Ирина Грушина
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Край Пензенский. Прошлое и настоящее»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубление знаний детей о прошлом родного города.
Задачи:
1. Расширять у детей представления о городе Пенза, его истории.
2. Развивать у детей речевую активность в процессе бесед о краеведческом музее города Пенза, достопримечательностях города (памятник Первопоселенцу, драматический театр, музеи, фонтанная площадь и др.).
3. Формировать у детей интерес к прошлому и настоящему Пензенского края.
4. Воспитывать у детей любовь к родному городу.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Край Пензенский, Прошлое и настоящее“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пензенская область, Пенза
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Методы и приемы: рассказ воспитателя об истории г. Пенза, рассматривание фотографий, беседа о родном городе, проведение викторин, раскраски по данной теме, конструирование архитектурных построек.
Материалы и оборудование: волшебная свеча, фотографии старой и современной Пензы, фотографии достопримечательностей Пензы, предметы старины. Деревянный конструктор, листы бумаги, фломастеры, карандаши, восковые мелки.
Предшествующая работа: Рассматривание открыток с панорамами города Пензы, беседы о городе Пенза («Пенза – моя малая Родина», «Знакомство с символикой города Пенза», «Знакомство с достопримечательностями Пензы»).
Ход занятия:
-Ой, ребята, свет погас, наверное, что-то случилось? Ребята, а знаете, когда гаснет свет, начинают происходить разные чудеса. Когда я была маленькой, мне очень нравилось, когда гас свет. Мама зажигала свечу, как в далекие времена, и я начинала мечтать, что будто я попала в старинный город.
-Ребята, а давайте тоже зажжем свечу, и отправимся в виртуальное путешествие. (Воспитатель зажигает свечу)
-Мы побываем с вами в краеведческом музее Пензенской области.
-Хотите туда попасть? (Да)
-Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова:
-Вокруг себя обернись и в музее очутись.
(зажигается свет в группе)
-Но, сначала давайте вспомним правила поведения в музее.
(В музее нужно вести себя тихо, потому что туда приходят другие посетители, и мы не должны мешать им. В музее нельзя ничего трогать).
1 Слайд (краеведческий музей Пензенской области)
-Ребята, мы с вами находимся перед зданием краеведческого музея, так он выглядит снаружи.
-А может, кто-то был в этом музее?
-Ребята, а может кто-то знает, почему музей называется краеведческий?
-Я могу вам подсказать.
-От слова край и ведать, что значит знать свой край. Поэтому и называется - краеведческий. Ведь именно в краеведческих музеях собраны экспонаты, которые поведают историю, того или иного края, что очень интересно и жителям, и гостям.
-Хотите узнать, как появился наш город, какой он был давным-давно? (Да)
-Садитесь поудобнее, мы начинаем нашу экскурсию.
2 Слайд (природа Пензенского края)
На берегах Суры родной.
Распластался город мой.
По преданиям далеким,
По сказаньям стариков,
Начинался город Пенза,
Посреди семи холмов.
С. Живой
3 Слайд (начало строительства)
. Было это давным-давно (в семнадцатом веке). Пришли сюда люди. Вышли к крутому обрыву. И встали очарованные красотой. Перед ними за извилистой лентой реки простерлась зеленая долина. По-хозяйски осмотрели они местность, прикрикнули и сказали: Здесь стоять крепости государства Московского.
4 Слайд (строительство крепости)
Так на юго-восточной границе Московского государства (в 1663 году) началось строительство города-крепости, который получил свое название от реки Пензы. Крепость защищала территорию России от врагов.
5 Слайд (национальные костюмы)
В Пензенской губернии жили раньше и живут сейчас, разные национальности: русские, мордва, татары и чуваши.
Посмотрите, какие красивые у них национальные костюмы.
Все они жили бок о бок, и дома у них стояли рядом. И праздники отмечали все вместе. Очень любили ярмарки и гулянья.
-Хотите сыграть в русскую народную игру: «Золотые ворота» (Да)
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
6 Слайд (современная улица Московская)
-Ребята, посмотрите, это - улица Московская, главная улица нашего города. Вы наверное не раз гуляли по ней.
7 Слайд (улица Московская с деревянными избами)
-А так улица Московская, выглядела в старину, дома были деревянные, дорога была земляная.
8 Слайд (крестьянская изба снаружи)
-Ребята, в далекие времена дом называли избой и строили избу из деревянных брёвен, без одного гвоздя. В ней было тепло и уютно. Изба была прочной, никакому ветру не подвластной.
-Хотите попасть в избу? (Да)
9 Слайд (крестьянская изба внутри)
-Ребята, мы пришли с вами в крестьянскую избу. Главное в крестьянской избе -это печь.
-Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Правильно, печь-это тепло, это свет, это место для приготовления пищи, на печи спали, грелись, сушили одежду. Рядом с печью ставили сундук - для хранения домашней утвари. Посуду использовали глиняную и деревянную. В печи пекли хлеб и готовили пищу.
-Ребята, горшок ставили, очень далеко. А представьте, что там огонь, как же быть? Как же хозяйке не обжечься? А для этого у них было специальное приспособление - ухват.
10 Слайд (ухват, можно показать настоящий предмет.
11 Слайд (современная плита)
-А такая печь у нас с вами сейчас.
12 Слайд (женщина с коромыслом)
-У каждого в доме есть водопровод, открыл кран, и вода сама потекла. А раньше воду надо было принести из колодца. Для этого женщины носили воду в ведрах, вешая на коромысло.
13 Слайд (прялка и ткацкий станок)
-А это прялка, на ней пряли шерсть, пух и потом из полученной пряжи вязали: носки, шарфы, варежки.
-А это ткацкий станок на нем крестьянки ткали холсты, половики. Долгими зимними вечерами девушки и женщины занимались рукоделием.
14 Слайд (лапти)
- Женщины шили и украшали одежду, а мужчины изготавливали обувь.
-Ребята, а может кто-то знает, какую обувь раньше носили?
-Правильно, лапти.
Лапти – традиционная обувь крестьян. Лапти плели из лыка – это кора липы.
-А сейчас у нас с вами современная обувь, посмотрите на свои ножки, какие красивые у вас сандалии!
15 Слайд (улица Московская с каменными домами)
С каждым годом жизнь людей менялась, наш город становился все больше, люди стали более образованными. Открывали школы, техникумы, институты, больницы. Были построены кондитерская, швейная фабрика, строили заводы, на них выпускали велосипеды и часы. Появилась железная дорога. Теперь дома, жителей города, строили из кирпича.
16 Слайд (достопримечательности Пензы)
И сейчас наш город растет и развивается.
-Посмотрите на достопримечательности современной Пензы :
*Памятник первому поселенцу
*Музей одной картины
*Улица Московская
*Фонтанная площадь
*Драматический театр и т. д.
Много известных: писателей, спортсменов, артистов – прославляют наш город.
Пенза, становиться красивей день ото дня, мы смело можем гордиться нашей малой Родиной!
Викторина:
1. Какая река протекает в городе Пенза?
А) Волга;
Б) Сура;
2. Какое название носит главная улица города?
А) улица Чехова;
Б) улица Московская.
3. Какой вид городского транспорта НЕ встретишь в городе?
А) трамвай;
Б) автобус.
4. Чего нет в нашем городе: театра или цирка?
-Ребята, наша виртуальная экскурсия в краеведческий музей подошла к концу. Нам пора возвращаться в детский сад.
-Закройте глазки, а я произношу волшебные слова: «Вокруг себя повернись в детском саде окажись!»
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
-Где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!