, почему же они называются волшебными. Давай посмотрим на наш алфавит. Под каждой буквой мы видим большие и маленькие капельки, которые имеют творить настоящее волшебство. Хочешь узнать поподробнее? Большие капельки над красными буквами медленно падают на землю и словно поют песенку. Например: Аааааа, Ииииии, Ееееее и т. д. В нашем алфавите они поются и носят название «гласные». А маленькие капельки под чёрными буквами так быстро летят и касаются земли, что успевают «произнести» только чёткое и короткое Б, В, Г, Д, Ж, З и т. д. и называются согласными».
Прокапываю алфавит ученику на ладошку.
2. Основной этап
2.1. Знакомство с понятием "звук" и "буква". Изучение звука [а] и буквы А
Рассказ о разнице между буквой и звуком (звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем, подведение к теме с помощью загадки изучение и характеристика гласного звука [a]. Аппликация буквы «А» с помощью блёсток.
2.2. Слоговая таблица (твёрдая сторона)
Рассказать ребенку легенду о волшебных морях, лодочках, бравых капитанах и нежных принцессах
«Гоша, нашу волшебную страну Читляндию омывают два моря: твёрдое синее под названием Звонкое и твёрдое жёлтое Глухое. Они, как ты уже наверное догадался, тоже волшебные! И на сегодняшнем занятии я предлагаю тебе попробовать переплыть первое море. Как ты думаешь, на чем мы с тобой поплывём? (Ребенок высказывает свои предположения, если он затрудняется с ответом, то загадываю загадку)
Деревянная посудина
По морю плывёт.
Рассекая волны носом,
Вёслами гребёт
(Лодка)
Конечно, это лодка! А сможешь ли ты догадаться, кто будет управлять нашей лодкой?
Он водил вокруг Земли
И суда и корабли,
Повидал он много стран,
Мой знакомый….
(Капитан)
Верно, это капитан! Именно он будет возглавлять наше путешествие и всегда будет стоять первым. Теперь вернёмся к нашему морю. Как т думаешь, как капитан должен отдавать приказы, проплывая по нему? (Гоша отвечает, если затрудняется, то обратить его внимание на название моря). Чётко и звонко!»
Вместе с ребёнком подробнее изучаем слоговую таблицу с уже вставленными изображениями морских сокровищ ( например: ракушка, золотые монетки, алмазы и др.).
«Ой, посмотри! Ух ты, да это самые настоящие сокровища! Я уверена, что тебе уже не терпится достать их! Для этого необходимо нырнуть глубоко-глубоко. Давай скорее попробуем!»
Читаю твердую звонкую сторону слоговой таблицы сверху вниз. По окончании чтения каждого столбика отдаю ребёнку сокровище. Тот внимательно следит.
«Ничего себе! Мы переплыли всё твердое Звонкое море и собрали все сокровища! Мы большие молодцы!»
Ту же самую работу провожу и с Глухим морем, но уже на других занятиях, а в конце «как по волшебству» появляется сундучок со значками или наклейками «лучший ученик».
2.3. Развитие фонематического слуха
Вариант 1.
Игра «По столу ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
Ход игры: Когда услышишь звук [a], стукни ладошкой по столу и повтори его.
А-У-О-У-А-О-Ы-И-А
Вариант 2.
Игра «Засели жильцов»
Ход игры: В домик надо заселить предметы, в названии которых есть звук [a] (изображены на заранее приготовленных картинках). Но заселять мы их будем определенным способом. Если звук [a] находится в начале слова, значит будем селить на 1 этаж, если в середине слова, то на 2, если в конце слова, то на 3.
2.4. Легенда о городе Буквоград. Написание буквы в «помощниках»
«Гоша, следующая наша остановка – это город Буквоград – столица нашей волшебной страны. Как ты думаешь, кто живёт в этом городе? (Ответы ученика) Правильно, в ней живут буквы! У каждой буквы, прямо как и у нас с тобой, есть свой дом. Эти дома разные по форме и размеру. Давай заглянем в гости к нашей букве А и рассмотрим её домики поближе. Попробуй рассказать о нём. На что он похож? (Предполагаемый ответ ученика – треугольник). Верно! Но хочу обратить твоё внимание на то, что домик одной и той же буквы может иметь разный размер. Посмотри на строчки. Какие домики широкие, а какие-то совсем узенькие. Также обратим внимание на высоту буквы, на то, где она должна стоять «ножками»»
Не забываю сделать важное замечание, в какую сторону пишется буква, а именно «слева-направо».
«Как ты думаешь, можно ли буквам выходить за границы своих домиков? (Ответы ученика). Нельзя! Потому что в нашей стране живёт птица Буквоклюй, которая просто обожает клевать «непослушные» буквы. Мы же не позволим с тобой обижать их? Нет! Поэтому я прошу тебя быть предельно аккуратным в написании буквы и позволять ей выходить за границы строки. Но прежде чем ты начнешь писать, скажи, пожалуйста, есть ли на картинках перед тобой та, которая начинается со звука [a]? ( Ответ ученика: Акула). А теперь можешь приступать к написанию. Уверена, что ты справишься!»
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою букву «А»
Пишу в «помощниках» первую букву, проговаривая стихотворение, ученик остальные.
2.5. Развлекательно-интеллектуальные упражнения
1. «Дорожка из букв»
«Гоша, у меня для тебя супер ответственное задание! Буква А просит у тебя помощи! Ей нужно добраться до своего любимого фрукта. Знаешь какого? До ананаса. Пожалуйста, пройди от самой большой буквы А до ананаса, прокладывая дорожку только по другим буквам А»
2. «Нарисуй фигуру»
«Гоша, посмотри у поросенка по имени Арни перепутались все фигуры! Давай скорей поможем ему! Твоя задача нарисовать каждую фигуру на новом месте, с которым фигура соединена ниточкой»
2.6. Работа с образной памятью и отработка с пониманием прочитанного
«Цепочка ассоциаций» (Автобус, аквариум, аист, ананас, апельсин, Африка, аэроплан, составляем рассказ по картинкам и после задаём вопросы по рассказу.
1) Что поместил мальчик в дом?
2) Гоша, а что бы ты еще поместил бы в этот домик?
3. Заключительный этап
Итог занятия
1.1. Какую букву изучили сегодня?
1.2. В карточках со словами из словолодочек найти и обвести изученную нами букву. Давай найдём букву А и упакуем в красивую подарочную коробку (квадрат). А знаешь, кому мы её подарим? Аисту по имени Антоша.
1.3. Вспомни слова со звуком [а], которые ты узнал на уроке? Какой это звук : гласный или согласный?
2. Рефлексия
«Гоша, перед тобой кораблик. Если тебе понравилось наше приключение и ты считаешь, что успешно справился со всеми заданиями, то раскрась, пожалуйста, флажок зелёным цветом. Если было трудно, но ты всё-таки смог прийти к верному ответу, раскрась флаг желтым цветом.
Если тебе было трудно и на каждом задании тебе требовалась моя помощь, то раскрась флаг красным цветом.
(Если осталось время, то ученику можно раскрасить весь кораблик)
3. Домашнее задание
Повесить сделанную из блёсток в начале урока букву «А» на холодильник, повторить слова на букву «А», обвести в кружок картинки, в которых звук [а] стоит вначале слова на специальной карточке с заданием