Получи документы

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Традиции чаепития«

Надежда Чернышова
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Традиции чаепития«

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад ст. Плавица Добринского муниципального района Липецкой области

(МАДОУ д. сад ст. Плавица)

Конспект занятия

по окружающему миру в старшей группе на тему : «Традиции чаепития"

Подготовила и провела:

Воспитатель

Чернышова. Н. В

Плавица- 2024 г.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Традиции чаепития„» размещена в разделах

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему : «Традиции чаепития"

Цель: Формирование в детях основ культуры и приобщение к традициям русского народа.

Задачи:

- закреплять знания детей о названии страны, в которой они живут, и других стран;

- объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях;

- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, интерес и уважение к людям разных национальностей, их культуре;

- углублять и систематизировать знания о чае, его происхождении, традициях чаепития;

- развивать внимание и память, логическое мышление и воображение;

- формировать навыки исследовательской деятельности;

- приобщить детей к истокам русской народной культуры - традициям чаепития.

- расширение активного словаря.

- развитие внимания, мышления, памяти.

- развитие общей и мелкой моторики.

Интеграция образовательных областей:

«познавательное развитие», «речевое развитие», «социально – коммуникативное развитие», «физическое развитие».

Оборудование: глобус, мешочки с чаем, тарелочки с различными сортами чая, иллюстрации с изображением выращивания и сбора чая, стаканчики чаем, тарелочка с дольками лимона, чайные ложечки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, проходите садитесь на скамеечки. А теперь повернитесь и посмотрите друг на друга. Мы похожи друг на друг? А отличаемся мы друг от друга чем? (ответы детей). Но даже не смотря на то, что мы все с вами разные живем мы все на одной большой планете.

Воспитатель: Ребята, я сегодня на занятие принесла глобус.

-Кто- то из вас знает, что это такое? (ответы)

-Да, это модель (макет) нашего земного шара, где можно увидеть все страны. Какие страны вы знаете? (ответы) На нашей огромной планете много разных стран.

В каждой стране люди разговаривают на своём языке. На каком языке разговариваем мы с вами? (ответы) Какие ещё языки вы знаете? А теперь мы поиграем. Я начну - вы продолжите. В России разговаривают на русском языке, в Китае., в Англии., в Германии., в Татарстане. и т. д. Сколько народов, столько и языков.

Воспитатель: Ребята, у любого человека есть Родина. Это та страна, где он родился,живёт. Мы с вами живем в какой стране?

Дети: В России!

Воспитатель: Но также у человека есть и малая Родина. Это то место где он родился и вырос. Кто назовёт мне свою малую Родину? Как называется наш поселок?

Дети: Плавица.

Воспитатель: Ребята, наша страна многонациональна. Это означает, что в стране живёт много разных национальностей. Ребята, а вы сможете перечислите какие это национальности.

Дети: русские, таджики, узбеки, белорусы, армяне и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете слово «традиция»?

Дети:…

Воспитатель: Ребята запомните, слово «традиция» означает «передача». Традиция- это то что передаётся от одного поколения другому. А вы знаете, что может передаваться из поколения в поколение?

Дети: Сказки, былины, песни, танцы.

Воспитатель: Да вы совершенно правы, но традиции бывают еще и семейные. А какие в вашей семье традиции приняты?

Дети: Ответ детей.

Воспитатель: Ребята существует много разных традиций.

Есть такая традиция -чаепития. И я вам сегодня хочу предложить поговорим об этой традиции. Во многих странах очень любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои. Чай- это китайское слово.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, в древнюю страну – Китай. У меня, для вас есть сюрприз. (Показывает сундучок). Ребята как вы думаете, что находится внутри сундучка?

Внутри сундучка – маленькие мешочки. Возьмите их в руки, их можно понюхать и потрогать, но заглядывать во внутрь мешочков не надо (дети трогают мешочки, нюхают). Вы уже догадались, что внутри этих мешочков?

Дети: Нет

Я вам подскажу. Вам нужно будет отгадать загадку и тогда вы узнаете, что лежит в мешочках. Будьте очень внимательными.

Если к нам приходят гости

Я беру его за хвостик.

Кипяточку наливаю,

С головою окунаю.

Польза от него большая.

Это что?

Пакетик (Чаю).

Воспитатель: Молодцы! Ребята, действительно, это чай – замечательный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая - Китай. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке. Ребята. А вы знаете, существует очень красивая легенда о том, как люди смогли открыть этот прекрасный напиток- чай.

Воспитатель: Это случилось очень давно, много веков назад, китайский император уставший после сражения отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занёс в котёл несколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил и энергии. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Но сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливится побывать в Китае и стать участником такой церемонии.

(показываю картины чайных деревьев и кустов, сбор чая).

Воспитатель: чайные деревья бывает, даже бывает достигают в высоту 10-15 метров. Посмотрите, перед вами чайные кусты. В основном женщины занимаются сбором чайных листьев, потому что у них ловкие и нежные пальцы.

В древнем Китае чайные листья измельчали, обжаривали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки, которые ценились очень дорого, даже дороже золота.

После того как чайные листья собирали их обрабатывают специальным способом, затем расфасовывают в красивые пакеты, коробки и доставляют в магазины. Чай - это кустарник.

- Ребята, а какую часть растения используют для приготовления чая? "ответы" С древнейших времён чай считается не только вкусным, но и целебным, бодрящим напитком. Его любят пить путешественники, моряки, охотники. Существует восточная мудрость, которая говорит: "Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь - яду змеи. "

Воспитатель: давайте поиграем в игру- «Чай какой?»

-В чай кладут лимон?

-Лимонный,

-Веточки смородины?

-Смородиновый.

-Листья мяты?

-Мятный.

-Облепиху?

-Облепиховый. И. т. д

А вы дома с чем любите пить чай? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а вы когда-нибудь путешествовали?

А хотите мы с вами отправимся в путешествие? ФА поможет нам в этом глобус. Внимание наше путешествие начинается и мы отправляемся на Восток.

И первая остановка нашего путешествия- это Китай. В Китае очень любят пить чай, а особенно -зелёный чай. Заваривают его в специальном чайнике. Который сделан из красной глины или в чашке с крышкой. На Востоке по традиции- принято сначала вымыть руки, а только, потом класть чай в чайник, наливать воду. Пьют чай из гайвани.

Это небольшая пиала с расширением вверху и крышкой, диаметр которой меньше диаметра верхней части пиалы.

-А с чем же пьют чай? Как вы думаете? (ответы детей)

-Есть ли у них угощения? (ответы детей)

-Угощений к чаю не подают. Ребята на Востоке во время чайной церемонии принято общаться, разговаривать, обмениваться мнениями.

В наше современное время стали очень популярны чайные пакетики. А изобрели их в Америке. Однажды один торговец сшил небольшие мешочки из натурального шелка, ссыпал туда небольшими порциями чай и стал его развозить в качестве рекламы в такой вот «упаковке» по ресторанам. Но покупатели почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо так, в пакетиках, опуская их в чашку. Так и появился чай в пакетиках.

Ребята посмотрите, у меня на подносе чай в различных упаковках. Тут и есть и пакеты, и нарядные коробки, и жестяные банки.

И так мы с вами познакомились с родиной чая – Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ребята, что китайцы тщательно следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку?

-Давайте и мы немного отдохнем и разомнемся.

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как

носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос. (ложатся на пол)

Он посуду нам принес.

К самовару гости прибежали, (стоят в кругу)

Дружно чашки наполняли: (идут к середине круга)

Вкусный чай у самовара, (расходятся)

Он с ромашковым отваром. (идут по кругу друг за другом)

Вот большой стеклянный чайник, (одна рука на поясе, другая изогнута, как

носик)

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки, (приседают, одна рука на поясе)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (кружатся, рисуя руками круг)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (поднятые вверх руки смыкают над головой)

Вот пластмассовый поднос. (ложатся на пол)

Он посуду нам принес.

К самовару гости прибежали, (стоят в кругу)

Дружно чашки наполняли: (идут к середине круга)

Вкусный чай у самовара, (расходятся)

Он с ромашковым отваром. (идут по кругу друг за другом)

-Я — чайник, (Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе.)

-Ворчун, хлопотун, сумасброд,

-Я вам напоказ выставляю живот. (Животик надут.)

-Я чай кипячу, клокочу и кричу: (Топают обеими ногами.)

-«Эй, люди, я с вами попить чай хочу». (Делают призывные движения правой рукой.)

-Молодцы, ребята! Скажите, вы любите чай? Я для вас приготовила несколько сортов чая. Хотите посмотреть?

Воспитатель: Перед вами первая тарелочка. Что вы видите на ней? (чай)

Правильно, это чай, а состоит он из чаинок.

Я предлагаю вам их рассмотреть их с помощью лупы. Посмотрите какие они по цвету, размеру? А на что похожи чаинки?

Воспитатель: Ребята, кто-то из вас знает, почему чай называют черным?

Дети: Потому что он черного цвета.

Воспитатель: Совершенно верно, чёрным чай называли из-за его цвета. Но такой чай ребята приготовить не совсем просто. Для него срывают с чайного куста самые лучшие молодые побеги с двумя листочками. Их сортируют по размеру и немного подсушивают (подвяливают) на тёплом воздухе. Затем скручивают и полностью сушат. А уже после сушки получается вот такой чёрный рассыпчатый чай. (показываю картинки с чаем).

Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим чаинки во второй тарелочке. Скажите какой чай на ней? Какие чаинки? Какого цвета? (ответы детей)

Воспитатель: называется такой чай? (зелёный).

Правильно ребята. Зелёный чай готовят точно из таких же чайных листочков, что и чёрный. Только листочки не вялят и не скручивают, поэтому и чаинки у него крупные и зелёные. А ещё чай бывает красным и жёлтым в зависимости от обработки чайного листа. Мы с вами убедились, что чай бывает разных цветов. У нас есть еще и третья тарелочка, а давайте посмотрим, какой чай в ней. Рассмотрите всё в лупу, понюхайте. Чем пахнет этот чай? Обратите внимание, только ли листочки чая находятся на тарелке? (чай с кусочками фруктов; чай с лепестками цветов).

Воспитатель: Ребята, чай действительно бывает с разными добавками. А хотите отведать разные сорта чая? Тогда я вас приглашаю к столику. Пожалуйста, подходите поближе.

Мы с вами сегодня будем работать - дегустаторами. А вы знаете, кто такие дегустаторы?

Ребята, дегустаторы – это люди, которые пробуют еду и напитки на вкус и определить их качество. Я для вас заварила чай, предлагаю его попробовать и определить, что это за чай и какой у него вкус. (Дети пьют чай с разными добавками. Воспитатель уточняет у детей какой чай они пьют (мятный, фруктовый, малиновый, лимонный и. т. д.).

Воспитатель: Ребята мы с вами сегодня рассматривали чай в лупу, нюхали его, пробовали на вкус. Узнали, что чай бывает чёрный, зелёный, красный, фруктовый, у него может быть разный вкус. Из моего рассказа вы узнали, как собирают чай. Ребята, посмотрите, у меня в чашке чай стал совсем темный. А у вас?

-А вы знаете, как можно изменить цвет чая, осветлить его? А у меня есть подсказка. Я вам сейчас дам кое-что попробовать, а вы скажите, что это. Скажите, чем я вас угостила? (лимоном). Вы ребята молодцы! Да действительно это лимон. Возьмите дольку лимона и опустите в чашку с чаем, надавите на него ложечкой. Что произошло с чаем, изменится ли цвет чая? А каким же он станет на вкус? Вы замечательно справились с этим заданием. А теперь вернёмся к нашему глобусу.

-Но я хочу вам сказать ребята что чай, растёт не только в Китае, но и в других странах- Индии, Японии, Турции. Я вам сейчас покажу эти страны на глобусе. В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае. В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. Наши русские люди для кипячения воды для чая изобрели специальный сосуд, а какой, вы узнаете, отгадав мою загадку.

Он округлый, но не шар,

Медный - не монета,

В нём пылает алый жар,

Им вода согрета.

Чай готовить он мастак,

Чайник вспомнил даром!

Ведь зовут его в веках

люди (самоваром)

Воспитатель: Действительно, это самовар. А вы знаете кто изобрел самовар? (ответы детей)

Воспитатель: Первый самовар был изобретен в 1701 году в Туле. Он был создан мастером Назарием Лисиным, который сделал его из меди. Первый самовар представлял собой медную кастрюлю и трубку, через которую проходил пар.

Еще с давних времён в России зародилась традиция чаепития. Чай пили дома, в саду в открытых беседка и верандах. Чаще всего чаепитие устраивалось по поводу торжественных событий, праздников. За чаем общались с друзьями, родственниками, вели интересные беседы. Так как чай является - один из любимых напитков в нашей стране, русские люди сочинили много пословиц и поговорок о чае. Послушайте некоторые из них:

-Чай пить-долго жить.

- Чай пьёшь- до ста лет проживёшь.

- В доме береги добро, а в чае - тепло.

-У приветливых хозяев и чай вкуснее.

-Чаем если угощают, значит уважают.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья»Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья» Конспект итогового занятия по окружающему миру в старшей группе за первый квартал «Моя семья».2013 г. ,РСО-Алания,г. Моздок, МБДОУ №34 «Колокольчик».

Конспект открытого занятия по окружающему миру в старшей группе «Зима в лесу» Тема: «Зима в лесу» Цель: формирование целостного представления детей о том какой лес зимой. Задачи: образовательные: • закрепить и пополнить.

Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Традиции чаепития«
Опубликовано: 27 марта 2024 в 10:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД