МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»

Светлана Насибуллина
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»

Образовательная область: «Познавательное развитие» (раздел «Окружающий мир», «Развитие речи», Физическое развитие

Тема «Как живёт Кот Матроскин».

Цель:

Знакомство детей старшей группы с жизнью, бытом русского народа

Задачи:

1. воспитательные: воспитывать интереса к традициям своего народа;

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Как живёт Кот Матроскин, Жизнь и быт русского народа“» размещена в разделах

2. образовательные: знакомство детей с русской избой, с бытовыми предметами, утварью крестьян (печь, заслонка, шесток, коромысло); знакомство с предметами, используемыми на кухне для приготовления пищи, для хранения продуктов (кочерга, ухват, чугунок, коромысло, крынка, рукомойник, рушник);

3. развивающие: расширение кругозора дошкольников, создание условий для развития умения отгадывать загадки, понимать смысл пословиц, способствовать формированию развития речи, умению аргументировать свои высказывания.

Методы и приемы: игровые (игровая ситуация, сюрпризные моменты, физминутка, наглядные методы и приёмы (показ слайдов).

словесные (беседа - диалог, художественное слово, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование и наглядный материал: презентация Power Point, оборудование для воспроизведения презентации

Организационный этап

Цель: создать положительный настрой на работу

Ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня красивыми, здоровыми, в хорошем настроении. Сегодня мне на эл. почту пришло письмо от Кота Матроскина с фотографиями, я сейчас его покажу.

Мотивационно-побудительный этап

Цель: побудить детей к познавательной деятельности на занятии

«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно смотрел телевизор и увидел передачу про ваш детский сад и решил с вами познакомиться Сегодня я хочу рассказать, как я живу»

«Наша деревня называется «Простоквашино» и находится она в двух километрах от города. А это мои лучшие друзья: Шарик и Дядя Фёдор».

Слайд 5. «К нам часто приходит в гости Печкин, это наш почтальон».

Основной этап (Решение поставленных задач)

1. Знакомство с пословицами

Цель: знакомство с пословицами, обучение пониманию смысла пословиц, развитие речи, совершенствование умения аргументировать свои высказывания

Воспитатель: Гость на порог — хозяину радость. Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Давайте посмотрим, в каком доме живёт Кот Матроскин с друзьями.

2. Знакомство детей старшей группы с жизнью, бытом русского народа

Цель: знакомство детей с русской избой, с бытовыми предметами, утварью крестьян, вовлечение в беседу, расширение кругозора дошкольников, создание условий для развития умения отгадывать загадки

Этот дом из бревен (называется бревенчатый дом) А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева?

Вот такие постройки из брёвен есть ещё в Простоквашино (показать образцы).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что главное в деревенском доме? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают – глотает» (печь)

Правильно, это печь, и у Кота Матроскина есть тоже печка. Давайте посмотрим, какая она.

Посмотрите, это Шарик готовит пироги в русской печи (показать)

Ребята, посмотрите, какие печи бывают в избах (показать)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка- деревенская кормилица.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (ответы)

Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!

Чем избу обогреть? (ответы)

Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)

А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь) Да, печь и накормит и обогреет.

Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, показать)

Воспитатель: А вы знаете, как готовить дрова? (заготавливают, колют, убирают в дровенник). Ребята, а зачем дрова нужно убирать в дровенник? (ответы)

Давайте заготовим дрова, сделаем зарядку.

3. Физкультминутка

Цель: восстановление работоспособности детей, улучшение самочувствия, повышение внимания, предупреждение утомляемости

«Напилим дрова»

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (правой рукой имитируем, что несём пилу)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

4. Продолжение знакомства детей с бытом русского народа

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

-В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. А чтобы приготовить пищу нужна была вода, а водопровода в избе не было, люди ходили за водой к колодцу, носили воду в ведрах при помощи коромысла. Посмотрите, какое коромысло есть в доме у Кота Матроскина. (Показать коромысло)

Ребята, а вот как нужно им пользоваться: мальчик держит на плече коромысло, на котором висят 2 ведра (показать фото)

Воспитатель: А вы знаете, в чем нужно готовить пищу в русской печи? Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

-Это чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чугуны бывают разного размера.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? У него же нет ручек, как у кастрюли. Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

-Чтобы приготовить что-нибудь в печи нужно отодвинуть заслонку, разгрести угольки кочергой, подхватить ухватом чугунок и поставить в устье печи. Когда всё приготовится, то достать чугунок нужно тоже ухватом, и поставить чугунок или пироги на шесток.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна заслонка (чтобы тепло не выходило). Ребята, но тепло может ещё убежать через трубу. Поэтому, когда все дрова в печи прогорят, нужно закрыть не только заслонку, но и трубу. Когда печь горит, дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо, а когда дыма уже нет, только тогда можно закрывать трубу, чтобы тепло не выходило на улицу. Если раньше закрыть заслонку или трубу, весь дым пойдёт в дом, и можно задохнуться от дыма. Это очень опасно.

Воспитатель: Ребята, если мы к Матроскину в гости приедем, где мы будем мыться? В ванне? У них в избе есть ванная комната? (ответы)

Конечно же в избе нет ванной, а жители деревни моются в бане. Вы были в деревне? Мылись в бане? Здорово, не правда ли? А для того, чтобы помыть руки, в избе на кухне есть рукомойник. А руки вытирают рушником.

- Давайте посмотрим на баню Матроскина.

- А это рукомойник на кухне в избе у Матроскина и Шарика.

-Ребята, а вы помните, как зовут любимую корову Матроскина? А почему он её так сильно любит? (ответы)

Правильно она даёт много молока. Матроскин прислал и фото своей Мурки с Дядей Фёдором. Посмотрите на неё, какая она большая и добрая. А Вы знаете, как называется место, где живут домашние животные в деревне? (в хлеву)

Правильно, весь скот в древне держат в хлеву. А чем кормят корову? (сеном). А что такое сено? (высушенная трава)

Да, его заготавливают летом и укладывают в стога, так оно лучше хранится и не сыреет. Сеном корову кормят осенью, зимой и весной, а ещё сено используют как подстилку для животных: свиней, овец, телят.

- Посмотрите, какой стог сена заготовил Матроскин со своими друзьями.

Сена много, вот Мурка всегда и сыта, поэтому даёт много молока, которое хранится где? (ответы)

Ребята существуют специальные кувшины, горшки для хранения молока. Это крынки. В них молоко долго не портится, остаётся прохладным.

Матроскин хранит своё молоко в них. Когда мы приедем в Простоквашино, Матроскин и Шарик нас обязательно угостят молоком.

Ребята, Матроскин и его друзья приглашают нас к себе в гости

Рефлексивно-коррегирующий этап

Цель: подведение итогов, осознание детьми того, что нового узнали

Ребята, как много интересного мы узнали из письма Матроскина, давайте передадим Матроскину спасибо за его письмо и пошлём ему свою фотографию на память, пригласим его к себе.

Фотографирование.

Я обязательно отправлю ваше фото в Проокващино. А мы теперь вспомним про деревенское житьё- бытьё. Отгадайте, о чём я говорю:

- Стоит шуба в избе, а рукав на улице (печь с трубой).

-Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, превратились в угольки (дрова).

- Что в избе за коровьи рога? (ухват).

-Черный конь прыгает в огонь (чугун).

- Что имеется в избе для мытья рук (рукомойник)

-С помощью чего носят воду в вёдрах из колодца? (коромысло)

Скажите, что вам больше всего запомнилось? Было ли вам интересно? Что вы расскажите дома своим родителям, о чём вы узнали?

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование «Быт и культура русского народа» для детей старшей группы КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Возраст: старшая группа детей с разным уровнем речевого развития Тема недели: «Быт и культура русского.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект НОД по окружающему миру «Жизнь птиц зимой» «Жизнь птиц зимой» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) Тема: «Зимующие птицы» Цель: создание социальной ситуации развития.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие с Капитошкой» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие с Капитошкой» Цели: • Сформировать у детей знания о значении воды в.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки» Цели: • Формировать экологическую культуру у детей; • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия в старшей группе «Осенины» по окружающему миру МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. Программные задачи: дать детям элементарные представления о.

НОД «Традиции и быт русского народа» НОД «Традиции и быт русского народа» Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Презентация «Быт и праздники русского народа» Презентация предназначена для старшего дошкольного возраста Цель. Формирование у детей представлений о традициях и быте русского народа;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»
Опубликовано: 6 марта 2019 в 22:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД