Папки-передвижки

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Край Пензенский. Прошлое и настоящее»

Ирина Грушина
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Край Пензенский. Прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: углубление знаний детей о прошлом родного города.

Задачи:

1. Расширять у детей представления о городе Пенза, его истории.

2. Развивать у детей речевую активность в процессе бесед о краеведческом музее города Пенза, достопримечательностях города (памятник Первопоселенцу, драматический театр, музеи, фонтанная площадь и др.).

3. Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему Пензенского края.

4. Воспитывать у детей любовь к родному городу.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Край Пензенский, Прошлое и настоящее“» размещена в разделах

Методы и приемы: рассказ воспитателя об истории г. Пенза, рассматривание фотографий, беседа о родном городе, проведение викторин, раскраски по данной теме, конструирование архитектурных построек.

Материалы и оборудование: волшебная свеча, фотографии старой и современной Пензы, фотографии достопримечательностей Пензы, предметы старины. Деревянный конструктор, листы бумаги, фломастеры, карандаши, восковые мелки.

Предшествующая работа: Рассматривание открыток с панорамами города Пензы, беседы о городе Пенза («Пенза – моя малая Родина», «Знакомство с символикой города Пенза», «Знакомство с достопримечательностями Пензы»).

Ход занятия:

-Ой, ребята, свет погас, наверное, что-то случилось? Ребята, а знаете, когда гаснет свет, начинают происходить разные чудеса. Когда я была маленькой, мне очень нравилось, когда гас свет. Мама зажигала свечу, как в далекие времена, и я начинала мечтать, что будто я попала в старинный город.

-Ребята, а давайте тоже зажжем свечу, и отправимся в виртуальное путешествие. (Воспитатель зажигает свечу)

-Мы побываем с вами в краеведческом музее Пензенской области.

-Хотите туда попасть? (Да)

-Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова:

-Вокруг себя обернись и в музее очутись.

(зажигается свет в группе)

-Но, сначала давайте вспомним правила поведения в музее.

(В музее нужно вести себя тихо, потому что туда приходят другие посетители, и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать).

1 Слайд (краеведческий музей Пензенской области)

-Ребята, мы с вами находимся перед зданием краеведческого музея, так он выглядит снаружи.

-А может, кто-то был в этом музее?

-Ребята, а может кто-то знает, почему музей называется краеведческий?

-Я могу вам подсказать.

-От слова край и ведать, что значит знать свой край. Поэтому и называется - краеведческий. Ведь именно в краеведческих музеях собраны экспонаты, которые поведают историю, того или иного края, что очень интересно и жителям, и гостям.

-Хотите узнать, как появился наш город, какой он был давным-давно? (Да)

-Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу экскурсию.

2 Слайд (природа Пензенского края)

На берегах Суры родной.

Распластался город мой.

По преданиям далеким,

По сказаньям стариков,

Начинался город Пенза,

Посреди семи холмов.

С. Живой

3 Слайд (начало строительства)

. Было это давным-давно (в семнадцатом веке). Пришли сюда люди. Вышли к крутому обрыву. И встали очарованные красотой. Перед ними за извилистой лентой реки простерлась зеленая долина. По-хозяйски осмотрели они местность, прикрикнули и сказали: Здесь стоять крепости государства Московского.

4 Слайд (строительство крепости)

Так на юго-восточной границе Московского государства (в 1663 году) началось строительство города-крепости, который получил свое название от реки Пензы. Крепость защищала территорию России от врагов.

5 Слайд (национальные костюмы)

В Пензенской губернии жили раньше и живут сейчас, разные национальности: русские, мордва, татары и чуваши.

Посмотрите, какие красивые у них национальные костюмы.

Все они жили бок о бок, и дома у них стояли рядом. И праздники отмечали все вместе. Очень любили ярмарки и гулянья.

-Хотите сыграть в русскую народную игру: «Золотые ворота» (Да)

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй раз - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

6 Слайд (современная улица Московская)

-Ребята, посмотрите, это - улица Московская, главная улица нашего города. Вы наверное не раз гуляли по ней.

7 Слайд (улица Московская с деревянными избами)

-А так улица Московская, выглядела в старину, дома были деревянные, дорога была земляная.

8 Слайд (крестьянская изба снаружи)

-Ребята, в далекие времена дом называли избой и строили избу из деревянных брёвен, без одного гвоздя. В ней было тепло и уютно. Изба была прочной, никакому ветру не подвластной.

-Хотите попасть в избу? (Да)

9 Слайд (крестьянская изба внутри)

-Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе -это печь.

-Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Правильно, печь-это тепло, это свет, это место для приготовления пищи, на печи спали, грелись, сушили одежду. Рядом с печью ставили сундук - для хранения домашней утвари. Посуду использовали глиняную и деревянную. В печи пекли хлеб и готовили пищу.

-Ребята, горшок ставили, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйке не обжечься? А для этого у них было специальное приспособление - ухват.

10 Слайд (ухват, можно показать настоящий предмет.

11 Слайд (современная плита)

-А такая печь у нас с вами сейчас.

12 Слайд (женщина с коромыслом)

-У каждого в доме есть водопровод, открыл кран, и вода сама потекла. А раньше воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.

13 Слайд (прялка и ткацкий станок)

-А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали: носки, шарфы, варежки.

-А это ткацкий станок на нем крестьянки ткали холсты, половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием.

14 Слайд (лапти)

- Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь.

-Ребята, а может кто-то знает, какую обувь раньше носили?

-Правильно, лапти.

Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы.

-А сейчас у нас с вами современная обувь, посмотрите на свои ножки, какие красивые у вас сандалии!

15 Слайд (улица Московская с каменными домами)

С каждым годом жизнь людей менялась, наш город становился все больше, люди стали более образованными. Открывали школы, техникумы, институты, больницы. Были построены кондитерская, швейная фабрика, строили заводы, на них выпускали велосипеды и часы. Появилась железная дорога. Теперь дома, жителей города, строили из кирпича.

16 Слайд (достопримечательности Пензы)

И сейчас наш город растет и развивается.

-Посмотрите на достопримечательности современной Пензы :

*Памятник первому поселенцу

*Музей одной картины

*Улица Московская

*Фонтанная площадь

*Драматический театр и т. д.

Много известных: писателей, спортсменов, артистов – прославляют наш город.

Пенза, становиться красивей день ото дня, мы смело можем гордиться нашей малой Родиной!

Викторина:

1. Какая река протекает в городе Пенза?

А) Волга;

Б) Сура;

2. Какое название носит главная улица города?

А) улица Чехова;

Б) улица Московская.

3. Какой вид городского транспорта НЕ встретишь в городе?

А) трамвай;

Б) автобус.

4. Чего нет в нашем городе: театра или цирка?

-Ребята, наша виртуальная экскурсия в краеведческий музей подошла к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.

-Закройте глазки, а я произношу волшебные слова: «Вокруг себя повернись в детском саде окажись!»

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

-Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края!

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект НОД по окружающему миру «Мебель» в старшей группе Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Мебель» Цель: уточнить и расширить словарь по теме «мебель» Задачи: -уточнить.

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Конспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Осенние наблюдения за насекомыми» в старшей группе Тема: " Кто живет в цветнике" (занятие проводится на прогулке) Цели: развивать основные понятия о насекомых, развивать у детей представления.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Домашние животные зимой» Тема: Домашние животные зимой. Цель: Закрепить представления о домашних животных. Задачи: Образовательные -Обогащать словарь по теме,.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Комнатные растения» Ознакомление с окружающим миром по теме : «Комнатные растения» Цель: Закрепление представлений о комнатных растениях, ухода за ними. Задачи:.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «День Победы» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «День победы» Программное содержание: - сформировать представление детей о событиях.

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Эти удивительные фиалки»Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру «Эти удивительные фиалки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Эти удивительные фиалки». Цель: Вырастить комнатную фиалку из листового черенка. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Край Пензенский. Прошлое и настоящее»
Опубликовано: 15 января 2023 в 18:31
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Край Пензенский. Прошлое и настоящее»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Грушина (УИ 553974) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД