Ольга Спесивцева
Конспект занятия по ОБЖ для дошкольников «Доврачебная помощь при травмах: незначительных ранках и ссадинах»
▼ Скачать + Заказать документы
Доврачебная помощь при травмах: незначительных ранках и ссадинах
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ. Практико-ориентированное занятие разработано и апробировано в рамках реализации дополнительной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «Войди в природу другом», раздел «ОБЖ».
На основе актуализации знаний, жизненного опыта материал преподносится в доступной форме с использованием методов проблемного обучения, критического мышления и технологии здоровьесбережения.
Публикация «Конспект занятия по ОБЖ для дошкольников „Доврачебная помощь при травмах: незначительных ранках и ссадинах“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
Материалы и оборудование: аптечка - перевязочные средства (бинт, лейкопластырь, антисептики (таблетки гидроперита, фурацилина, перманганат калия, спиртовой р-р йода, спиртовой р-р бриллиантового зеленого, пинцет, ножницы, спички очищенные от серной головки - по количеству детей; миска или ванночка - по 1 на каждые три человека, стаканчики прозрачные – 3 шт., куклы – по 1 на каждые три человека.
Целевая аудитория: дети старшей и подготовительной группы ДОУ (5-7 лет).
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель: обучение детей оказанию доврачебной помощи при небольших ссадинах и ранках (само- и взаимопомощи).
Задачи:
образовательные (предметные) - развивать познавательный интерес к предметам естественно-научного цикла через вовлечение детей в практическую деятельность;
личностные - формировать навыки взаимодействия, безопасного образа жизни, само- и взаимопомощи, воспитывать сострадание и заботу о других;
метапредметные – развивать: самостоятельность, ответственность, инициативность, смекалку; умение находить выход из трудных ситуаций; мелкую моторику рук.
.
Вводная часть
Актуализация знаний. Проблематика.
Здравствуйте, ребята.
Поднимите, пожалуйста, руку те, кто любит гулять.
Реакция детей.
Замечательно! Свежий воздух полезен для здоровья.
На улице вы, наверное, бегаете, играете, верно?.А всегда ли вы или ваши друзьями возвращаетесь домой целыми и невредимыми? Что же случается иногда?
Ответы детей (.).
Да, это, наверное, не очень приятно, а, может быть, даже и больно. Ещё хуже, если посадили ссадину или поранились. А как же вы поступаете дальше?
Ответы детей (плачем, зовём взрослых, идём домой, если совсем серьёзная травма, и человек не может передвигаться, просим окружающих вызвать скорую помощь)
Правильно, лечить детей должен врач. А что же делать, если рядом нет взрослых, но при этом вы видите, что ранка или ссадина небольшая.
Ответы детей (.).
Ребята, как вы думаете: могут ли дети самостоятельно справиться с этой неприятностью?
Ответы детей (.).
Могут.
Определение темы и задач занятия.
Сегодня мы с вами и будем учиться оказывать первую помощь при небольших царапинах, узнаем, какие средства нам в этом случае пригодятся. Поможет нам в этом кукла Маша. Она будет нашей пациенткой.
Основная часть
Теоретическая часть занятия.
Используется технология критического мышления.
Но сначала мы должны ответить на несколько важных вопросов. Чтобы на них ответить, мы немного порассуждаем, поиграем в исследователей. Скажите, пожалуйста, для чего мы моем руки перед едой?
Ответы детей (Чтобы были чистые)
А зачем нам чистые руки, ведь можно поесть и немытыми, какая разница, так даже быстрее - поели и бегом на улицу?
Дети, как правило, возмущаются и горячо убеждают, что руки моют, чтобы были чистыми.
Все правильно вы говорите - чистыми, но чистыми от чего?
Ответы детей (.).
От болезнетворных микробов. Слышите слово: «болезне - творных» - это значит, вызывают болезни, вредные. Они невидимы невооруженным глазом, их можно увидеть только в микроскоп.
Ребята, а какую воду вы обычно пьёте: из-под крана или кипячёную?
Ответы детей (.).
А почему кипячёную?
Ответы детей (.).
Значит, мы и воду кипятим тоже для того, чтобы вредные бактерии или микробы погибли.
А где, по-вашему, мы чаще всего получаем травмы?
Ответы детей (.).
Да, конечно, обычно мы падаем на улице, где могут быть камни, земля, грязь, пыль. И тогда, как вы знаете, в ранку, даже небольшую, попадает грязь.
Поэтому ранка или ссадина - место повреждения кожи - может заболеть гораздо сильнее, если её вовремя не полечить, то есть не обработать специальными средствами. Бактерии, которые попали в ранку, начинают очень быстро размножаться и появляется воспаление, поэтому нужно как можно скорее оказать помощь пострадавшему.
Практическая часть занятия.
Я предлагаю вам ненадолго стать Айболитами.
Значит, наша главная задача (формулируем вместе с детьми…
– очистить от загрязнения ранку, и сделать так, чтобы больше в неё не попали микробы.
А какое самое первое условие, то есть что мы должны сделать, прежде чем начать оказывать помощь?
Ответы детей (.).
Сами вымыть руки.
Детям предлагается сходить вымыть руки и набрать в три стаканчика воды. Педагог вместе с детьми моет руки.
Мы должны очистить ранку, промыть водой, но, как вы уже понимаете, в воде тоже могут быть микробы. Поэтому промыть можно кипяченой водой или водой, которая обеззаражена с помощью специальных веществ:
Педагог демонстрирует медикаменты
1. Перекись водорода или гидроперит. Он продается обычно в растворе, т. е. в жидкой форме, в пластмассовых упаковках в аптеке. А у нас есть таблетка, которую нужно растворить в воде.
2. Кристаллики марганцовокислого калия – марганцовки. Её тоже растворяют в воде, но только несколько кристалликов (можно подцепить чистым концом спички)
3. Таблетки фурацилина. Эту таблетку нужно измельчить (деревянной скалкой можно раздавить прямо в бумажной упаковке) и залить желательно горячей водой. У нас только теплая вода.
Сейчас проведем эксперимент: в каждый стакан положим по одной таблетке и кристаллик марганцовки.
Наблюдаем и комментируем наблюдаемое.
В одном стакане вода розовая, в другом – желтая, в третьем, как была прозрачной, так и осталась, но мы-то знаем, что там таблетка гидроперита, она ещё не до конца растворилась и немного шипит и пузырится.
Смотрим, как идут пузырьки, подносим к уху стаканчик и слушаем шипение. Предположения детей: «Это таблетка с микробами дерётся».
Над мисочкой держим куклу с «испачканной» коленкой, поливаем перекисью водорода. Пинцетом держим ватку и аккуратно промокательными движениями очищаем «ранку».
Ребята, как вы думаете, что мы будем делать дальше?
Ответы детей (.).
Дети обычно предлагают заклеить лейкопластырем, забинтовать, намазать зелёнкой или йодом.
Да все это верно, но прежде мы должны, как правильно сказал (а) «имя ребенка» обработать ранку йодом или зеленкой.
Как вы думаете, при помощи чего можно смазать ранку, чтобы не запачкаться и дополнительно не занести в ранку микробов?
Ответы детей (.).
Правильно, можно воспользоваться ватной палочкой, но это дома, а мы с вами – туристы и в поход лишних вещей стараемся не брать, поэтому и ватных палочек у нас, скорее всего, не будет. Что же делать, как найти выход? Можем ли мы чем-то их заменить?
Ответы детей (.).
Если дети не предлагают варианты:
Вот подсказка: у нас есть спички для разведения костра и обязательно аптечка, а в ней всегда должна быть вата.
Ответы детей (.).
Можно самим сделать ватные палочки. Сейчас мы этим и займёмся.
Раздали спички.
Физкультминутка – пальчиковая игра.
Чтобы наши руки стали ловкими, мы немного поиграем, разогреем их.
Положим спичку на одну ладонь, а другой накроем и покатаем, как раскатываем пластилин в «колбаску». Чувствуете, как спичка щекочет ладони?
(Дети считают, что эти движения похожи на массаж.)
А теперь зажмём спичку между большим и указательным пальцами и тоже покатаем. Поочередно меняя пальцы от указательного до мизинца, говорим: «Этот пальчик хочет спать, этот пальчик – прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик, уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора!» (http://www.russisch-fuer-kinder.de/de_start/gedichte/lesetexte.php%3Flesen%3Dpoteshki_fingerspiele).
Ребята, давайте все вместе то же самое повторим, но сначала переложим спичку в другую руку.
Пока идёт разминка, педагог раскладывает кусочки ваты-«облачка».
По ходу объяснения педагог показывает каждое движение.
Наши пальчики готовы, теперь зажмём спичку между двумя пальчиками: указательным и большим, таким образом, как будто хотим взять немного соли.
В другую руку возьмём «облачко» (у детей обычно ассоциируется со сладкой ватой) и прикладываем к кончику спички. У нас получился «флажок».
Затем возьмём наш «флажок» - конец спички с ваткой - в «клювик», сложенный уже не из двух, а из трёх пальцев в виде щепотки, так, как будто хотим взять соли побольше, и затем прокручиваем спичку за свободный конец двумя пальчиками в «клювике», немного прижимая ватку к спичке, как бы накручивая флажок на палочку.
Получается далеко не у всех, в этом случае помогаем сами и советуем детям, у которых получилось, предложить помощь тем, кому не удаётся выполнить задание.
Получилась ватная палочка.
Думаем на что похоже? Дети считают, что получилось белое «эскимо».
Ребята, давайте продолжим лечить наших пациентов. Они уже нас заждались.
Ватные палочки кладём на стол. Обмакиваем одну, самую плотную, в йод (он с поверхности игрушки со временем улетучится) и по очереди смазываем края «ранки» у кукол.
Вот и обработаны ранки у наших пациентов.
Как вы думаете, что ещё осталось сделать, чтобы довести дело до конца?
Ответы детей (.).
Нужно защитить ранку от дальнейшего попадания микробов. Можно заклеить лейкопластырем, особенно, если наши пострадавшие пойдут снова гулять. Нужно быть очень аккуратными, чтобы не задеть поверхность лейкопластыря, которая прикладывается к коже, и не запачкать её.
Педагог раздаёт лейкопластыри, демонстрирует, как правильно распечатать, наложить марлевой прокладкой на поврежденный участок и прижать к коже.
Дети повторяют.
Заключительная часть
Рефлексия.
Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы всё сделали правильно, наши куколки почти здоровы. Вам понравилось быть докторами?
Ответы детей (.).
Скажите, кто теперь готов помочь товарищу или самому себе, если вдруг поранится или поцарапается?
Ответы детей (.).
А что вы сделаете в первую очередь?
Ответы детей (Моем руки, промываем ранку кипяченой водой или готовым аптечным раствором, смазываем края раны йодом или зеленкой и накладываем бактерицидный лейкопластырь).
Вы пока не можете самостоятельно пользоваться этими медикаментами, нужно немного подрасти, а вот знать это полезно, ведь вы можете подсказать или помочь старшим товарищам или взрослым. Но скоро, став постарше, вы сами сможете оказать помощь.
Прощание с детьми.
Всем спасибо за то, что дружно работали и помогали друг другу.
На этом наше занятие завершено, до свидания!