Ольга Сидорова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница Соль»
▼ Скачать + Заказать документы
по опытно-экспериментальной деятельности
«Волшебница-соль»
Цель: Расширить представления детей о свойствах соли.
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить с разными видами соли (каменная, поваренная, морская).
Формировать умение выполнять задания четко следуя рекомендациям воспитателя.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебница Соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность.
Уточнить знания детей о соли, её значении в природе и в жизни человека.
Развивающие:
Развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Развивать навыки экспериментирования.
Развивать навыки связной речи, память, мышление, мелкую и общую моторику.
Развивать познавательный интерес.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности при работе с солью, испытывать радость от экспериментирования.
Материал: соль 3 вида – каменная, морская, поваренная; презентация с иллюстрациями; одноразовые стаканчики, тарелочки, ложки.
Ход занятия:
Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами не просто дети, а ученые. Мы с вами отправляемся в нашу лабораторию. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Сегодня мои дорогие ученые будем с вами изучать соль.
Соль – это пищевой продукт. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде.
- Какого цвета соль по вашему мнению? Действительно, мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения и имеет сероватый оттенок. Соль серого цвета, это неочищенная соль, иначе ее называют каменной солью. А вот белая соль, это уже соль очищенная и ее называют поваренная соль. А еще бывает - морская соль. Способ добычи морской соли — это выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы морской соли, которые можно потом собрать в корзины.
- Как вы думаете, где добывают соль? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы соли.
- Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеванию сердца, нарушению пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани. Действительно, без соли человек не может жить, это плохо влияет на его здоровье. Да и пища без соли не так вкусна. Много лет назад соли добывали мало, поэтому говорили про соль, что она дороже золота. Соль была дорогим товаром и купить соль могли только очень богатые люди.
Опыт №1 «Из чего состоит соль»
- У вас на столе стоит баночка с солью. Как вы думаете, имеет ли соль запах? Как мы можем это определить? Поднесите баночку с солью к носу и ответьте на мой вопрос.
Итак, делаем первый вывод свойство соли: соль не имеет запаха. Второй вывод, который мы можем с вами сделать, это о том, что соль белого цвета.
- Теперь возьмите немного соли и положите ее на тарелочку. Что вы заметили? Соль сыплется, она рассыпчатая. (в случае затруднения показать, как сыплется соль). И таким образом, мы делаем еще один вывод, о том, что соль рассыпчатая.
- На что похожа соль по внешнему виду? На порошок. Чтобы проверить подлинность ваших слов я предлагаю вам взять в руки увеличительное стекло и внимательно рассмотреть соль. Что же вы видите при ближайшем рассмотрении? Соль состоит из крупинок кристаллов. Соответственно, мы с вами можем сделать вывод о том, что соль – кристаллическая
Опыт №2 «Соль хрустит»
- Ребята, вы в тарелочку уже насыпали соль, надавите на соль с помощью ложки, что вы слышите? Хруст. Точно такой же хруст мы слышим при ходьбе по снегу в морозный денек.
- Как вы думаете, от чего появляется такой звук? Соль, так же, как и снег состоит из кристаллов, поэтому при надавливании они ломаются, и мы слышим характерный звук. Поэтому, мы можем сделать вывод о том, что соль состоит из кристаллов и хрустит при трении.
Опыт №3 «Соль поглощает воду»
- Ребята, у вас на столах стоят стаканчики с водой. Возьмите 1-2 чайных ложки воды и добавьте в соль. Что же произошло по вашему мнению? Соль впитала в себя воду, значит, можно сделать вывод о том, что соль поглощает воду.
Опыт №4 «Соль растворяется в воде»
- Ребята, возьмите один стаканчик с водой, насыпьте в него 1 чайную ложку соли и перемешайте. Что же произошло? Соль растворилась в воде. Соль исчезла? Нет, она растворилась. И мы с вами делаем вывод о том, что соль растворяется в воде.
- А как можно проверить, вывод о том, что соль не исчезла, а растворилась в воде? Воду можно попробовать на вкус. И какой же будет вкус у воды? Соленый. Все верно, мы можем сделать вывод о том, что соль в воде растворяется.
Рефлексия
- Ребята, чем мы с вами сегодня занимались в научной лаборатории? Что же нового вы узнали о соли? Какое важное открытие вы сделали?
- Спасибо вам большое, мои маленькие первооткрыватели, я буду с нетерпением ждать вас в нашей научной лаборатории для новых открытий.