МААМ-картинки

Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» в старшей группе Исследовательская деятельность

Алена
Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» в старшей группе Исследовательская деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Песок»

Задачи:

-формировать представления о свойствах песка;

-развивать интерес к экспериментированию, навыки исследовательской деятельности;

-закрепить правила безопасной работы с песком;

-воспитывать культуру познания, чувство уверенности в себе.

Публикация «Конспект занятия по образовательной области „Ребёнок и природа“ в старшей группе Исследовательская деятельность» размещена в разделах

Материалы и оборудование: коробка с песком, накрытая салфеткой; карточки с изображением методов исследования; карта исследователя на каждого ребёнка, листочки для записи, карандаши; энциклопедии с информацией и иллюстрациями (рисунки на стекле, детские постройки изпеска, использование раствора на стройке) и реальными предметами (наждачная бумага, стекло, песочные часы);иллюстрация с изображением гор, камней под воздействием ветра, дождя;ноутбук с иллюстрациями песка (залегает в земле; на берегу моря; пустыня с барханами); иллюстрации пустыни с изображением нескольких растений (в т. ч. верблюжьей колючки, с изображением животных пустыни (в т. ч. верблюда, змеи, тушканчика); песок в тарелочках и лупы (микроскопы) на 1-ю подгруппу детей; воронки с песком и стаканом, стакан с водой, акварельные краски, кисточки на 2-ю подгруппу детей); фотографии с изображением причудливых форм песчинок.

Ход занятия

1. Организационный момент (дети стоят в кругу с воспитателем).

В. Сегодня на занятии я предлагаю стать исследователями. Кто такие исследователи? А что мы будем исследовать, я предлагаю вам угадать. В коробке находится объект нашего исследования. Нужно наощупь узнать, что это. (Дети по очереди опускают руку в коробку под салфетку и рассказывают, о своих ощущениях). Да, это песок. Где мы можем увидеть песок? (На море, на реке, в песочнице, на стройке, др.)

2. Постановка исследовательской задачи

В. А что мы с вами знаем о песке (Песок сухой, сыпучий; лепится и принимает нужную форму только влажный песок).Но это не все свойства песка. Хотите узнать ещё много нового и интересного о песке?

3. Составление плана исследования.

В. Мы же сегодня исследователи? Вот и будем с вами собирать информацию о песке. Как мы это сделаем (Дети называют все методы исследования, а воспитатель подводит к тем методам, которые будут использоваться).

1. Подумать самостоятельно

2. Посмотреть в книге

3. Провести наблюдение или эксперимент

4. Получить информацию в Интернете

5. Спросить у специалиста.

В. Каждый из вас получает карту исследователя (карта с 5-ю конвертиками, на которых изображены методы исследования). Мы будем записывать полученную информацию и складывать в конверты.

Первый метод- подумать самостоятельно (карточка с изображением ребёнка с жестом «подумать»)- мы с вами использовали уже. Давайте эту информацию запишем, и листочки сложим в первый конверт на своих картах исследователей. (Дети рассаживаются за столы,используя пиктографическое письмо, зарисовывают информацию о том, что песок сухой, сыпучий, лепится и принимает нужную форму только влажный песок; листочки складывают в конвертик с изображение метода «подумать самостоятельно»).

В. Дальше наше исследование мы будем проводить в наших уголках (в уголках стоят карточки с методами исследования) :

- карточка с изображением книги, в уголке книги мы прочитаем информацию о песке в специальной справочной литературе;

- карточка с изображением компьютера, в уголке игры «Семья» мы найдём информацию о песке в компьютере, узнаем, что такое барханы. Вам интересно узнать, что это такое?

- карточка с изображением специалиста, в уголке природы мама Даши, Наталья Ивановна, учитель биологии, расскажет нам, какие растения растут и какие животные живут в тех местах, где очень-очень много песка. карточка с изображением эксперимента,в уголке «Знайка»мы проведё м с вами эксперименты: рассмотрим песок через лупу, узнаем, можно ли с помощью песка очистить воду. Для проведения эксперимента мы разделимся на две подгруппы.

Физминутка

В. Итак, чтобы нам успешно поработать, предлагаю провести физминутку и начать наше исследование.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Песка много, он сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать,

Его водичкой поливать,

Рыть в песке ходы, тоннели,

Куличи лепить для Нелли.

4. Работа по сбору информации

В. Итак, мы отправляемся с вами в уголок книги.

В энциклопедии написано (иллюстрации и реальные предметы) : камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок. Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Из песка делают наждачную бумагу и стекло, песок используют в песочных часах, добавляют в раствор при постройке зданий, сухим песком можно рисовать, из влажного песка дети делают постройки.

В. Откуда взялся песок?

Какого цвета бывает песок?

Для чего используют песок?

(Воспитатель предлагает детям присесть за столы и зарисовать с использованием криптографического письма, полученную информацию, карточки сложить в конверт с изображением метода «прочитать в книге»).

В. А теперь мы с вами отправляемся в уголок, где вы играете «в семью»; там у нас есть компьютер, и мы с вами там найдём ещё очень интересную информацию о песке. (Воспитатель читает и показывает картинки на мониторе).

Песок в почве может залегать слоями, очень много песка на морском побережье, в пустыне.

Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные горки? (Ответы детей). Их создаёт ветер. Называются эти песчаные холмы барханами. Когда ветер дует с разных сторон, барханы, возникают в разных местах. Вот так, с помощью ветра, песок путешествует в пустыне.

В. Где можно встретить песок.

Что такое барханы?

(Воспитатель предлагает детям сесть за столы и зарисовать с использованием криптографического письма, полученную информацию, карточки сложить в конверт с изображением метода «найти информацию в компьютере»)

Игра «Песчинки».

В. Вы, дети, будете песчинками в пустыне. Я буду ветром. Когда ветра нет, - песчинки сидят на месте (Дети приседают,звучит аудиозапись ветра). Подул ветер – что случилось с песчинками (Дети делают несколько «барханов»).

В. А теперь мы идёт в уголок природы, где нас ждёт мама Даши, Наталья Ивановна, она специалист.

Н. И. Посмотрите, на барханах очень мало растений. (Показывает детям иллюстрации).Почему? Как вы думаете?

Н. И. Ветер, то засыпает растения песком, то выдувает его, и корням не за что держаться. К тому же, песок в пустыне под яркими лучами солнца становится очень горячим! В таких условиях могут выжить только самые выносливые растения, но их очень мало. У этих растений вместо листьев колючки, которые удерживают воду, а корень очень-очень длинный, чтобы достать воду, которая находится глубоко. В пустыне есть такое растение- верблюжья колючка. Почему оно так называется, вы догадались?

В. А наши ребята могут назвать некоторых животных, которые живут в пустыне ( Дети отвечают: верблюды, тушканчики, змеи).

Н. И. А как вы думаете, как эти животные приспособились к жизни в пустыне (Показывает иллюстрации).Верблюд может очень-очень долго жить без воды, его ноги устроены так, что ему нетрудно долго идти по песку. Его ещё называют кораблём пустыни. Как вы думаете, почему?

Н. И. Змеи закапываются в песок от врагов, прячутся от жары, тушканчики выкапывают глубокие норы с разными ходами и выходами.

В. Спасибо, Наталья Ивановна.

Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Как приспособились животные к жизни в пустыне (Воспитатель предлагает детям присесть за столы и зарисовать с использованием криптографического письма полученную информацию, карточки сложить в конверт с изображением метода «найти информацию в компьютере»)

В. А сейчас мы с вами будем работать в лаборатории. Для этого необходимо разделиться на 2 подгруппы. (Дети надевают белые халаты, по желанию занимают места за любым из 2-х столов, воспитатель помогает назначить «старшего» в каждой подгруппе, который по итогам будет делать доклад).

В. В начале проведения опытов давайте вспомним правила безопасности. Как нужно вести себя в лаборатории? С песком нужно быть аккуратным: не рассыпать, не бросать, не брать в рот (в 1-й подгруппе дети работают под наблюдением воспитателя, во 2-й-под наблюдением мамы; взрослые помогают детям, направляют их работу).

Опыт 1

В. Перед каждым из вас песок в тарелочках и лупы (микроскоп).

Задание: обследовать сухой песок пальцами, рассмотреть песок через лупу (микроскоп); подготовить доклад по результатам опыта «Как под микроскопом выглядит песок?»

Опыт 2

Фильтрация воды

В. У вас стоят стаканчики с водой и акварельная краска, стаканы с воронками, в которых находится песок.

Задание: закрасить воду красной краской, чтобы вода получилась очень яркой, и пропустить красную воду через песок в воронках. Воду нужно наливать понемногу и ждать, пока она просочится через песок в стакан. Затем сравните отфильтрованную воду с закрашенной. (В горлышке воронки лежит тонкий кусочек поролона, чтобы не высыпался песок, воронка заполнена песком)Подготовить доклад «Как изменилась вода и почему?»

(Когда работа закончена, дети рассаживаются за столами, из каждой группы один ребёнок делает доклад по результатам эксперимента).

Доклад 1.

Р. Песок состоит из маленьких песчинок. Песчинки очень маленькие, в основном круглой формы, полупрозрачные; в сухом песке отделены друг от друга.

В. Посмотрите вот на эти снимки, которые были сделаны учёными в специальной лаборатории при рассматривании песка через очень мощные микроскопы. На фотографиях хорошо видны причудливые формы песчинок. Просто удивительные снимки!

Доклад 2.

Р. Вода, которая прошла через песок стала светлее. Значит, песок очищает воду.

В. Да, дети, песок – это природный фильтр. Так раньше очищали воду наши прабабушки. (Воспитатель предлагает детям зарисовать с использованием криптографического письма, полученную информацию, карточки сложить в конверт с изображением метода «провести эксперимент»)

5. Анализ и обобщение результатов

В. Молодцы ребята. Разложите перед собой листочки, посмотрите ещё раз на свои записи, вспомните, о каких свойствах песка мы говорили. Кто хочет рассказать, используя свои записи, что он сегодня узнал? (1-2 ребёнка рассказывают).

6. Общее подведение итогов воспитателем

В. Молодцы, ребята. Мы с вами много нового узнали о песке. Где мы искали информацию? Вам понравилось наше занятие? Что было самым интересным? Может у вас возникли вопросы? К вашим записям мы ещё будем возвращаться. Спасибо за работу.

Уборка рабочих мест вместе с воспитателем.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Усваивается все крепко.

Доклад «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познание» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Итоговое занятие «Грибная викторина» по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей логопедической группеИтоговое занятие «Грибная викторина» по образовательной области «Ребенок и природа» в старшей логопедической группе Программное содержание: формировать представления у воспитанников о грибах, их видах, строении, отличительных признаках. Развивать умения.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое семья?» Программное содержание: систематизировать представления детей о семье, родственных отношениях, упражнять в подборе определений к существительному,.

Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?»Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе «Что такое школа?» Программное содержание: расширить представления детей о школе, школьных принадлежностях и их назначении, развивать речь, саморегуляцию,.

Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе.Конспект занятия по образовательной области «Элементарные математические представления» в старшей группе. 2017 год объявлен в Беларуси Годом науки. Очень важно, чтобы подрастающее поколение выросло креативным, с нестандартным мышлением. Ведущую.

План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе на тему «Путешествие в мир Космоса»План-конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» в старшей группе на тему «Путешествие в мир Космоса» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию план - конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество».

Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность в реализации образовательной области «Познавательное развитее» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» в старшей группе Исследовательская деятельность
Опубликовано: 8 июня 2020 в 07:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по образовательной области «Ребёнок и природа» в старшей группе Исследовательская деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Алена (УИ 2355718) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД